Методика формирования творческих способностей учащихся в малых группах в системе дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

Очень часто мы слышим, что все дети талантливы. Вспомните своего малыша в возрасте «почемучки». Представьте, что вы запаслись терпением и успеваете отвечать на все его вопросы. Что из этого выйдет? Почему когда-то вдруг вы заметили, что вам ребенок перестал задавать вопросы? Ему неинтересно с вами? Вы от него отмахнулись и он обиделся? Вы «утонули» в своем замшелом болоте и вам некогда заниматься «глупостями»? Вы не научили ребенка фантазировать и его мир уже не настолько ярок?

А если ситуация идеальна и вы внимательно в первые годы жизни за ним наблюдали, создавали условия для разного вида творчества и поняли, к какому виду творчества склонен ваш ребенок.  Когда стало понятно, к чему лежит душа ребенка, вы научили его так организовывать свой труд, чтобы никакое любимое занятие не ухудшило его здоровья, ведь эти дети с младенчества готовы заниматься любимым делом часами!!! Они больше своих сверстников видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, и глубже проникают в суть событий. Этих детей с младенчества отличает очень развитая грамотная речь. Из их поля зрения не выпадают случайно брошенные слова, интонации, жесты, способы поведения, а скорость их реакции ставит в тупик даже их родителей. Таких детей можно сравнить с губкой: они впитывают знания и ощущения и щедро возвращают их в виде неповторимых рисунков или оригинальных решений сложных задач. Способности часто развиваются как бы сами собой, но увидеть это можно только тогда, когда созданы условия для их развития. И если это случилось, в этом ваша заслуга! Теперь за вами следующий педагогический шаг: необходимо подумать о том, чтобы найти ребенку товарища для игр. Маленькие вундеркинды не любят отвлекаться от любимого занятия, но ребенку замыкаться на самом себе очень опасно. Такое «замыкание» со временем может развиться у него в полную отчужденность от окружающего мира, которая в сочетании со сверхвысокой одаренностью приведет его к психическим расстройствам.

А так как многие одаренные дети, уже успевшие осознать свои способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя, не занявшего первое место, как неудачника. В борьбе с этой проблемой мудрые родители стараются заинтересовать своих одаренных детей спортом, участием в кружках, танцевальных и художественных студиях, иной раз специально выбирая те сферы, в которых их ребенок заведомо не смог бы преуспеть. Незаурядные дети должны хоть иногда почувствовать себя посредственностями, а заодно укреплять дружеские взаимоотношения с обычными здоровыми и веселыми детьми. Так они научатся и терпимости к сверстникам, и лучше поймут самих себя.
Так что самое главное, чего не должны делать родители одаренных детей, — это воспитывать их как гениев. Детям, выросшим с осознанием собственной исключительности, будет очень трудно жить, создавать семью, общаться с людьми, да и просто развиваться как личностям. Каким бы талантливым ни был ребенок, его необходимо научить быть чутким, заботливым, он должен уметь сочувствовать. Часто эти дети, развиваясь стремительно, не чувствуя трудностей в понимании нового сложного материала, оказываются не приученными к методичному труду. Его обязательно воспитать трудолюбивым,  умеющим достигать поставленные цели, проходя этапы неудач.
Если родители хотят вырастить из своих талантливых детей полноценных взрослых, они должны проанализировать опыт развития талантливых личностей. Важно не просто умиляться необыкновенному ребенку, а помочь ему вырасти полноценным взрослым человеком.
Когда такие дети подрастают и попадают в систему дополнительного образования, важно дать возможность всем его дарованиям раскрыться полнее и заиграть всеми красками. Они, будучи успешными в разных направлениях, не должны растеряться в многообразии возможностей, они для собственного блага должны профессионально определиться, чтобы процесс учебы оставался для них приятным и полезным. Для этого педагогу необходимо тактично давать возможность на занятиях детям проявлять инициативу, уметь анализировать работу товарищей, приходить им на помощь при обсуждении общих вопросов. С одной стороны, необходимо с уважением относиться к таланту ребенка, но не делать при этом культа из его личности. В заведения дополнительного образования часто дети приходят по собственному желанию, высоко мотивированные, готовые постигать знания высокого уровня. Учащиеся объективно должны понимать, что существуют и иные приоритеты, кроме этих занятий. Многие из них занимаются сразу в нескольких группах, поэтому деликатное общение с учеником успокоит его перевозбужденное «эго». Занятия с этими детьми должны быть обязательно четко структурированы. Даже самые талантливые дети прежде всего должны научиться работать.
Так как в группе всегда оказывается несколько ярких личностей, педагог в мягкой форме должен учить детей вести себя в обществе правильно. Одаренные дети чаще всего очень эгоцентричны, погружены в свои мысли, они редко задумываются о том, что думают и чувствуют окружающие их люди. Их часто выбивают из колеи собственные неудачи и они могут бурно и не всегда позитивно реагировать на успехи одноклассников. Всегда в таких ситуациях необходимо обращаться к лучшим сторонам личности ученика, избегать негативных оценок. Успокоить ребенка, внушить ему уверенность в собственных силах.
Каким бы талантливым ни был ребенок, всегда надо пользоваться его пытливостью и внушаемостью. Проводить занятия в игровой форме, внедрять в занятие фрагменты развивающих заданий, вовлекать детей в так называемые «мозговые штурмы», позволять им осуществлять игровые сценарии. Общаясь в коллективе, такой необыкновенный ребенок с каждым занятием все более социализируется, приобретает много приятных впечатлений и умений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *