Израильские ученые высказали сомнение о пользе пробиотиков

Джеймс Галлахер
Обозреватель Би-би-си по вопросам науки

Широко рекламируемые пробиотики (— класс микроорганизмов и веществ микробного и иного происхождения, использующихся в терапевтических целях, а также пищевые продукты и биологически активные добавки, содержащие живые микрокультуры. Согласно ГОСТ Р 52349-2005 «Продукты пищевые. Продукты пищевые функциональные.) считаются полезными для желудочно-кишечного тракта. Последние результаты исследования (команды ученых из института имени Вейцмана) показали, что они либо оказывают слабый эффект на организм, либо вообще никакого. Составив коктейль из пробиотиков, использовав 11 бактерий, включая лактобациллы и бифидобактерии, полученный коктейль давали 25 добровольцам на протяжении месяца.
     Затем у участников экспериментов под наркозом взяли пробы из различных участков желудка, а также толстого и тонкого кишечника.
     Ученые проверяли, где бактерии успешно образовали колонии, и привело ли это к каким-либо изменениям в активности кишечника.
     Результаты, опубликованные в журнале Cell, показывают, что в половине случаев поступившие в организм с пищей полезные бактерии незамедлительно покинули его естественным путем. В остальных случаях они задерживались в организме ненадолго.
Если посчитать все клетки в теле человека, то окажется, что лишь 43 % из них — человеческие. Остальное — это микробиом человека, который включает бактерии, вирусы, грибы и одноклеточные археи. Геном человека состоит из 20 тысяч генов. Если сложить вместе все гены, составляющие микробиом человека, получится число в диапазоне от 2 млн до 20 млн. Это — так называемый второй геном, и от него зависит склонность к болезням, включая аллергии, ожирение, воспаление кишечника, болезнь Паркинсона. Также он влияет на усвоение противораковых препаратов, на развитие депрессии и возникновение аутизма.
     Стенки кишечника служат домом для триллионов бактерий, и у каждого человека их набор уникален.
По словам профессора Эрана Элинава (институт имени Вейцмана, Израиль), было бы ошибкой надеяться, что «универсальные» пробиотики окажутся одинаково эффективны для абсолютно всех. «В этом смысле покупка пробиотиков в супермаркете — без индивидуализации, без адаптации к потребностям организма-хозяина или хотя бы части популяции, довольно бессмысленна», — говорит ученый.
     Исследователи также провели эксперимент с воздействием пробиотиков на организм после приема курса антибиотиков, которые убивают как полезные, так и вредные бактерии.
Результаты эксперимента показали, что в таких случаях возникают задержки в восстановлении здоровых бактерий.
     «Вопреки устоявшемуся мнению, что пробиотики безвредны, эксперимент выявил новый потенциальный побочный эффект употребления пробиотиков с антибиотиками, который может иметь долгосрочные последствия», — говорит Элинав. Живущим в вашей толстой кишке тоже нужно здоровое питание.
Но доказана абсолютная польза пробиотиков в некоторых случаях: например, они способствуют защите недоношенных детей от некротизирующего энтероколита. И это дает поле для надежды на то, что понимание сложных взаимоотношений микробиома с человеческим организмом позволит разработать новые методики лечения болезней.
     Профессор Тревор Лоули из британского института Сенгера не удивлен результатами исследования своих израильских коллег. «Пробиотики открыты уже давно, и они подвергаются все более скрупулезному анализу. Эти исследования — новаторские, и их результаты требуют подтверждения. У кишечника есть естественное свойство блокировать образование колоний бактерий, и мы должны найти способ обойти это», — говорит ученый.