Работа с талантливыми детьми, склонными к исследовательской деятельности

 

      Нынешнее общение учащихся в процессе образования часто ограничено членами определённой одновозрастной группы (15-20 человек в лучшем случае, а в краснодарских школах ситуации намного плачевнее). Учащимся очень трудно определять свои учебные предпочтения или устанавливать контакты с ровесниками из других интеллектуальных групп и, особенно, с ребятами других возрастов. В одновозрастной группе насаждается атмосфера конкуренции и соперничества, оцениваемая педагогами как ситуация развития таких личностных качеств, как трудолюбие, желание достижения состояния лидерства. Кратковременные встречи, где участники разных групп демонстрируют свои достижения, не компенсирует дефицита общения с детьми других групп. Это же относится и к общению со взрослым. Оставаясь членом одной и той же группы в течение нескольких лет, ребёнок вынужден общаться с небольшим количеством педагогов и практически не общается с педагогами других групп. Весьма ограниченным остаётся психологическое пространство. В одной возрастной группе ученику предоставляется обычно небольшое место пространства для ролевых функций, к тому же зачастую разделенных по гендерному принципу. Это лишает ученика и возможности выбора, и реализации индивидуальных, а зачастую и социальных задач развития. В традиционной системе образования ребёнок просто лишён права выбора. Он, как и педагог, подчиняясь общепринятым правилам, выполняет режимные моменты, делает то, что от него требуют и принимает то, что ему предлагают в готовом виде. При такой позиции ведомого человек не может почувствовать самого себя; он не осознаёт своих желаний, своих переживаний, не выделяет себя из общей группы. Всё это изначально лишает ребёнка инициативы, самостоятельности и ответственности за свои действия (которые по существу не являются «своими»). Учитывая, что школьный возраст является периодом для развития собственной идентификации в плане принадлежности к одной из социальных ролей, ограничение инициативности в этот период серьёзно искажает личностное развитие.

     Эти соображения побудили пересмотреть традиционную систему школьного образования и разработать, а затем и внедрить в практику новую организацию жизнедеятельности детей – дополнительное образование. Дополнительное образование социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, предназначено для того, чтобы расширить воспитательные возможности системы образования для развития инициативы, интересов и потребностей каждого ребенка, обладает открытостью и доступностью.

     В системе дополнительного образования учащимся есть возможность осуществлять общие проекты (общее дело), которые обсуждаются и продвигаются на общих встречах в разновозрастных группах. Опыт работы в Малой академии г. Краснодара дал возможность на каждый период времени планировать определённый проект для всех разновозрастных групп.

     Темы проектов возникают на семинарах в процессе обучающих и развивающих занятий. Генераторами идей могут быть ребята восьмых классов, еще не знакомых с физико-химическими методами анализа, они только познают азы химии. Им на помощь приходят ребята девятых — десятых классов, которые уже знакомы с современными методами исследования. «Малыши» затем станут их помощниками: будут искать литературу, приносить образцы для анализа, готовить пробы и химическую посуду, заниматься оформлением проекта. На долю «старших» выпадает постановка гипотезы, проведение эксперимента, интерпретация результатов. Получается, что ребенок любого возраста, попадая в группу, начинает с роли «малыша», а, набираясь опыта, не выходя из своей возрастной группы, становится опытным исследователем — вот и все деление.

     Кульминацией их дружественного общения являются наши праздники, темы которых связаны либо с сезонными событиями, либо с национальными праздниками, либо с замыслом педагога (начало учебного года, Новый год, День Химика, заключительное открытое занятие летней школы). В рамках таких общих проектов выделяются отдельные задачи, которые выполняют разные группы детей по их собственному желанию.  Например, темой объединяющего проекта является «День химика».  Для его подготовки одна группа учащихся готовит костюмы, другая оформляет помещение, третья репетирует пантомиму, четвёртая готовит викторину, все репетируют гимн химических элементов.  Каждому ребёнку предлагается выбрать своё место и своё дело в реализации общего проекта. Опыт показал, что подготовка к праздникам составляет важную часть работы групп «Исследовательская химия». Важно подчеркнуть, что все дела, связанные с праздниками, направлены не на успешное проведение мероприятия, а на полноценное участие каждого в реализации события. Праздник под общий хохот может проходить с шероховатостями — особого времени для общей репетиции никогда не хватает. Главное, что через подготовку к праздникам происходит организация и осмысление многих форм детской самостоятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание сценария спектакля и прочее). Так как в группах обучаются ребята с восьмого по одиннадцатый класс, совместное общение позволяет им в дальнейшем плодотворно трудиться над общими исследовательскими работами, проектами.

       Ребята сами предлагают или выбирают форму и степень своего участия в любом проекте. На общих встречах распределяются обязанности и обсуждается проект. Выбрав ту или иную задачу, ученик в течение определённого времени (2-3 недели) принимает участие в работе соответствующей группы, и таким образом отвечает за свой выбор и за качество сделанной работы. 

     Нельзя сказать, что образовательной программы в привычном для нас смысле в группах нет. Они, естественно, существуют. Содержание и форму проведения занятий педагог разрабатывает сам, исходя из своих задач, представлений и возможностей, исходя из психологических и физических возможностей воспитанников. При подготовке таких мероприятий существуют лишь обязательные методические рекомендации, в которых даются общие базовые установки на воспитание и обучение ребят: учет возрастных особенностей дошкольников, необходимость умственного, физического и личностного воспитания, ориентация на индивидуальные характеристики детей и прочее. 

     Самое удивительное, чего удалось достигнуть — это, то, что на защите проектов одной секции никто ни с кем не конкурирует, все друг за друга переживают. Работы ребят традиционно направляются на конференции различных уровней в секции «Химия», «Медицина», «Экология», «Педагогика», «Инновационные проекты в химии». Сейчас ребята объединились над разработкой собственного сайта: готовят заметки, предлагают идеи оформления, рисуют, фотографируют.  При такой системе обучения достигается самое главное в образовании — системное моделирование знаний.

     Авторская программа «Исследовательская химия» предназначена для обучающихся средних классов гимназий, школ и лицеев, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также творческих качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Программа «Исследовательская химия» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании», Устава Малой академии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *