Цели и задачи курса «Экспериментальная химия»

Пояснительная записка

     Химический эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.

Особенностями эксперимента являются такие факты:

  • исследователь сам вызывает изучаемое явление, а не ждёт, когда оно произойдет
  • может изменять условия протекания изучаемого процесса
  • в эксперименте можно попеременно исключать отдельные условия с целью установить закономерные связи
  • эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.

     Химический эксперимент является не только методом обучения, но и важнейшим средством развития познавательных интересов учащихся на уроках химии. Поэтому он может рассматриваться, как фундамент интегративно-деятельностного подхода к развитию экспериментальных умений учащихся. В условиях дефицита учебного времени эксперимент и экспериментальные химические умения закономерно оказались на периферии внимания учителя на уроках химии. Однако, именно химический эксперимент в наибольшей степени обладает необходимым резервом для повышения положительной мотивации учащихся к изучению химии.

     Необходимость появления данного курса возникла в связи с тем, что для многих обучающихся серьезной проблемой является разрыв между требованиями вузов и реальными возможностями выпускников большинства школ, который ставит перед молодыми людьми труднопреодолимый барьер на пути к выбранной профессии. Этот курс подготовлен для создания необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся, для формирования и развития творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы

     Деятельность учащихся в этом курсе будет направлена на исследование таких важных для жизни человека объектов, как гидросфера, атмосфера, литосфера,  продуктов питания и др.

     Широкий спектр рассматриваемых в курсе вопросов позволяет рассматривать курс как основу для выстраивания индивидуального пути исследований учащихся, целью которых является расширение знаний в области химии, обогащения практических навыков и расширения научного кругозора.

     Актуальность программы состоит в том, что школьникам предоставляется возможность пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения экспериментальных и, что особенно важно, практических задач по химии. Именно данная программа (её направление, вид деятельности) важна и актуальны для современных детей, для нашего времени, так как последнее время техническому образованию уделялось не очень много внимания.

 Новизна, педагогическая целесообразность и отличительные особенности программы

     Новизна впервые подготовленной и не имеющей аналогов образовательной программе «Экспериментальная химия» присутствует в преобладающих процессах интеграции смежных направлений: биологии, физики и математики. В реализации программы используются оригинальные приемы, методы, педагогические технологии. Авторская программа «Экспериментальная химия» отличается от сходных по тематике программ дополнительного образования, реализуемых в МУ ДО, таких как «Современная химия в решении олимпиадных задач», «Знакомьтесь: химия!»  комплексным подходом, расширенным охватом курса химии, возможностью подготовки обучающихся к защите творческих проектов. Программа позволяет обучающимся не только на высоком уровне освоить школьный курс химии (благодаря более глубокому рассмотрению всех тем, входящих в него), но и выработать исследовательский подход, применимый к любой области познания. В отличие от существующих школьных программ в данной программе исследовательскому аспекту уделено основное внимание.

     Собственный педагогический опыт позволил автору программы продумать  путь профессионального самоопределения и творческой самореализации личности обучающегося; наличие самостоятельно подготовленных методических разработок позволяет осуществлять инновационный подход в образовательном процессе.

      Курс «Экспериментальная химия» ориентирован на удовлетворение любознательности и развитие исследовательских навыков учащихся 8-9-10 классов и рассчитан на 136 часов в первый год обучения и 408 часов во второй и третий годы обучения. Главным критерием отбора обучающихся в группы является желание ребенка приобрести навыки решения теоретических задач, выполнения практических работ по определению веществ. В группы 1-го года обучения могут набираться дети из 8–9-х классов, а также старшие по возрасту, то есть ученики 10-х и 11-х классов. В последующих группах (2-й год обучения) занимаются дети, более подготовленные по данному предмету.

 Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

     Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей углубленной программы предполагает проведение занятий: 4 ч 2 раза в неделю для учащихся первого года обучения, в первый год 136 ч. Во второй и третий годы обучения по 2 часа 3 раза в неделю, по 216 часов за год обучения. Срок реализации программы – 3 года. С учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей данная программа может адаптироваться, например: по 4 часа одно занятие (для проведения эксперимента) и два часа в неделю для обработки результатов и обсуждения полученных данных.

 Методы преподавания и обучения

     Формы проведения занятий: лекция, практическая работа.

     Формы организации работы учащихся: групповая, индивидуальная.
     Методы обучения: репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий.

     Формы контроля и критерии оценки: оценивание обучающихся предполагается по 10-бальной шкале, по результатам их отчётов за проделанные  практические работы.

Цель курса: на примере школьного предмета «Химия» познакомить обучающихся с теорией и практикой организации исследовательской деятельности, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.

     Цель первого года обучения: содействие развитию у юного химика деятельностной компетенции через погружение в теоретический материал исследовательского процесса и знакомство с основами химического анализа.

     Цель второго года: создание условий для постановки собственного эксперимента, обретение навыков анализа.

     Цель программы третьего года: создание условий для творческой самореализации обучающихся в профессиональной и социальной среде объединения, их профессионально-личностного самоопределения.

Задачи курса:

  • сформировать представления о научно – исследовательской деятельности
  • обучить учащихся некоторым навыкам ведения исследовательской деятельности
  • совершенствовать экспериментальные умения и навыки
  • развивать мыслительные процессы, склонности, способности учащихся, умения самостоятельно получать знания
  • развивать и укреплять интерес к химии, побудить обучающихся к выбору соответствующего профиля дальнейшего образования.

Содержание курса ориентировано на практику, которой предшествуют теоретические основы данной проблемы, опирается на структуру школьной программы по химии и имеет региональную направленность, что делает его личностно значимым для каждого ученика. Данную программу по содержанию и формам педагогической деятельности можно отнести к интегрированному виду, так как она объединяет в одно целое области основного и дополнительного образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *