Опыт проведения занятия в игровой форме

 После завершения темы «Загрязнения», проведен семинар в игровой форме. Сценарий игры опубликован в журнале «Высшее образование сегодня»,  2012. — № 10. — С. 52-55 

 

     В нынешнее время, когда уровень обученности катастрофически падает, вводятся не очень нетрадиционные формы обучения.

     Одним из способов по­вышения интереса к изучаемо­му материалу, а, следовательно, качества знаний и уровня сформированности общеучебных и специальных умений яв­ляется использование различных дидак­тических игр. В игре, увле­каясь, учащиеся раскрывают свои способнос­ти. Игра всегда требует эмоционального настроя, а он, в свою очередь, способствует процессам запоминания и осмысления.

     В  жизни каждый человек играет различные социальные роли. При этом взрос­лые люди само­стоятельно принимают решения, реализуют их, аргументировано отстаивают свою точку зрения, умеют работать в коллективе, слушать и понимать других людей. Учащиеся старших классов далеко не всегда можно на­звать взрослыми людьми. А пра­вильно организованная деловая игра позво­лит развить навыки самостоятельной деятельности, работы с литературой, окажет значи­тельное влияние на формирование системы научных знаний, расширит сферу их приложения.

     На одном из занятий группы «Исследовательская химия» Малой академии ребятами 9-10 классов был проведен суд над руководителями одного из цементных заводов. Тема занятия «Отходы». За основу проблемы были взяты реальные материалы местного предприятия. На предварительном занятии преподавателем были распределены роли. Были избраны судья, адвокаты, прокурор, истцы, ответчики, народные заседатели.

Судья:

Дамы и Господа, прошу всех встать! Суд идет!

Прошу садиться.

Слушается уголовное дело о загрязнении окружающей среды цементным заводом города N.

Государственное обвинение поддерживает государственный прокурор, интересы подсудимого представляет адвокат.

Прокурор, огласите, пожалуйста, суть обвинения.

Прокурор:

Уважаемый суд и участники процесса! Цементный завод города N обвиняется в сверхнормативном выбросе в атмосферу, почву и воду вредных загрязняющих веществ. По статье 255 УК РФ за загрязнение атмосферы прошу назначить наказание в виде 300 мрот, за загрязнение почвы по статье 254 УК РФ – 200 мрот, за загрязнение подземных и поверхностных вод по статье 252 УК РФ – 200 мрот. А также определить лишение права занимать должность  действующего директора цементного завода города N.

Судья: Подсудимый, вы признаете свою вину?

Подсудимый (директор предприятия): Нет!

Адвокат: Защита с обвинением не согласна, и попытается доказать невиновность подсудимого.

Допрос подсудимого

Прокурор: Цементная промышленность загрязняет окружающую среду. Производство цемента связано со значительным пылевыделением, выбросом твердых частиц. Загрязнение распространяется в радиусе 5 км. На заводе города N выброс загрязняющих веществ составил 5745 т или 66,8 % общего выброса отрасли строительных материалов по данному краю. Что касается непосредственно деятельности завода, то следует отметить, что в производстве используется сырьевая смесь, состоящая из разных мергелей — так называемых «высоких» и «низких», причем залежи «высоких» мергелей находятся, в основном, на верхних горизонтах хребта. Доставляются они вниз автотранспортом. Для этого увеличена протяженность дорог, автопарк, численность водителей, которым приходиться работать в сложных условиях. Проложена дорога в 23 км, что повлекло вырубку леса, вмешательство в животный мир. Здесь работают КамАЗы и БелАЗы. В результате этого отработавшие выхлопные газы автомобильных двигателей, содержащих около 200 веществ, большинство из которых токсичны, попадают в атмосферу. При работе двигателей внутреннего сгорания интенсивно выделяются оксиды N, Рb, углеводороды и другие вещества. Они оседают на поверхности почвы и поглощаются растениями. При загрязнении почв самоочищение практически не происходит, токсины накапливаются, и постепенно меняется химический состав почвы. Нарушается единство геохимической среды и живых организмов. Под угрозой оказались многие растения и животные. Подсудимый, что вы можете сказать по этому поводу?

Подсудимый: Сейчас мы разработали совершенно новую программу природоохранных мероприятий — рудоспуски. Кроме того, планируется провести модернизацию существенного природоохранного оборудования и установление новых видов оборудования на заводе. Объем инвестиций в природоохранные мероприятия составит более 500 млн. рублей. Сейчас мы приняли определенные меры. Приглашены специалисты и ученые в качестве  консультантов по вопросам экологии.

Адвокат: Разрешите представить суду документы, подтверждающие, что сейчас по экологическим соображениям на предприятии сокращается количество добавок, используемых при производстве. Сегодня все сырьевые материалы, которые используются в производстве цемента, имеют паспорта. Подписаны договоры с независимыми организациями на исследования выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Прокурор: Что касается поверхностных и подземных вод, то ваше предприятие использует прямой сброс загрязненных вод в поверхностные объекты, используемые для питья, рыбной ловли или отдыха и в подземные водоносные горизонты. Как вы это прокомментируете?

Подсудимый: Наш проект — рудоспуски предусматривает безопасность объекта с точки зрения природопользования. Источники пылевыделения имеют очистные установки. В штольне 1 на узлах перегрузки мергеля с рудоспуска на пластинчатый питатель и ленточный конвейер 1 предусмотрена двухступенчатая система отчистки. Аспирационная установка у портала штольни 1 предназначена для обеспылевания узла перегрузки с конвейера штольни в рудоспуск 2. На погрузочном узле 2, на узлах перегрузки мергеля с рудоспуска 2 на ленточный конвейер 2 работает двухступенчатая система очистки, как в рудоспуске 1. Это поможет нам исключить прямой сброс загрязненных сточных вод.

Прокурор: И когда вы планируете завершить строительство рудоспусков?

Подсудимый: В течение 3 лет реализация будет проведена, будет осуществлен ряд мероприятий, позволяющих существенно сократить выброс вредных веществ в атмосферу.

Прокурор: Ваша честь, я прошу обратить внимание на то, что все эти действия завода только в планах, а сейчас на лицо ужасное состояние окружающей среды в результате деятельности этого завода. В подтверждение своих слов я прошу пригласить в зал суда эксперта, сотрудника федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Эксперт: Экологическая обстановка города N оценивается как напряженная. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются диоксид азота, оксид углерода, диоксид серы, бензопирен, взвешенные вещества. Наша служба осуществила проверки. Выявлено существенное занижение декларируемого объема выбросов по пыли в 3 раза, СО2 в 1,5-2 раза и бензопирену в 10 раз. Выявлено превышение фактического значения максимально-разового выброса вредных веществ в атмосферный воздух над установленными нормативами. Выявлено превышение вредных выбросов взвешенных частиц в атмосферный воздух по сравнению с утвержденными нормативами по отдельным источникам вредных выбросов более, чем в 30 раз.

Ненадлежащим образои используется пылегазоулавливающее оборудование. Выявлено занижение декларируемого объема вредных выбросов, объема размещенных отходов, отсутствие первичного учета объема вредных выбросов на предприятиях.

 Согласно данным Федерального центра Госсанэпиднадзора Минздрава России, основными загрязняющими веществами в атмосферном воздухе населенных мест в 2010 г. остаются взвешенные вещества, диоксид азота, оксид углерода, фенол, формальдегид, углеводороды, свинец. Удельный вес проб с уровнем загрязнения атмосферного воздуха в городе N составил 8,4 процента! Загрязнение атмосферного воздуха превышает гигиенические нормативы с превышением ПДК в 5 раз. Доля «нестандартных» проб составляет соответственно 29,25 и 26,22% по санитарно-химическим показателям, 23,74 и 21,80% — по микробиологическим, при этом наблюдается ухудшение качества воды. Воды рек оцениваются как «загрязненные».

По-прежнему актуальны гигиенические проблемы, связанные с загрязнением почвы отходами производства.

Прокурор: Хотелось бы также отметить, что ртуть, содержащаяся в выбросах, оказывает крайне негативное влияние на организм человека — нервные расстройства, нарушение функций желудочно-кишечного тракта, почек, изменения в хромосомах. Свинец  — разрушение костных тканей, задержка синтеза протеина в крови, нарушение нервной системы и почек.

Важно подчеркнуть, что загрязнения подземных вод не ограничивается площадью предприятия, а распространяется вниз по течению потока на площадь равную 20 — 30 км.

Загрязнения подземных вод негативно влияет на поверхностные воды, атмосферу, почву.

Последствия выбросов в атмосферу загрязнителей очень велико и серьезно.

Оксид углерода вызывает при отравлении общую слабость, головокружения, тошноту, сонливость, потерю сознания.

Диоксид серы, соединяясь с влагой, образует Н2SO4, который разрушает легочные ткани человека и животных. Особенно четко эта связь прослеживается при анализе детской легочной патологии и степени концентрации диоксида серы в атмосфере. Особенно он опасен, когда оказывается на пылинках и в этом виде глубоко проникает в дыхательные пути.

Оксид азота раздражает, а в тяжелых случаях и разъедает слизистые оболочки глаз, легких, участвует в образовании ядовитых туманов.

Пыль, содержащая диоксид кремния, вызывает тяжелое заболевание легких — силикоз.

В подтверждение сказанного, прошу вызвать следующего свидетеля – бывшего сотрудника данного завода, заслуженного работника.

Каков стаж вашей работы на данном заводе?

Сотрудник завода: Я уже в течение семнадцати лет работаю на  заводе города N.

Прокурор: Расскажите, пожалуйста, как давно вы заболели, в чем заключается и как проявляется ваша  болезнь?

Сотрудник завода: При приеме на работу (20.11.1991 года) проходил медицинское обследование, был совершенно здоров. В период работы получил профессиональное заболевание силикоз (засорение губчатой структуры легких продуктами песка и неорганической пылью в результате длительного нахождения в условиях высокой запыленности), которое было установлено 23 мая 2003 года. Данное заболевание относится к повреждению здоровья связанного с производством и установлено заключением экспертной профпатологической комиссией Национального центра труда и профессиональных заболеваний (протокол №83 от 23.05.2009 года), и я признан инвалидом II группы с потерей 60% трудоспособности.

Я имею трудовой стаж 23 года 2 месяца 5 дней, из них  17 лет 7 месяцев 22 дня на заводе. Согласно санитарно-гигиеническим условиям характеристики работы я работал во вредных условиях, обусловленных запыленностью как на предприятии, так и в N. Согласно заключению экспертной  комиссии у меня установлены не только силикоз первой степени, но и эмфизема легких, легочная токсичность первой степени. Заболевание профессиональное впервые. В соответствии с актом освидетельствования во ВТЭК от 08.08.2003 года у меня установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 60%, связанная с профзаболеванием силикоз. В соответствии с письмом ГКП «городская больница г. N от 11.06.2008 года № 01-5-273 изменения со стороны органов дыхания с признаками силикоз у меня отмечаются с 1991 года с диагнозом «подозрение на силикоз». В последующие годы при проф. осмотре наблюдалась прежняя картина со стороны легких. В 1998 году установлен диагноз хронический бронхит. При проф. осмотрах в 2000-2002 года хронический бронхит курильщика.

Из материалов дела усматривается, что администрация N знала об изменениях со стороны легких с подозрением на силикоз у меня, чего я не знал, и использовала меня на работах во вредных условиях.

Адвокат: Насколько мне известно, на данном заводе существуют правила по охране труда на токсичных предприятиях. Поэтому ответьте, пожалуйста, были ли вам предоставлены средства индивидуальной защиты? И применяли ли вы их?

Да, использовали. В цеху мы старались надевать респираторы, но бывали случаи, когда приходилось работать без них. Тяжело весь день дышать через «намордник»!

Что касается отношения администрации к нам — рабочим цехов, то тут ничего плохого сказать не могу. Конфликтов никогда не было, зарплата всегда выплачивалась исправно.

Адвокат: Хотелось бы обратить внимание суда на то, что на данном заводе улучшена работа оборудования по уборке пыли, что позволяет повысить КПД фильтров. Смонтированы новые рукавные фильтры, выполнены работы по пылеподавлению в местах пересыпки цемента, постоянно ведется ремонт и замена фильтров вращающихся печей.

Судья: Есть ли еще свидетели, которых стороны хотели бы пригласить в зал суда?

Прокурор и адвокат: Нет!

Судья: Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется государственному обвинителю.

Прокурор: Обвинение считает, что в ходе судебного разбирательства вина подсудимого полностью доказана. Она нашла свое подтверждение в показаниях свидетелей, независимых экспертов, измерениях, проведенных на данной территории.

Адвокат: Мне хотелось бы обратить внимание суда при вынесении решения на то, что цементный завод города N является практически единственным производителем цемента в данном регионе, способным полностью удовлетворить потребности строительного комплекса своего и соседних регионов. Отличное сырье, близость рынков сбыта, незамерзающее море, наличие железнодорожных и автомобильных дорог.

Обеспечивается высокий уровень качества цемента с помощью строгого лабораторного контроля производства и соблюдения специальных технологий.

Судья: Перед оглашением приговора мне хотелось бы от себя сказать, что понятие уголовной ответственности за экологические преступления дается в статье 85 Закона об охране окружающей природной среды. Она гласит: «Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, то есть общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК РФ».

     Уголовные дела о самых массовых и опасных нарушениях — загрязнениях водного и воздушного бассейнов составляют лишь 0,96 % общего числа экологических преступлений, загрязнении земли — 0,75 %. Само количество таких дел уменьшилось за 1996-2010 г.г. соответственно до 32,8 %. Низкая эффективность применения уголовной ответственности объясняется, в частности, отсутствием методик определения уровней загрязнения. В большем размере обычно применяются нормы об уголовной ответственности за правонарушения, связанные с браконьерством, незаконной порубкой леса и другими незаконными захватами природных ресурсов. Посягательства на общественные отношения в области рационального использования и сбережения земли и ее недр:

 — порча земли, нарушение правил охраны и использования недр (ст.254, 255).

 — загрязнение вод, загрязнение морской среды, нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.250, 252, 253). Загрязнение атмосферы (ст.249, 251, 256-259).

     Ответственность за экологические преступления разнообразна и использует почти всю палитру возможных видов уголовного наказания:

  • штраф. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 200 минимальных размеров оплаты труда, максимальный — до 700 минимальных размеров оплаты труда.
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Иногда установлен и срок действия данного наказания.
  • обязательные работы устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день.
  • исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20 %, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 1 года); за загрязнение атмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до 2 лет); за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет).
  • ограничение свободы предусмотрено за порчу земли (до 3 лет).
  • арест. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской воды (до 4 месяцев).
  • лишение свободы на определенный срок. Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); за нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (от 2 до 5 лет); за загрязнение вод (до 5 лет); за загрязнение атмосферы (до 3 лет); за порчу земли (до 3 лет); за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); за уничтожение или повреждение лесов (до 8 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, то есть массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

     В заключении хотел бы отметить, что, не смотря на ранее сказанное, обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

     По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

     Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решить с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом — юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.

     Прослушав все материалы дела приговор выносит группа – народные заседатели.

     Сценарий репетировался учащимися несколько минут перед занятием, на самом занятии они появились в приподнятом настроении.

     Практические занятия, проведенные в форме игры, дают возможность вовлечь в процесс работы  всех обучающихся. Получилось, что оцененными оказались все, так как кто-то из них подбирал материалы, кто-то составлял сценарий, а кому-то пришлось играть роли судьи, прокурора, адвокатов, народных заседателей. «Сотрудник предприятия» появился на «заседании» с тросточкой, в стилизованном костюме старика, все время покашливая.

     Преимущества игры — это её коллективный характер, взаимодействие играющих, которое выражается в выработке коллективных решений, в множественности решений, связанных с различием мнений  участников.

     Таким образом, игра является одним из наиболее эффективных методов обучения, позволяющих снять противоречия между теоретическим характером учебной дисциплины и практическим характером профессиональной деятельности обучаемого.

     Действия игроков жестко не регламентировались  и формально были свободными от правил, сюжет игры содержал общее указание о форме реализации решения, а сама игра все равно содержала «скрытые» правила. Такими правилами являются указания основных ролевых характеристик, должностного положения, служебные правила поведения. Все это накладывает на участников требования, от выполнения которых во многом зависел конечный результат их участия в игре. Основным  значением в ролевой игре имели действия участников. В конце занятия рефлексивный разбор действий учащихся нёс главное дидактическое или психологическое воздействие. Таким образом, ситуационная игра явилась активной формой изучения и закрепления учебного материала с помощью метода моделирования различных технических ситуаций с использованием элементов импровизации, актерского перевоплощения и проникновения в образ.

     Суть данного дидактического воздействия состоит в том, что, применяя все источники (учебники, справочники, научно-популярную литературу, периодическую печать, сайты Интернета и т.п.) учащиеся под руководством преподавателя воссоздают различные технологические, экономические, юридически и экологические аспекты проблемы, и, «проигрывая» их, углубляют свои представления об изучаемом материале. Мощный инструмент, каким является ролевая игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмысления важных жизненных вопросов, социальной адаптации.

Крицкая, Е. Б. Вузовское занятие в игровой форме / Е. Б. Крицкая.// Высшее образование сегодня. — 2012. — № 10. — С. 52-55 : фот. — Библиогр.: с. 55 (4 назв.) . — ISSN 1726-667X

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *