Формирование экологической культуры

Сценарий занятия в виде имитационной игры в помощь формирования экологической культуры учащихся опубликован в журнале «Химия в школе», 2012, № 1.

 

     Мощный инструмент, каким является имитационная игра, может использоваться для приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, осмыслению важных жизненных вопросов, социальной адаптации.

     Пра­вильно организованная игра на уроке экологии в школе позволяет развивать навыки самостоятельной деятельности, оказывает значительное влияние на формирование системы научных знаний, расширяет сферу их применения.

 

     Концепция формирования экологической культуры представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной или городской (урбанизированной) среде и является одним из элементов политики в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения [1].

     Под экологической культурой понимается совокупность личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечивает устойчивое качество окружающей среды, обеспечение экологической безопасности и рациональное использование природных ресурсов.

     Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, длительный процесс утверждения представлений в сознании, чувствах и поведении жителей городов:

  • экологического мировоззрения;
  • бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
  • личной ответственности перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды;
  • осознанного выполнения экологических правил и требований.

     Для формирования экологической культуры школьников можно воспользоваться активными формами и методами обучения — моделированием практических ситуаций. Сочетая в себе элементы игры и значительную информированную емкость, элементы театрализации, актерского перевоплощения, определенной фантазии и импровизации, так называемые ситуационные, или имитационные  игры представляют для изучения любого курса общественных наук несомненный интерес.

     В  Малой академии группы «Исследовательская химия» проводятся занятия в виде имитационных игр. Практика моделирования реальных ситуаций на занятиях показывает, что усвояемость и запоминание материала учащимися резко повысилась. И, что самое главное, происходит это не механически, не бездушно, а активно и с полным пониманием сложившейся ситуации. Слушатели группы охотно принимают участие в моделировании ситуаций различных предприятий, лабораторий, пытаются перевоплотиться в конкретного руководителя, что вызывает оживление в аудитории, повышает интерес и способствует четкой фиксации в памяти учебного материала [2].

     Методической разработкой ситуационных игр во всем мире занимались с 90х годов [3]. Накопленный опыт позволил предпринять попытку обобщения его с выходом на конкретные практические рекомендации не только для преподавателей вузов, но и для школьных учителей. В данной статье предлагается сценарий проведенного семинарского занятия. Суть дидактического воздействия предлагаемого занятия состоит в том, что, применяя все источники (учебники, справочники, научно-популярную литературу, периодическую печать, сайты Интернета и т.п.) учащиеся под руководством преподавателя воссоздают различные технологические, экономические, юридически и экологические аспекты проблемы, и, «проигрывая» их, углубляют свои представления об изучаемом материале [4]. Это занятие было задумано, как репортаж журналиста молодежной газеты из архитектурно-строительного института города N.

     Репортаж, якобы, берется у специалистов разного профиля. Все материалы репортажа ребята подбирали из учебной литературы, последних данных средств массовой информации, специализированных сайтов Интернет.

ЭКОДОМ

Газета «Экоинформ»: Что предлагают эксперты вашего института нам на сегодняшний день? Каков вид жилья будущего?

  Эколог — Многие эксперты утверждают, что достигнуть гармоничного существования с природой можно при проживании людей в экодомах. Технологии строительства экодомов предусматривают использования безопасных природных материалов, исключительной энергоэфективности и полной автономности от традиционных централизованных систем жизнеобеспечения. При массовом строительстве экодомов можно достигнуть большой эффективности: сохранения природных запасов, улучшения социально-психологического климата в обществе, огромной экономии при строительстве различных коммуникаций (канализация, водопровод, электричество), а также значительного уменьшения вредных выбросов в окружающую среду.   

  Газета «Экоинформ»: В чём заключается автономность экодома?

Энергетик — В экодоме нет необходимости платить за свет и газ, так как эти услуги просто не подведены к дому. Нет необходимости платить за тепло, так как конструкция экодома предусматривает собственные источники энергии. Придётся платить только за телефон и радиоантенну.

Газета «Экоинформ»: На самом ли деле в наше время стоит задуматься о том, из чего мы строим своё жильё, чем мы дышим, что пьём?

 Медик — Большинство людей не представляют, сколько опасности находится рядом с ними (горение газа — образования многих химических веществ; скопление в подвалах радиоактивного газа радона, который просачивается через трещины в земной коре — особенно для жителей нижних этажей; строительные материалы, которые в процессе эксплуатации выделяют вредные для человеческого организма вещества).

 Строитель — В данное время в качестве экологичного строительного материала предлагаются прессованные соломенные блоки. Солома исключительно доступный и технологически чистый материал. Кроме этого, он ещё обладает незаурядными теплоизоляционными свойствами. Суть технологии заключается в том, что сначала возводится деревянный каркас, который выполняет опорную и несущую функции. Затем строятся стены и кровля из прессованных соломенных или тростниковых блоков. Для обеспечения энергопотребностей домашнего хозяйства используются ветрогенераторы, солнечные батареи и солнечные коллекторы. Первый каркасный деревянный дом из соломы появился в Беларуси в 1996 году.

Есть две технологии: немецкая и американская (солома, глина).

Немецкая технология: солома 90%, глина 10% — получается солома слегка склеена с глиной. От внешней среды защита – штукатурка.

Американская технология: прессованная солома собирается на штырях и сшивается между тюками. С внутренней стороны вбиваются доски для гвоздей.  

Газета «Экоинформ»: Какие строительные материалы на ваш взгляд идеально подойдут при отделке экодома?

Медик — Бывает, что, вернувшись,  домой, в своё уютное «гнёздышко», человек начинает мучиться головной болью, чихать, кашлять, некомфортно себя чувствовать. Нередко причина таких недугов — экологически опасные отделочные материалы искусственного происхождения. Они модно выглядят и легко чистятся, но при этом подрывают наше здоровье. Причем иногда они делают это незаметно. Некоторые синтетические материалы выделяют в окружающее пространство пары, состоящие из различных химических веществ: фенола, формальдегида, толуола, бензола и тому подобных, способствующих возникновению целого букета хронических заболеваний. Стоит отказаться от продуктов ПВХ: они изготовлены из поливинилхлорида – опасного яда, способного разрушать нервную систему и вызывать раковые заболевания. Выделение винилхлорида в окружающую среду усиливается даже при небольшом нагреве. Стоит также отказаться от использования ДСП: большая часть современной мебели производится из ДСП, содержащих карбамидоформальдегидные или фенолформальдегидные смолы. Они используются как связующий для древесной стружки компонент. При использовании ДСП в быту из него выделяются вредные для здоровья  формальдегид и фенол.

Химик — Также необходимо с осторожностью подходить к выбору красок. Для того чтобы максимально обезопасить себя от вредного воздействия красок, лучше отдать предпочтение водорастворимым или натуральным краскам – казеиновым и известково-казеиновым, а также наносить минимальное количество слоёв. При этом желательно вести покраску в специальной маске и не забывать о хорошей вентиляции квартиры.

Для экодома следует использовать лишь экологически чистые продукты, на натуральной основе. Например, краски с наименьшей концентрацией химически опасных веществ, строительные материалы, не поддающиеся большому воздействию химии, отсутствие радиоактивных веществ.

 Газета «Экоинформ»: На ваш взгляд, какие коммуникации необходимы экодому?

Специалист по коммунальному строительству — Вообще-то нужны только дороги и электричество (если не по карману дорогостоящие солнечные батареи с электроаккумулирующими системами). А канализация? Конечно, необходима, только не такая, как у нас.

Наша, во-первых, очень дорогая, во-вторых, не решает проблему утилизации хозбытовых стоков (например, проблему  сточных вод), а только переносит её из одного места в другое, и главное – она не является системой локально замкнутого цикла. При индивидуальной застройке это, как бы, « теплотрасса наоборот», и вреда она наносит не меньше, чем наши пресловутые теплотрассы. Необходимо последовать примеру американского министерства здравоохранения, которое разрешило использовать, даже в городах, очень дешёвые локальные биологические системы утилизации хозбытовых стоков. Эти стоки работают по принципу « замкнутого цикла», и не создают проблем ни зимой (до -500 С), ни летом (до +500 С), позволяют пользоваться всеми благами цивилизации при двух условиях: в туалет нельзя сливать концентрированные яды и бросать биологически разлагаемые предметы: пластик, некоторые виды бумаги и т.д.

Отопление (и кондиционирование) экодома, обычно, содержит основную и вспомогательную системы, помимо пассивной солнечной, которая у нас практически не используется. Основная обычно состоит из солнечного теплового коллектора и теплоаккумулятора, запасающего тепло по суточным и сезонным циклам. Такие системы стоят недёшево, однако, их можно сделать очень дешёвыми, используя местные материалы и комплектующие. Обязательной является система рекуперации тепла при вентиляции.

Вспомогательной отопительной системой является, обычно, камин или небольшая печь медленного горения. Энергопассивное жилище не только экономит потребляемую энергию и другие потребляемые ресурсы на всех этапах жизненного цикла. Оно также минимально загрязняет окружающую среду различными отходами, вредными веществами, энергетическими излучениями и полями. Таким образом, энергопассивное жилище стремится к состоянию, близкому к термодинамическому равновесию с окружающей средой.

Энергопассивный экодом – это жилище, соответствующее такому пути развития цивилизации, при котором, с одной стороны, практически не используются невозобновляемые источники энергии и материалы, а с другой – не наносится вред природе и здоровью человека.

   Очевидно, что жильё 21 века должно строиться из доступных и экологически чистых материалов. При рассмотрении вопроса об их применении, должны учитываться три группы параметров: энергоёмкость, экологичность и жизненный цикл.

Под энергоёмкостью подразумевается совокупность энергозатрат на производство, транспортировку, укладку, эксплуатацию в течение жизненного цикла того или иного материала. При этом нужно учитывать, являются ли материалы возобновляемыми и используются ли возобновляемые источники энергии для их производства, существуют ли альтернативные материалы с меньшей энергоёмкостью.

Под экологичностью материала подразумевается совокупность ответов на следующие вопросы: вреден ли сам материал или его выделения для здоровья, требует ли он покрытия и на сколько оно вредно; вредны ли отходы производства, строительства и эксплуатации материала, на сколько экологичны и экономичны технологии утилизации материала и его отходов, относится ли он к категории местных материалов.

Немного о теплообеспечении. Считается, что отопление жилища за счёт солнечной энергии возможно только в жарких странах, близких к экватору. Однако, это мнение ошибочно. При завышенной норме энергопотреблении на квадратный метр отапливаемого помещения 70 кВт – ч/год/м2, годовое потребление энергии составит всего 25200 МДж. Таким образом, солнечной энергии вполне достаточно для отопления круглый год. При этом система сезонного аккумулирования солнечного тепла может иметь КПД всего 10 %.

Только такое жилище, на наш взгляд, полностью соответствует принципам устойчивого развития цивилизации. 

Газета «Экоинформ»: Чем отличаются «энергоэффективный дом» и «экодом» ?

Директор строительно-архитектурного института — Энергоэффективный дом и экодом различаются в частности тем, что первый может быть и многоэтажным, второй – только многоэтажным. Выполнение всех требований предъявляемых к  экодому, приводит  к тому, что этот дом может быть воплощен не в любой форме, а только в виде малоэтажного здания с тесно интегрированным с ним земельным участком (участками в многоквартирном варианте). Таким образом, экодом – это единая система «дом плюс придомовой участок земли». Характерно, что старый добрый доиндустриальный дом всегда имел приусадебный участок – двор, и без него не мыслился. Нетрудно видеть, что экодом наследует все лучшие черты дома доиндустриальной эры. Можно сказать, что это усовершенствованный с помощью современных технологий, старый добрый доиндустриальный дом. Такое жилье в большей мере опирается непосредственно на то, что дает природа – солнечный свет, ветер, тепло Земли, жизнедеятельность растений. Оно использует индивидуальные или небольшие коллективные инженерные системы жизнеобеспечения, которые приспособлены к особенностям окружающего ландшафта. Отсюда проистекает высокая степень автономности экодома и его повышенная устойчивость по отношению к различного рода авариям, природным катаклизмам. Таким образом, экодом – это крепость не только в прямом, но и в переносном смысле. Экодом можно определить как малоэтажный всесторонне оптимизированный дом, на одну или несколько квартир, с прилегающим земельным участком. Экодома, построенные во множестве, создадут принципиально новую жилую застройку, которая будет качественно отличаться от современной, как городской, так и сельской. В поселениях, образованных экодомами, будет значительно меньше сооружений инженерных сетей, будут полнее использоваться земельные площади, будет сохраннее естественный ландшафт, больше зелени, меньше асфальта, промышленных предприятий и т.д.

Газета «Экоинформ»: Вы наверняка слышали, что в 2009 г. проходил конкурс среди молодёжи под названием « Прорыв года». В нём принимали участие молодые таланты, которые предлагали свои инновационные идеи. Какую идею для облагораживания города вы могли бы разработать  и предложить?

Директор строительно-архитектурного института — Мы бы хотели в первую очередь привлечь как можно больше людей к решению экологических проблем мегаполиса и развивать экологическую культуру горожан, т.к. она, не будем скрывать, находится на очень низком уровне. Нашей идеей является создание сенсорного сада, желательно в центре города, либо в лесной чаще, где нет большой концентрации загазованности воздуха. Под идеей сенсорного сада мы подразумеваем создание специального участка, где будут произрастать особые породы деревьев, кустарников, лианы; площадки, выложенные из разных материалов – древесной трухи, щебня. При помощи такого сада, в первую очередь – дети-инвалиды, могли бы знакомиться с окружающим миром с помощью прикосновений. Остальным горожанам такой островок «дикой природы» позволил бы проводить полноценный отдых, не выезжая за пределы населенного пункта. Наличие насаждений и природных водоемов, по мнению медиков, снижает уровень заболеваний, то есть повышает стрессоустойчивость, иммунитет. Мы считаем, что разработка такого чудо — сада достойно того, чтобы Федеральное агентство по охране природы выделяло гранты на разработку подобных проектов.

   Занятие заканчивалось, и ребята самостоятельно подытожили: «Делая вывод по поводу всего вышесказанного, мы понимаем, что строительство экодомов – это очень эффективное начинание. Но для этого необходимо немного времени. Мы не можем сразу отказаться от домов и квартир, в которых проживаем сейчас, так как ко всему новому человек привыкает не сразу. Но мы будем стремиться к лучшему, ведь, мы за экологически чистое будущее!

              Власти, услышьте ученых тревоги,

              Загрязненья превышены все пороги!

              Наш город начнёт экологическое движение,

              А человек с природой – вот единое целое.

              Природные ресурсы нам нужно сохранять

              И проблему загрязнения немедленно решать!

              Скажем « нет» промышленным заводам,

              За программу «Здоровье» пойдём всем народом.

              Откроем дорогу большую туристам,

              Пусть посмотрят, каким город должен быть чистым.

              Продукты питания будем растить,

              А отходы мы с пользой дадим истребить,

              Посадим деревья и озера с лягушками,  

              Забыв, что такое пробки с легковушками,

              Энергию подадим солнечными батареями,

              Ты за транспорт без выхлопов будущим поколениям?

              Не оставим позади технический прогресс,

              Посмотрев на чистый город – мы снижаем себе стресс.

              «Зелёное» будущее нужно построить,

              Пусть это недешево будет нам стоить.

              Учитесь работать, и наслаждаться живя,

              Ведь наш город – эталон 21-го столетия.

 

     Практические занятия, проведенные в форме игры, дают возможность вовлечь в процесс работы  всех обучающихся. Получилось, что оцененными оказались все, так как кто-то из ребят подбирал материал, кто-то составлял сценарий, а кому-то пришлось играть роли журналиста, эксперта, архитектора, эколога, химика, биолога.

     Преимущества игры — это её коллективный характер, взаимодействие играющих, которое выражается в выработке коллективных решений, в множественности решений, связанных с различием мнений  участников.

     Основное, существенное значение в ролевой игре имеют действия участников. Итоговый рефлексивный разбор их действий вносит главное дидактическое или психологическое воздействие, выступая в этом случае, как составная часть игровой структуры.

 

Литература:

  1. В. В. Смирнов: «Требования, предъявляемые к помещениям для приобщения детей и подростков к знаниям и культуре». Конференция «Экологическая безопасность продукции и услуг и качество жизни: требования для детей дошкольного и школьного возрастов и подростков» Санкт-Петербург, 22–23 марта 2010 г.
  1. Крицкая Е.Б., Боковикова Т.Н. Учебные ролевые игры в высшей школе. Всероссийская научно – практическая конференция  «Пространство современного образования» Краснодар,  2009 г.
  2. Гулакова М.В. Современные научные подходы к организации воспитательного процесса в вузе // Современные воспитательные системы. Брянск, 2007.
  3. Магазинник Л.Т. Новые формы, технологии и методы обучения в высшей школе // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5.

 

Summarizing the theme of «Eco House» in the school course Environmental

Kritskaya Ekaterina B., Ph.D. in Chemistry, Senior  Researcher , docent  KubGTU, Department of  Inorganic Chemistry

Powerful tool, which is a simulation game that can be used for introducing students to human values, understanding the important issues of life and social adaptation. Pra ¬ correctly organized business game in the classroom environment at the school helps to develop skills in self-employment has a significant influence on the formation of scientific knowledge, expanding their scope.

Key words: simulations, Ecohouse, energy efficiency, environmental comfort.

 

Крицкая, Е. Б. Междисциплинарное занятие «Экодом» / Е. Б. Крицкая.// Химия в школе. – 2012. – № 1. </a>– С. 69–73.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *