Методическое пособие. Оформление научно-исследовательской работы

 

Оформление результатов исследования — один из самых трудоемких этапов работы.
Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
• текст научного сочинения
• статья, тезисы
• доклад, сообщение
• отчет и так далее.
Определение формы научного произведения сопутствует составлению плана исследования. Именно тогда выявляются контуры будущей работы, намечается характер и объем иллюстративного материала, складывается круг источников. Это говорит о том, что поиск оптимальной формы научной работы идет на каждой стадии исследования.
Когда работа представляется в форме тезисов — сжатого перечисления основных положений и выводов исследования, или статьи — развернутого изложения содержания тезисов по той или иной актуальной проблеме, то всегда выявляется суть содержания исследования и обобщается имеющийся материал. Публикация тезисов докладов учащихся, подготовленных к научно-практическим конференциям, например, «Шаг в будущее», «Эврика» оформляется по основным требованиям этих конференций.

 По содержанию:
• обоснование актуальности темы
• главный тезис
• аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис
• основные выводы.

По срокам представления:
например, за 1 месяц до начала конференции.

 По форме представления:
• в 2-х экземплярах offline
• в электронной версии
• в формате Word 6.0, 7.0, 8.0
• шрифт 14, Times New Roman.

В случае, если материалы исследования представляют заслуженный интерес со стороны специалистов, есть смысл оформить результаты в виде публикации. Статья представляет собой самостоятельный научный текст, где исследователь излагает собственные мысли по проблеме. Структура статьи схожа со структурой текста научного сочинения, но представляет его как бы в миниатюре. В начале статьи выдвигается ее главный тезис, который затем подвергается аргументированному доказательству в основной части. В заключении статьи помещаются выводы, подтверждающие либо опровергающие все вышесказанное.
Обе эти формы — и статья, и тезисы — создаются на основе текста собственно научного сочинения, где подробно рассматривается весь ход исследования и описываются его результаты. Поэтому особое внимание необходимо уделить именно этому главному, фундаментальному варианту оформления итогов научной работы.
Начинается оно с компоновки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и тому подобное). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов без указания авторов на титульном листе или по ходу цитирования (по условиям редакции или оргкомитета конференции).

Правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы

     Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, название темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.
Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Например:

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы, актуальность исследования, проблему исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотезы, методы исследования, этапы исследования, структуру исследования, его практическую значимость, краткий анализ литературы.
Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2-3 страницы.
Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, простейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев — отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы — это своеобразный композиционный прием, позволяющий более зримо обозначить логические акценты в тексте.
Основная (содержательная) часть работы может содержать 2-3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те мы исследования; главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.
Особой точности требует составление библиографического списка. В переводе с древнегреческого библиография значит — «описание книги».
Библиографический список — это список изученной по теме литературы, представленный специальным образом.
В список литературы входят все использованные в работе источники.
Сведения о книгах (монографиях, учебниках, справочниках и т.д.) должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; данные о последующих изданиях; место издания, издательство; год издания и объем в страницах.

Примеры оформления в списке различных вариантов изданий

Книга одного и более авторов:

1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. — М.: Интеллектцентр, 2001. — 296 с.
2. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. — М.: Российское педагогическое общество, 1998. — 354 с.
3. Госс B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. — М.: Мысль, 1984. — 268 с.

Сборник с коллективным автором:

Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании: Сб. науч. статей / Сост. О.С. Орлов. — Великий Новгород: РИС, 2000.-180 с.

Статья из газеты и журнала:

Михайлов Г.С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 5. — С.2-19.

Статья из энциклопедии и словаря:

Бирюков Б.В., Гастев Ю.А., Геллер Е.С. Моделирование // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 393-395.
Инновация // Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. -Минск, 1995.-С. 50-51.

Ссылки на Интернет-источники:

Основное заглавие является главным заглавием электронного ресурса и воспроизводится в том виде, в каком оно приведено в источнике информации, например: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
Общее обозначение материала: [Электронный ресурс]
Параллельное заглавие — эквивалент основного заглавия на ином языке, например: Императорские дворцово-парковые ансамбли Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] = The Imperial palace and park ensembles of St. Petersburg
Сведения, относящиеся к заглавию — информация, раскрывающая и поясняющая основное заглавие. Им предшествует двоеточие, например: : состояние, проблемы, перспективы
Сведения об ответственности могут состоять из имен лиц и наименований организаций с сопроводительными словами или коротким текстом, уточняющим их роль в создании электронного ресурса, либо без таковых слов и текста, например: / авт. курса, А. Сигалов или / Рос. гос. гуманитар. ун-т
Сведения об издании — сведения об изменениях и (или) особенностях данного издания по отношению к предыдущему изданию того же документа, например: Изд. 3-е, испр. и доп.
Обозначение вида ресурса, например: Электрон. журн., Электрон. текстовые дан. и т.п.
Объем ресурса пишется в скобках например: (33 файла)
Место издания, имя издателя, дата издания, например: М.: Интерсофт, 1999. Если сведений о месте издания или дате нет в документе, но они известны, их приводят в квадратных скобках, например: — [Новосибирск]. Если приводится предполагаемое место издания, оно указывается в квадратных скобках со знаком вопроса, например: — [Курск?]. Если нельзя установить дату, то в квадратных скобках она дается приблизительно, например: [199-?]
Примечание о режиме доступа (обязательно) — здесь указывается полный адрес интернет- страницы и условия доступа (свободный или платный).
Примечание об источнике основного заглавия (обязательно), например: — Загл. с экрана, Загл. с домашней страницы Интернета и т.п.
Примечание о языке произведения (необязательно), например: — Нем., — Текст на экране фр., англ. и т.п.
Например,
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. — Электрон. дан. (5 файлов, 178 тыс. записей). — М., [199-?]. — Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html. — Загл. с экрана.

Особый статус имеет такая рубрика научного текста, как приложение. Приложение — это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы. Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и тому подобное. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

Основные требования при оформлении приложений можно сформулировать так:

• размещаются после библиографического списка
• в оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста
• каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Еще одна особая часть основного текста — это примечания. Примечания содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различным образом:
1. в круглых скобках
2. подстрочно (оформляются как сноски)
3. после параграфов или глав.

Примечанием может быть:

• определение терминов или устаревших слов
• справочная информация о лицах, событиях, произведениях
• перевод иностранных слов и предложений
• пояснения основного текста
• примечания помещаются в основной текст в виде сноски.

Иллюстрации к исследовательской работе размещаются в целях придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности.
• Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок можно разместить на следующей странице.
• Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении. Все таблицы должны иметь заголовки, которые кратко характеризуют содержание табличных данных.
• Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника. После сведения частей работы в единое целое рекомендуется провести сплошную нумерацию сносок.
При изложении концепции какого-либо автора можно обходиться и без цитат. В этом случае основные мысли автора описываются в точном соответствии с оригиналом по смыслу. Но и в этом случае обязательно делать сноску на источник.
Цитаты можно привлекать и для иллюстрации собственных суждений. Однако исследователь должен быть крайне аккуратен в цитировании и тщательно следить за его правильностью. Неполная, умышленно искаженная и подогнанная под цель исследователя цитата отнюдь не украшает его работу и не прибавляет ей значимости.
Кроме формальных особенностей представления материала исследователю следует подумать над тем, каким языком будут изложены результаты его работы. Удачное изложение и грамотный литературный язык сами по себе уже являются немалым достоинством и способны подчеркнуть наиболее удачные ее моменты. Особенно это важно при заключительном этапе исследования — его защите.

ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

     После окончания исследования, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее научным руководителем наступает последний этап — защита. Необходимо помнить, что не стоит «заваливать» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытаться выстроить логику своего изложения. В итоге — «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может «затенить» некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Чтобы сформировать у себя хотя бы элементарные навыки участия в научной дискуссии, целесообразно тщательно подготовиться к процедуре публичной защиты своего доклада. Что необходимо при этом учитывать?
Следует помнить, что на все выступление отводится не более 5—7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если не получится заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание и раздражение слушателей.
Подготовку доклада лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика — залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.
Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Для того чтобы ваш доклад вызвал интерес аудитории, очень важно правильно настроить слушателей с самого начала вашего выступления. Существует несколько способов привлечения внимания аудитории, вот некоторые из них: вы можете начать выступление с приведения примера, интересной цитаты, образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, с истории, случая, задания проблемы или оригинального вопроса.
Во второй части, самой большой по объему, необходимо представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав реферата необходимо отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые результаты исследования.
При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы, презентации. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. В заключении необходимо создать кульминацию выступления, дать возможность слушателям поразмышлять над проблемой, показать возможные варианты дальнейших исследований, использовать цитату по теме реферата известного ученого.
Особое внимание уделяется речи докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории.
После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Если задаются вопросы, то это продиктовано исключительно желанием глубже разобраться в заинтересовавших вопросах, вызванных докладом. Раз вопросы задаются, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы не забудьте о нескольких простых правилах.
Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Таким образом, останется представление о докладчике, как о вдумчивом исследователе.
Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что докладчик отвечает не на вопрос, который ему задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность — начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера.
По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.
Поскольку устное выступление является своего рода сценическим искусством, то есть включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых условиях.
Перед тем как выступать на научных конференциях городского и более высокого уровня, желательно пройти уровни классный и школьный. Чем больше вы выступаете, тем больший опыт приобретаете. В процессе тренировке необходимо читать доклад обязательно вслух. При этом надо контролируйте время «выступления»: это поможет сориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбирать темп и интонацию речи). Можно потренировать свою речь, умение выступать перед аудиторией, записывая его на аудио- или видеокассету. После чего постараться оценить ее (как выступление другого) по следующим характеристикам:
логичность
точность
ясность
доступность
убедительность
интересность
выразительность
уверенность
контакт со слушателями
уместность жестов
выражение лица и так далее.
Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки.      Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской деятельности остаются недостаточно разработанными и ясными, другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска. Предложенные правила, рекомендации признаны оптимальными для проведения исследовательской работы виднейшими специалистами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *