Элективный курс «Экспериментальная химия»

 

     Элективный курс «Экспериментальная химия» разработан для развития исследовательских навыков в области химии учащихся школ, лицеев, гимназий, колледжей. Методологические основы этого курса помогут педагогам разрабатывать собственные программы развития исследовательских навыков детей в любых отраслях знаний. Ранее исследовательские навыки прививались учащимся высшей школы при подготовке курсовых и дипломных работ. Но, используя детскую пытливость, развивая их творческие навыки, стало понятно, что ребенок даже в детском возрасте может не только задавать вопросы, но и находить возможность отвечать на них самостоятельно. Бывает и так, что ребенок задает неожиданные вопросы и находит оригинальный путь поставленной задачи. Поэтому рядом с таким ребенком должен стоять грамотный специалист, который подскажет ему выбор современных методов изучения окружающего мира, инструменты распознавания правильных результатов, научит его умело пользоваться и передавать свои открытия. Целенаправленное формирование исследовательской «жилки» ребенка, конечно же, должно определяться методикой преподавания некоторых дисциплин. К настоящему времени нет руководства, в котором была бы изложена траектория этого процесса подготовки. Ясно, что учителям необходима программа элективного курса, которая поможет выработать собственный путь формирования педагогической деятельности по организации исследовательской работы при изучении материи, процессов и объектов.
     Первое, что необходимо предпринять, это заинтересовать ребенка актуальным материалом, необычными методами преподавания, только мотивированный ученик будет способен устойчиво удерживать внимание на сложных методах, неизвестных ему из школьного курса, будет способен к самостоятельной работе. Элективный курс «Экспериментальная химия» формирует научное представление об исследовательской деятельности, содержит практические рекомендации по ее методологической организации, а также планированию эксперимента. Этот курс может стать руководством для педагогов, желающих развивать научный интерес учащихся. Он базируется на целом ряде дисциплин, но наиболее тесно связан с курсами общественных и естественнонаучных циклов, такими как «Педагогика», «Психология», «Органическая, неорганическая и аналитическая химия» и др.
     Для разработки этого курса использовался опыт работы с одаренными детьми. В программе прослеживается логика, связывающая роль, значение и методологию исследовательской деятельности. В преподаваемом курсе ставится задача изучения современных физико-химических методов исследования, наиболее эффективных при изучении структуры и состава вещества. Курс включает вопросы планирования, организации исследования, оценки и использования полученных результатов, создания современных способов презентации материалов.     При изучении курса «Экспериментальная химия» используются психологические тесты, развивающие креативность учащихся, их психологическую устойчивость, решение учебных задач, анализ конкретных исследовательских ситуаций и проблемные задания. Понятно, что эффективность многоплановых занятий в значительной степени зависит от самостоятельной работы учащегося над литературой – учебниками, монографиями, патентами, диссертациями, журнальными статьями. Поэтому на занятиях отводится время для изучения основ патентоведения, умения анализировать оригинальные научные тексты, готовность к реферированию, умение цитировать найденные материалы в собственных работах. Необходимы беседы с детьми, связанные с научной этикой, ответственностью при получении результатов исследования, умению математически обрабатывать и интерпретировать результаты научной деятельности. Очень важным является системный подход в самом построении и преподавании курса. Знание всего разнообразия методов позволяет наиболее удачно ставить задачу, выбирать путь изучения объекта и проводить эксперимент, учитывать возможные мешающие параметры и составлять рациональную программу действий.
     Даже если впоследствии ребенок не пойдет по научной стезе, у него останется уверенность в своих силах, ощущение успеха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *