Разработка новой методики исследования

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения. Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование. С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана — показатель середины; степень рассеивания — дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.
Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц. 

Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий. Методы исследования — приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. С помощью этой группы методов получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования.

К общенаучным методам относятся:

• Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя. 
• Сравнение — это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств. 
• Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира. 
• Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса. 
• Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части. 
• Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое. 
• Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). 
• Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. 
• Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. 
• Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и тому подобной, сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений. 

Для выбора методов на каждом этапе необходимо знать общие и конкретные возможности каждого метода, его место в системе исследовательских процедур. Задача исследователя состоит в том, чтобы для каждого этапа исследования определить оптимальный комплекс методов. 

Если существующая методика не устраивает исследователя (точностью, воспроизводимостью, селективностью, широтой охвата объектов исследования), необходимо разработать новую методику, отвечающую запросам заказчика. Иногда объект приходится изучать несколькими методами для достижения заявленных параметров.

Например, для ранней диагностики диабета II типа есть методика определения общего хрома в крови человека методом атомно-адсорбционной спектрометрии. Этот метод дорогой, инвазивный. Можно поставить цель и разработать пока несуществующий неинвазивный и недорогой метод определения общего хрома в волосах спетрофотометрией. Вот таким образом и рождаются новые методики.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *