Система формирования интеллектуалов

     

     К интеллектуальной работе можно отнести труд, связанный с обработкой информации, требующий внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы.

      Научно-технический прогресс должен увеличивать число людей, выполняющих в большинстве своем умственную работу. То есть по идее сейчас должен доминировать интеллектуальный труд ученых, писателей, инженеров, научно-педагогических работников и других специалистов, выполняющих интеллектуальную работу. Тогда даже физический труд потребует исключительно высокой квалификации: рабочему потребуются способности определенного уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний, будет востребовано общее и специальное образование.  
      В настоящее время в России 80 % трудоспособного населения не имеют навыков и компетенций для современного рынка труда. Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие нерутинные занятия) заняты лишь 17 % населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии и США, в 1,7 раз ниже, чем в Японии, в 2,6 раза — в Великобритании. Образованность сейчас подменяется дипломированностью, система образования готовит специалистов категории «правило» — менеджеры, клерки, а не «знание» — научные работники, инженеры. Происходит общее снижение интеллектуального уровня общества, нарушается взаимосвязь интеллектуального труда с системой занятости, это приводит к невостребованности наиболее высококвалифицированной части общества. Происходит это из-за общей низкой инновационной активности и малого государственного финансирования науки. 
     Очевидно, что духовно и интеллектуально развитый человек создает себя не только сам, но и является результатом материального процесса, уровень которого определяет уровень состояния интеллектуального труда: материально-техническую базу, фонд жизненных средств для работника сферы интеллектуального труда. Обеспечить интеллектуальный труд может только государство.

     Базой подготовки интеллектуалов является общее среднее образование, создающее ту основу, на которой проявляется талант. Эффективный и качественный уровень подготовки интеллектуального потенциала в большей степени зависит от действующих систем организации этой подготовки, от механизма формирования интеллектуальной элиты.  Интеллектуализация и образование — два взаимосвязанных процесса. 

Ценности роста (то есть готовности получать новые навыки, брать ответственность и идти на риск) в РФ разделяют лишь 2 % населения, против 24 % в Западной Европе и 32 % в США.

     Но на уровень интеллектуального потенциала влияют многие факторы социальной среды. Одним из таких комплексных социальных факторов является, понятно, уровень образования. Знания требуют серьезного интеллектуального развития: абстрактного мышления, определения своей собственной позиции, самооценки, умения критично размышлять. Достижение этих качеств и способностей требует включения различных интеллектуальных процессов и интеллектуальных умений (аналитических, критических, коммуникативных и других). То есть нужны другие формы образования, и в первую очередь, согласованность программ. Но такой согласованности нет ни на уровне средней, ни на уровне высшей школы. Как организовать взаимопроникновение программ одного курса в другой? Как дать возможность оценить учащемуся многообразие мира? Чтобы весь образовательный процесс воспринимался не как отдельные и не взаимосвязанные законы, а как единое целое, плавно перетекающее в прикладную зону? Зачем не вдруг возникла дифференциация школ и вузов? Идея профильных классов исказилась до своей противоположности. В средней школе «добирать» не хватающие знания еще можно благодаря дополнительному образованию. А в высшей провинциальной школе студент обречен на бездействие: нет достойного оборудования, доступа к интересным грантам, остро ощущается нехватка квалифицированных кадров.

   Для формирования интеллектуалов высокого уровня, по всей видимости, необходим совместный труд психологов, педагогов, обучающихся и родителей. Необходимо объединение сил школ, организаций дополнительного образования, преподавателей вузов и программ психолого-педагогической поддержки. Необходимо преодолеть отставание во многих отраслях науки и техники, оцениваемое на 7-10 лет.

 

     

     

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *