Как и зачем готовить учащегося к исследовательской работе

 

 Опыт работы в учреждении дополнительного образования, учитывающий возрастные особенности обучающихся на разных этапах обучения, позволил сформировать образовательную программу, в процессе реализации которой из учащихся, не владеющих базовыми знаниями по химии, вырастают настоящие исследователи через год или полтора.

     Следует отметить, что исследовательская деятельность учащихся в области естественных наук дает возможность их личностному росту. В процессе подготовки работы ребенок учится устанавливать взаимосвязи между учебным материалом и собственным научным опытом; формируются ценностные установки учащихся при помощи решения значимых для них проблем; в этот период происходит профессиональная ориентация; учащемуся чаще приходится общаться со своим научным руководителем, он ощущает педагогическую поддержку и интеллектуальное взаимодействие расширяет его кругозор.

     Для того, чтобы учащийся осознанно подошел к решению научных задач, необходимо плавно на протяжении определенного времени, например, года готовить его к поиску круга интересующих вопросов, обучать основным современным методикам исследования, учить ставить задачу, цели и после этого реализовывать свои интересы.

     Для этого необходимо было разработать специальный курс по обучению всей группы основам исследовательской деятельности. Для того, чтобы в процессе обучения каждым учеником осуществлялась индивидуальная траектория, в процессе общения на занятиях должна постоянно проходить диагностики сформированности личностных качеств и исследовательских умений. Каждый из них должен получать задания разной сложности, чтобы была возможность определить сильные и слабые стороны учащихся. То есть необходимо проведение семинаров на общие и смежные естественнонаучные темы, консультаций и индивидуальных бесед с научным руководителем, осуществляющим сопровождение; применение разработанных учебно-методических материалов по вопросам проведения исследования и оформления его результатов.

     Работа с ребятами из обычных (не специализированных) школ на протяжении долгих лет показала, что заинтересованные и мотивированные учащиеся, доверяя авторитету педагога, чувствуют себя уверенно и готовы тратить необходимое время на постоянный поиск интересующих их вопросов, в неурочное время заниматься исследованиями в любой, даже очень удаленной лаборатории. Результаты диагностики позволяют фиксировать позитивную динамику взаимоотношений исследователь — руководитель, от чего растут мотивация достижения успеха, саморазвития, ценностных ориентаций.

     Даже если при защите проекта ребенок в борьбе за призовое место проигрывает, при нем остаются приобретенные навыки поиска информации, желание новых открытий, он сможет гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, осуществлять собственный выбор.

     На этапе научно-исследовательских изысканий у молодого человека усиливаются потребности в поисковой активности, в получении информации, в достижениях, в общении, происходит формирование устойчивых познавательных и профессиональных интересов, ведущей становится его будущая деятельность.

     Программа подготовки строится на развитии его исследовательских качеств, чувства коллективизма, умении в общем видеть частное, анализировать сложную научную литературу. Это достигается путем решения сначала простых ребусов, шуточных тестов, загадок, выполнения занимательных заданий в области химии. В дальнейшем ребятам даются более сложные творческие задания, выходящие за рамки школьной программы. На каждом занятии преподаватель должен знакомить ребят с новинками наук в области химии, биологии, физики, астрономии, информатики. Они должны видеть горизонты, понимать, в каких отраслях знаний, как и какими методами происходят исследования различных сред и объектов. На конечном этапе их следует ознакомить с современными методами анализа и простейшими способами обработки полученных знаний. Сведения о том, как происходили открытия в прошлом, позволят ребятам понять, насколько осмотрительным необходимо быть в лаборатории. Область использования полученных учеными результатов в настоящем усилит их желание быть в подобных лабораториях и осуществлять не менее головокружительные достижения и открытия. Опыт этических взаимоотношений ученых, учеников и их педагогов, позволит ребятам созреть как личностям и быть ответственными за получение результатов.

     Опыт, приобретаемый ребятами в стенах учреждений дополнительного образования не всегда позволяет из обычного ребенка вырастить исследователя. Но то, что группа на глазах из разрозненного разновозрастного коллектива превращается в друзей с мечтой об усовершенствовании мира, говорит о том, что эти знания позволят им стать уверенными и социально адаптированными личностями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *