Методическое пособие. Подготовка научно-исследовательской работы

ВВЕДЕНИЕ

     Используя природную пытливость ребенка, можно научить его реальному эксперименту, начиная с постановки задачи и заканчивая умением представить полученные результаты. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Сформировать эти качества можно в любое время, но естественно, чем раньше ребенок научится логически мыслить, анализировать и сопоставлять, тем быстрее из него вырастет творческий человек, а, возможно, и исследователь. Лучше, если с малых лет родители будут развивать эти качества у малыша, а затем в школе начнут формироваться качества думающей, самостоятельной личности. Можно констатировать, что набирающее силу олимпиадное движение, работа по проведению научно-практических конференций не прошли даром и доказали свою эффективность. Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно.
     Несмотря на несомненные успехи учащихся в освоении исследовательских умений и навыков, в практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствующих традиционно установленным требованиям. Анализ работы конференций показывает, что проблема, с которой приходится сталкиваться ученикам, их руководителям и членам жюри повсеместна.
     Очень часто истинная исследовательская работа подменяется рефератом, то есть обзором различных научных статей, их неумелой компиляцией. За редким исключение встречаются работы с грамотно поставленной целью, умело проведенным экспериментом и толковыми тезисами. На защите учащиеся редко способны грамотно вести дискуссию, отвечать на вопросы жюри, это часто является признаком отсутствия подготовки юного исследователя к публичным выступлениям, небольшого кругозора учащегося в области своих изысканий.

     При исследовательской деятельности определяющим является сопоставление данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.

     Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

К элементам исследовательской деятельности относятся:

1. Изучение методов исследования выбранного объекта
2. Экспериментальная часть с полученными результатами
3. Интерпретация данных и вытекающие из них выводы.

     Научно-исследовательская деятельность — это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
     Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.
     Главное здесь не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые могут быть затем использованы в исследовании любой сложности и тематики. Конечно, при этом никто не будет отрицать ценности получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере, тем более если работа проводится под руководством опытного компетентного специалиста.
     Несмотря на разнообразие научных дисциплин и их, казалось бы, совершенную несводимость к общему знаменателю (например, физика и литература) при написании исследовательской работы в любой отрасли знания сохраняется общая логика его построения. Поэтому приводимые рекомендации, естественно, с учетом специфики предмета, соотносимы с проведением исследования по любой из школьных дисциплин.

     При всей ответственности педагога за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося-исследователя. Руководитель лишь указывает и расставляет вехи на пути исследования, советует и ориентирует учащегося в море информации — методологиях, литературе, научной проблематике.
Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как учащегося, так и педагога. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная доля ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего, более опытного участника.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

     Подготовка к проведению научного исследования традиционно предполагает наличие нескольких этапов.

1. Объектная область, объект и предмет

     Научное исследование, в отличие от повседневного опытного познания, носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является четкое определение сферы научно-исследовательской деятельности — ее объекта и предмета, своеобразной «системы координат» исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной «системы». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект» и «предмет» исследования. Этот этап предшествует выбору темы исследования.
     Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например, математике, биологии, литературе, физике и так далее.
     Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
     Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.
     Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны. То, что в одном случае является объектом исследования, в другом — может стать объектной областью; то, что было в данном случае объектом, в ином случае предстает в качестве предмета исследования.
Например, в исследовательской работе по информатике: «Основные принципы функционирования электронной почты» объектом является электронная почта, а предметом — основные принципы функционирования электронной почты.

2. Тема, проблема и актуальность исследования

     Тема — еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую притчей во языцах или являющуюся неизвестной именно ему, для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя.
     Тема — ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
     Чтобы облегчить процесс выбора темы, необходимо учитывать основные критерии:
• тема должна представляла интерес для учащегося
• выбор темы должен обсуждаться и быть актуальным и ученика, и педагога
• тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях (по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература).
     Примером реализуемой темы может служить тема «Наблюдение за поведением пчел в искусственных условиях». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.
Не менее важно с самого начала правильно сформулировать тему. Ведь тема — это своего рода визитная карточка исследования, формулировка ее может носить не окончательный, а предварительный характер.      Целесообразно вспомнить о некоторых традиционных требованиях: тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
     Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, то есть процесс развития научного познания. Вследствие этой причины очень ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

     Актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования — обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и тому подобное.

     Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке, и здесь главную помощь учащемуся оказывает его научный руководитель, ориентирующий начинающего исследователя в степени проработанности той или иной проблемы, в соответствии с чем и будет выбираться тема работы. Освещение актуальности, как и формулировка темы, не должно быть многословным. Не нужно начинать ее описание издалека. Одной страницы, чтобы показать главное, вполне достаточно.
Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является актуальной. Здесь желательно кратко осветить причины, по которым изучение этой темы стало необходимым и что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих исследованиях.
     Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Когда и почему возникает проблема? Как правило, ее появление связано с тем, что существующее научное знание уже не позволяет решать новые задачи, познавать новые явления, объяснять ранее неизвестные факты или выявлять несовершенство прежних способов объяснения, признанных фактов и эмпирических закономерностей.
     Таким образом, можно представить проблему как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы.
     Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важны. Она определяет стратегию исследования, направление научного поиска.
     На данном этапе работы не всегда можно точно определить тему исследования, пути и способы ее разработки и осуществления. Для этого необходимо изучить научную литературу. После чего тема обычно уточняется, изменяется.

Изучение научной литературы и уточнение темы

     Поначалу может сложиться впечатление, что литература по теме — это некое безграничное пространство, в котором невозможно обнаружить какие-либо ориентиры. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Освоенный алгоритм работы позволит вам в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной вами теме. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме.
     В составлении списка необходимой для изучения литературы обязательно участие самого исследователя.      Зачастую руководитель дает учащемуся готовый перечень дежурных изданий, чем лишает его возможности приобрести навык самостоятельной работы в библиотеке: знакомства с системой библиотечных, в том числе электронных, каталогов, с приемами правильного оформления библиографических данных. А ведь с этой системой вчерашнему школьнику придется работать на протяжении всех студенческих лет. Гораздо проще это делать, имея предварительные навыки работы.

1. Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам. Лучше начинать с работ так называемого общего характера, то есть таких работ, из которых можно получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск узкоспециального материала. Данные каждого издания следует сразу фиксировать в отдельном файле с точной фиксацией всей информации, указанной в библиографической ссылке. В первую очередь следует ознакомиться с традиционными вузовскими учебниками по соответствующей теме работы дисциплине. Здесь собрана и обобщена базовая информация по вопросу. В конце глав учебников обычно публикуются ориентировочные списки литературы, что может помочь в поиске и составлении собственного списка по вашей конкретной теме. Кроме этого в учебниках указываются основные монографии по вопросу, знакомство с которыми станет следующим этапом изучения литературы. Возможен поиск необходимой литературы из авторефератов диссертаций по схожей тематике в этой области исследования: там всегда находится список монографий, справочников, последних статей.
2. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.

А). Просмотровое чтение желательно использовать в тех случаях, когда требуется познакомиться с общим содержанием книги, ее глав или параграфов, автором произведения. При этом обычно читается титульный лист, оглавление, аннотация, отдельные абзацы и предложения.
Совсем не обязательно тщательно изучать весь предвари тельный список литературы, среди которой будут монографии, статьи, тезисы, сборники, научные журналы. Как правило, это значительно замедляет процесс освоения текстов и тормозит исследование на его начальном этапе. Поэтому важно научиться свободно оперировать различными приемами работы с текстом.
Здесь желательно ориентироваться в структуре издания. Вот лишь ее некоторые характерные элементы с соответствующими им функциями:
• заголовок в научной литературе указывает на тему
• аннотация расположена на обороте титульного листа и представляет содержание работы
• оглавление содержит план изложения темы, является своего рода путеводителем по книге. Оно знакомит с проблематикой работы, ее общей структурой и дает возможность быстрого поиска информации
• предисловие излагает задачи, поставленные автором,более подробно характеризует структуру издания и ориентирует в ней читателя, предваряет изложение основного материала и дает установку на его восприятие
• послесловие подводит итог, сообщает краткие выводы исследования
• справочный материал дает комментарий к понятиям, терминам, фактам, которые нуждаются в пояснении, этой информации будет достаточно, чтобы решить, насколько необходим для конкретной работы тот или иной текст.

Б). Ознакомительное (выборочное) чтение поможет в поиске ответов на определенные вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработки своей собственной точки зрения.

В) Изучающее чтение — это активный вид подробного чтения. Этот тип чтения предполагает, что чтение происходит вдумчиво и внимательно, с обдумыванием информации. Данный вид чтения требует последовательного изучения материала по параграфам, главам, частям. Заключительный этап содержит в себе и обучающий момент: здесь формируется умение критически воспринимать информацию. Цель изучающего чтения — получение необходимой информации, понимание логики доказательств, поиск ответов на поставленные перед вами вопросы.

3. Какие приемы можно рекомендовать для фиксирования необходимой информации? Целесообразно посоветовать создавать своеобразный «банк данных» по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать либо в форме записей в рабочем журнале, либо в составлении чернового конспекта в отдельном файле компьютера.
Один из удобных способов оформления извлеченной из текста информации традиционно является составление на ее основе специальных заметок. Заметки каждый может оформлять по своему усмотрению — они создаются для вашего личного пользования, поэтому должны представлять информацию удобным для вас образом. Можно дать общие советы. Например, нумеровать записи и обозначать шифром тему вписанной информации для легкости ее обнаружения в дальнейшем, когда картотека разрастется.

4. Может случиться и так, что не вся выписанная информация окажется необходимой. При этом ни в коем случае не нужно пытаться включить в исследование весь имеющийся материал, как бы звучны не были иные имена и цитаты. Если доказательство того или иного положения строится преимущественно на цитатах, то это, как правило, производит неблагоприятное впечатление. Исключением является изложение концепции произведения в полемических целях.
При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную ин формацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

3. Определение гипотезы

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
• быть проверяемой
• содержать предположение
• быть логически непротиворечивой
• соответствовать фактам.

     В переводе с древнегреческого гипотеза — значит «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.
     При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что…», то есть такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Процесс формулирования гипотезы не является одномоментным актом. Вначале лучше со ставить ее рабочий вариант — как первичное, временное предположение, служащее систематизации материала. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
     Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию — определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы. В принципе, любое деление на этапы достаточно условно, особенно в практической деятельности, какой является и деятельность научно-исследовательская. На практике названные этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать, как необходимые элементы данного вида деятельности. Именно этим оправдывается предпринятое структурирование.

4. Цель и задачи исследования

     В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами, традиционно употребляемыми в научной речи клише:
• выявить…
• установить…
• обосновать…
• уточнить…
• разработать… .

     Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
     Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
     Цель — идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. Исследователь для достижения поставленной цели и проверки положений сформулированной им гипотезы выделяет конкретные задачи исследования.
     После формулирования гипотезы, целей и задач исследования следует этап определения методов.

5. Определение методов исследования

     Как показывает учебная практика, на первых порах овладения навыками научной работы школьникам прежде всего недостает как опыта для ее организации, так и опыта использования различных методов научного познания.
     Метод — это способ достижения цели исследования. Уже отсюда очевидна решающая роль метода в успехе той или иной исследовательской работы. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования — его проведения и получения определенного результата. На этом этапе главную роль должны сыграть знания руководителя, который должен объяснить об известных методах исследования, обсудить положительные и отрицательные стороны каждого из них и аргументировать выбор определенной методики.

Методы эмпирического уровня:

наблюдение
интервью
анкетирование
опрос
собеседование
тестирование
фотографирование
счет
измерение
сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

Методы экспериментально-теоретического уровня:

эксперимент
лабораторный опыт
анализ
моделирование
исторический
логический
синтез
индукция
дедукция
гипотетический.

     Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

Методы теоретического уровня:

изучение и обобщение
абстрагирование
идеализация
формализация
анализ и синтез
индукция и дедукция
аксиоматика.

     Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

     Экспериментальное изучение объектов по сравнению с наблюдением имеет ряд преимуществ:

• в процессе эксперимента возможно изучение явления в «чистом виде», т.е. объективно
• эксперимент позволяет исследовать свойства объектов в экстремальных условиях
• достоинством эксперимента является его повторяемость, т.е. возможность проверки и перепроверки полученной информации.
• измерение — представляет собой процедуру определения численного значения величины посредством единицы измерения. Ценность этого метода заключается в том, что он дает точные, количественно определенные сведения об окружающем мире.

ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

     Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно, проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап.
     Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план. В рабочей программе исследования обязательно рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов. С учетом специфики творческого процесса такой план дол жен предусматривать все, что можно предвидеть уже в самом начале исследовательской работы. Конечно, в науке возможны и случайные открытия, но нельзя строить научное исследование, ориентируясь на случайности. Только плановое исследование может позволить надежно шаг за шагом познать новые факты и закономерности.
     В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в рабочих журналах. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
     По существу, в рабочий план включаются все элементы, обозначенные в части подготовки проведения исследования. Однако если в первом блоке они представляют собой содержание теоретической работы с учащимися, где формируются понятийный аппарат, основы исследовательской деятельности, то, включенные в рабочий план, те же элементы обозначают этапы непосредственно практики проведения исследования — от определения его объекта и предмета до выбора метода. Перечень этих действий составляет первый блок рабочего плана.
     Во втором блоке описывается собственно экспериментальная часть работы. Содержание экспериментальной части зависит от объектной области исследования, темы работы, в соответствии с чем и определяется его специфика, поэтому мы не будем подробно останавливаться на описании данного блока. Вслед за проведением эксперимента, технологического эта па работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: про анализировать, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям. Только после проведения рефлексивной части можно приступать к планированию следующего блока работы, включающего в себя оформление результатов исследования.
     Третий блок включает в себя оформление результатов исследования.
     На следующем этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования — от рецензии до обсуждения в группе учащихся и выступления на конференции. Заметим, что чем чаще результаты работы подвергаются обсуждению в разных по составу аудиториях, тем лучше для ее автора. Особенно продуктивны обсуждения в группах, где несколько учащихся или студентов работали над исследованиями близкой тематики. Здесь обнаруживаются наибольшие возможности для продуктивной дискуссии.
     На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, то есть. спланировать внедренческий этап исследования.
     На более поздних стадиях работы составляют план-проспект, то есть такой план, который представляет собой реферативное, более подробное изложение вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.
     План-проспект служит основой для последующей оценки научным руководителем учащегося соответствия его работы целям и задачам проводимого исследования. По этому плану уже можно будет судить об основных положениях содержания будущей исследовательской работы, принципах раскрытия темы, о построении и соотношении объемов отдельных ее частей.
     Практически план-проспект — это уже черновое оглавление работы с реферативным раскрытием содержания ее глав и параграфов. Удобство составления предварительного плана-проспекта очевидно: путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно до вести до окончательного объема работы.
     Кроме этого, наличие плана-проспекта, представляющего всю работу целиком, позволит предварительно провести анализ ее результатов, проверить их соответствие намеченной цели и при необходимости внести коррективы в ту или иную часть работы.
     Исследовательская деятельность представляет собой достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции. Поэтому вопрос о распределении времени по подготовке и проведению исследования — один из самых важных. Если планируется представление результатов работы на городскую конференцию, то сроки ее проведения будут определять последовательность и примерные сроки всех предшествующих этапов. Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет. Необходимо рассчитывать время таким образом, чтобы до проведения конференции можно было не только оформить результаты исследования, но и провести обсуждения по данной работе на классном и общешкольном уровнях. На подобные обсуждения целесообразно приглашать преподавателей и студентов вузов, занимающихся исследованием проблем соответствующей тематики. Такое сотрудничество может оказаться весьма плодотворным для обеих сторон.
     За месяц до конференции работа представляется на предварительную экспертизу, которую проводят ученые вузов. Если авторы желают опубликовать результаты своих исследований, то вместе с работой должны быть представлены тезисы. Конечно, выступление на конференции лишь условно можно назвать заключительным этапом исследовательской работы. На самом деле, это некая заметная веха, позволяющая продолжить исследование уже на более высоком уровне — с обновленными в обсуждениях результатами, обогащенными замечаниями коллег-исследователей и специалистов, сознанием о результатах других работ близкой тематики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *