Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка и его родителей

Психолого-педагогическая поддержка одаренного ребенка с заниженной самооценкой и невысокой социализацией 

Система психолого-педагогической поддержки одаренных детей включает в себя взаимодействие педагогов и психологов на педагогических советах школы, организацию и проведение психолого-педагогических тренингов для учащихся, классных часов с учащимися, психологических лекториев для родителей одаренных детей, психологические тестирования учащихся. 

Но в среднестатистической школе одаренных детей не так уж много, поэтому уникальное взаимодействие в замкнутом пространстве педагог-психолог-одаренный ребенок-его родители становится сугубо индивидуальным и точечным. В такой ситуации психолого-педагогическая поддержка должна оказываться учащимся на всех ступенях обучения и состоять в последовательном совместном решении проблем, возникающих у учащихся на данном возрастном этапе их развития применительно к процессу становления личности. А если такой ребенок оказывается не лидером, а несколько социально неадаптированным, эта поддержка заинтересованных взрослых просто необходима. И должна быть грамотной, умелой и тактичной. 

Получается, что психолого-педагогическая поддержка одаренных детей — это целая система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития ребенка. В условиях школы она является особенно актуальной, так как становится гарантом в обеспечении здоровьесберегающей методики сопровождения.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Признаками детской одаренности являются: высокий уровень развития способностей; высокая степень обучаемости; творческие проявления (креативность); мотивация.

Никто не знает ребёнка лучше, чем члены его семьи. В поиске занятий, призванных дополнить школьное образование, родители, прежде всего, обращают внимание на интересы  и увлечения самого ребёнка. 

Воспитание и обучение одаренных детей — трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей (родители, не имеющие никаких интересов, кроме меркантильных, вряд ли могут воспитать одаренного ребенка, раскрыть все возможности его дарования).

Как бы ни рассматривались роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, на значение семьи, большой долей влияния может оказаться социум. Для обычного ребенка он может явиться решающим. Но для одаренного ребенка такое окружение не сыграет никакой роли: слишком он сосредоточен на своих увлечениях. Он может не замечать самые неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и так далее), они оказываются относительно безразличными для развития способностей. В этой ситуации особенно важным для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, является повышенное внимание родителей.

В лучших вариантах, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка — чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Иногда такое гипертрофированное изъявление любви может исказить такие качества ребенка, как эмпатия, забота о близких, добросердечие, самостоятельность, мужание. Понятно, что такой перекос приводит к воспитанию зависимой личности, часто эгоистичной. И от семьи зависит: будут ли родители пестовать эти качества во имя развития его специальных качеств, которые могут привести в необыкновенной известности и триумфу. Или такое глубокое внимание приведёт к симбиозу, тес­ному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. И как упоминалось, такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно, несомненно, является одним из важнейших факторов развития незауряд­ных способностей.

Самое главное, что в этом непреодолимом желании ребенка знать больше, родителям необходимо сохранить и укрепить здоровье в процессе учебы; скоординировать усилия администрации школы, учителей, ребенка и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Но бывают и худшие варианты: родители преследуют меркантильные интересы. Свои неосуществленные проекты или нереализованные мечты они стараются реализовать через ребенка. Бывают случаи, что, даже, несмотря на серьезные хронические заболевания, отправляют детей на конференции и олимпиады. Вот этот опасный момент, который в последствие не даст развиться детской одаренности, который может привести к бурному развитию заболевания,  педагог обязан отследить и вместе с психологами скорректировать ситуацию.

В Малой академии города Краснодара на протяжении более десяти лет проходит адаптацию программа «Исследовательская химия», в которую включены развивающие, обучающие задания психологического характера, тренинги, развивающие навыки саморегуляции и управления стрессом. Используются диагностические методики: культурно-свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, (тест интеллекта Г. Айзенка); методика Торренса «Образная креативность»; методика изучения свойств нервной системы учащихся; исследование волевой саморегуляции (тест-опросник А.В.Зверькова, Е.В. Эйдмана); методика изучения интересов Т.Д.Дубовицкой; методика диагностики личностного роста (И.В.Кулешова); тест — опросник «Определение уровня самооценки» (С.В.Ковалев). Благодаря группе психологов эти тестирования проводятся на протяжении всего учебного года, отслеживается изменение личностных качеств, даются рекомендации педагогу и родителям.

Целенаправленная работа с одарёнными детьми на занятиях по программе предполагает более эффективное управление формированием наиболее комплексных характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ), активизировать работоспособность и темы познавательной деятельности учащихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.

В группе всегда находятся дети гиперактивные, открытые, умеющие завоевать внимание аудитории, а есть замкнутые, необщительные, с трудом преодолевающие стеснительность. Но не менее одаренные. Волевая саморегуляция в достаточной степени развита у учеников с психомоторными способностями; у учащихся с другими видами одаренности (с интеллектуальной, академической) существуют в этом трудности.

На основании этого с учащимися проводится коррекционно-развивающая работа с использованием психотехнических упражнений. Некоторые из которых рекомендуются использовать дома родителям одаренного ребенка в домашней обстановке, способствующие успокоению и снятию напряжения, развитию самоконтроля. Упражнения, направленные, на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения рекомендуются в помощь учащимся на разных возрастных этапах развития.

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи, как у любого творческого человека, который подвержен сомнениям, страхам о собственной несостоятельности, возможного несоответствия выдуманным стандартам. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить не успехами родителей, могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:

завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;

чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

ответная реакция на неуспех в школьном обучении (известно, что высокая творческая и интеллектуальная одаренность иногда может сочетаться с низкой успеваемостью в школе);

объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект »белой вороны»), феномены »социального» и »эмоционального дисбаланса» (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен »двигательного дисбаланса»): неуклюжесть, непропорциональность, субтильность.

Поэтому важной задачей в работе с семьей одаренного ребенка является дача психологом рекомендаций по созданию ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе, в жизненных ситуациях. На тренинговых занятиях психолог в свою очередь способствует становлению адекватной самооценки учащихся.

Что касается отношений со сверстниками, то по ряду исследований именно эта сфера является наиболее конфликтной для одаренных, которые отмечают отсутствие интереса к тем, кто учится вместе с ними в обычных школах. В группе «Исследовательская химия» занимаются высокомотивированные дети, очень внимательные и добрые друг к другу. Такая среда для неуверенных ребят оказывается практически целебной. На общих мероприятиях они раскрываются гораздо быстрее, нежели в среднестатистических коллективах. Они считают своих соучеников умными, искрометными, не задумываются о своих слабо коммуникативных навыках и трудностях в общении.

Помощь психолога в данном вопросе заключается в проведении консультаций как с учащимися, так и с родителями с целью выработки навыков общения, в познании духа сотрудничества и коллективизма, умении дружить, делить с другими детьми победы и поражения: все это им пригодится в социально сложной атмосфере дальнейшего обучения. Немаловажное значение играет в данном вопросе рекомендации психологов по установлению между семейных контактов в группе.

Обязательны в связи с этим психолого-педагогические серии родительских лекториев:

режимные моменты в жизни школьника (рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся);

просвещение родителей (советы семьям одаренных детей по теме взаимоотношения между родителями и ребенком);

создание системы психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития одаренных и высоко мотивированных детей для реализации их возможностей, сохранение психологического и физического здоровья.

Педагогам и психологам необходимо оказывать квалифицированные консультации родителям детей с признаками одаренности; разъяснять, как создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка; подкреплять мотивацию родителей одаренных и высоко мотивированных детей на объединение усилий по развитию интеллектуально – творческого потенциала.

Когда и родители, и дети будут знать, что педагоги и психологи готовы оказать грамотную помощь, процесс адаптации и социализации неуверенного одаренного ребенка пройдет безболезненно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *