Вопросы о таланте и одаренности

     

     Несмотря на регулярные и длительные исследования одаренности и таланта, и поныне педагоги, филологи, философы и психологи не могут с большой достоверностью точно определить эти явления: или как богом данные качества, или как психические отклонения.

     Теме «одаренность, гениальность, талант» уделили большое внимание такие выдающиеся педагоги, философы, психологи, как  И.С. Аверина, А.Г. Асмолова, Ю.Д. Бабаева, В.И. Панова, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодная, В.Э. Чудновский, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумакова, В.П. Эфроимсон, Д.Б. Богоявленский, Л.А. Венгер, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлева, А.В. Петровский, Г. Гарднер, Ю.Б. Гиппенрейтер, Н.С. Лейтес, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Дж. Гилфорд, Р. Кеттел, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и др.

     Следуя семантике слова «одаренность», можно оценить это качество как «дар», «незаурядность» — не из одного ряда. То есть стоит заметить, что человек, имеющий незаурядные способности, получает их как дар, развивая в дальнейшем своей собственной деятельностью.

     Чаще всего такие одаренные люди проявляются в раннем детстве: они начинают интересоваться «взрослыми» вещами, по возрасту им не соответствующим. Их неподдельный и глубокий интерес позволяет проникнуть в глубину проблемы. Они могут делать иногда не вполне правильные выводы, просто в силу своего возраста. Но взрослея и образовываясь эти одаренные дети, не потеряв интереса к волнующей их теме переходят в другую стадию развития своего интеллекта — талантливость. Талантливым человеком можно назвать того, кто преуспел в своей деятельности относительно других людей. Стоит заметить, что не обязательно талантливый человек должен изначально быть одаренным. Любой, кто ищет ответы на интересующие его вопросы на протяжении всей жизни, становится талантливым. Но вот ранняя одаренность позволяет человеку постичь вершины науки и искусства стремительнее и ярче, достигнув высот человеческого Олимпа.

     А вот гениальность — это высшая ступень человеческого творчества в научных открытиях, технических изобретениях, художественных произведениях, которые проверяются временем. Гениальность — это воплощение творческого потенциала в реальных, доныне не существующих вещах. «Гений — это сосредоточенность» — Фридрих Шиллер.

     С моей точки зрения гениальность возникает от талантливого осмысления проблемы в процессе сосредоточенной работы в тишине кабинетов и лабораторий, в процессе кропотливого анализа материала исследования и неординарного решения поставленной задачи. Это прозрение, это удар молнии, это сон… Но этот дар не дается человеку, который не работал над материалами исследования десятилетиями! Это плод многолетних бессонных ночей, анализа, синтеза многочисленных фактов. Архимед не ванне наслаждался, Ньютон не под яблоней загорал, Менделееву не вмиг приснилась таблица, Новоселов не на стуле в лаборатории качался! Они проработали над материалами своих исследований десятилетиями.

     Можно по-разному трактовать одаренность, талант и гениальность, но истина рядом: эти люди всегда могли преодолевать трудности. Они, в отличие от простых смертных, знали цель и шли к ней через тернии к звездам!

     Поэтому:

одаренность  результат развития заложенных способностей, которые создают условия успешной деятельности  

талант врожденные способности, зависящие от наследственности и окружающих авторитетных личностей  

гениальность  уникальное сочетание врожденных способностей, влияние социальной среды, максимальная трудоспособность и целеустремленность: квинтэссенция успеха в творчестве.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *