Работа с научной литературой

После того, как выбрано направление исследования, необходимо изучить научную литературу, в которой отражены подобные объекты, подвергшиеся изучению. Вполне вероятно, что ваш объект исследования будет другим, или изучать вы его собираетесь не теми методами, в любом случае, необходимо ознакомиться с тем багажом знаний, который накоплен другими исследователями в этой области.

Следует продумать порядок поиска и приступить к составле­нию списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. На ее основе возможно уже в начале исследования уточ­нить цели. Просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой исследовательской работы.
Для успешного овладения научно-исследовательской деятельностью обязательно следует научиться работать с научной литературой, то есть необходимо изучить опубликованные научные работы. Эта работа называется «анализом состояния исследуемого вопроса». Дело это непростое, так как человечество только за последние два столетия накопило такой объем информации, что даже в узкой области науки исследователь может буквально утонуть в обилии публикаций. Правильный отбор источников информации и целенаправленное ее изучение — важная часть профессио­нальной квалификации исследователя.
Изучение литературы, рукописей, документов, материалов на электронных носителях и других источниках как средств, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения белых пятен, неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы помогает отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.
На данном этапе научного творчества необходимо узнать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как монографии, сборники, журнальные статьи, брошюры, рецензии, учебные и методические пособия, а также диссертации, авторефераты диссертаций.

Поиски необходимой литературы — продолжительный труд. Значе­ние его в исследовательской работе огромно, потому как от полноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество дипломной работы. Каталоги — это существующие в виде брошюр, либо в виде карточек списки книг, имеющихся в фондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений. К алфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимого источника и фамилию его автора. В пред­метном каталоге название книг размещены не по алфавиту, а по рубри­кам, каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этом сами рубрики следуют друг за другом в алфавитном по­рядке, как и названия книг внутри самих рубрик. В систематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам, но сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не по алфавиту, а по системе дисциплины. Каталог новых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последние полгода.
Необходимо знать основные пути к литературным источникам и иметь представление о таких важных литературных источниках, как мо­нографии, сборники, журнальные статья, брошюры, рецензии и так далее, знать, как их находить в библиотечных фондах, уметь вычленять в них нужную информацию, правильно ее обрабатывать.
Монография — это научный труд одного или нескольких, придержи­вающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всесто­роннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.
Брошюра — непериодическое печатное издание небольшого объема, как правило, научно-популярного характера.
Сборник научных статей — издание произведений одного или не­скольких авторов, которые одну научную проблему рассматривают часто с различных точек зрения.
Журнальная статья — научное произведение небольшого размера, в котором проблема рассматривается с обоснованием ее актуальности, теоретического и прикладного значения, с описанием методики и резуль­татов проведенного исследования.
Диссертация — научное произведение, выполненное в форме руко­писи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника и служит в качестве квалификационной работы на соискание ученой сте­пени.
Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюра, со­держащее составленный автором реферат проведенного им исследова­ния, представляемого на соискание ученой степени.
Рецензия — критический разбор одного или нескольких научных произведений, где дается анализ важности, актуальности представленных исследований, оценивается качество изложения, приводятся отзывы спе­циалистов.
Аннотации — краткая характеристика книги, статьи, рукописи. В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено.
Тезисы доклада — краткое изложение содержания предстоящего на­учного сообщения; тезисы.
Учебное и методическое пособия — издания, предназначенные для педагогических целей. Как правило, в них рассматриваются проблемы того или иного учебного курса на научной основе и даются рекоменда­ции по выполнению практических заданий.
Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного мате­риала, необходимо уметь быстро читать. 
Изучение литературы по выбранной теме необходимо начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала. Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Если имеет­ся собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.
Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:
— общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению
— беглый просмотр всего содержания
— чтение в порядке последовательности расположения материала
— выборочное чтение какой-либо части произведения
— выписка представляющих интерес материалов
— критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей дипломной работы.
При изучении литературы не стоит стремиться только к заимство­ванию материала. Параллельно следует обдумать найденную информа­цию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими рабо­тами, послужат основой для получения нового знания.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредст­венное отношение к теме исследовательской работы и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного яв­ляется возможность его практического использования в рабо­те.
Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользовать­ся. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо посто­янно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях. Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тща­тельный отбор и оценка.
Необходимо собирать не любые факты, а только научные. Понятие «научный факт» значительно шире и многограннее, в чем понятие «факт», применяемое в обыденной жизни. Когда говорят о научных фак­тах, то понимают их как элементы, составляющие основу научного зна­ния, отражающие объективные свойства вещей и процессов. На основа­нии научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.
Научные факты характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность. Новизна научного факта гово­рит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Точность научного факта определя­ется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количествен­ных и качественных определений.
При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя отбрасы­вать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. В самом деле, сущность нового в науке не всегда отчетливо видна самому исследователю. Новые научные факты, иногда довольно крупные, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Достоверность научного факта характеризует его безусловное ре­альное существование, подтверждаемое при построении аналогичных си­туаций. Если такого подтверждения нет, то нет и достоверности научно­го факта. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и харак­тера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.
Монография как научное издание, содержащее полное и всесторон­нее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, со­держащий материалы научной конференции; научный сборник, вклю­чающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, — все эти издания имеют принципиальное научное значение и практиче­скую ценность. В своей основе они безусловно принадлежат к числу дос­товерных источников. Практически абсолютной достоверностью обла­дают описания изобретений.
Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выби­рать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты ма­териалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подхо­дить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет впе­ред, развиваются науки, техника и культура. То, что считалось абсолют­но точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и невер­ным.
В процессе изучения литературных источников можно сталкнуться с различными видами произведений печати, которые есть смысл вклю­чить в работу, точнее, в список использованной литературы. Следует знать правила библиографического описания литературных ис­точников.
Ниже приведены примеры библиографического описания раз­личных видов произведений печати. Если источник имеет автора, то сна­чала пишется его фамилия, а затем инициалы, причем и фамилия, и ини­циалы выделяются, например, разрядкой:
1. Платонов В.Н. Общая теория и методика подготовки спортсменов в олимпийском спорте. — Киев: Олимпийская литература, 1997. -583с.
2. Андреев В.И. Факторы, определяющие эффективность приемов нападения в безопорном положении в игровых видах спорта: монография. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 170 с.
3. Если авторов два или три, то указываются в той же последователь­ности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
Солодков А.С. Сологуб Е.Б. Физиология человека: Учебник. -М.:Терра-спорт,2001.-520с.
Хлыстов М.С., Адамбеков К.И Основы физической подготовки: Учебно-методическое пособие. – Алматы, 2002. -112 с.
4. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого авто­ра с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.- 258 с.
5. Если назначение источника содержит дополнительные сведения (по­собие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после ос­новного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М, 1972.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителей на­чальных классов. -М, 1975.
6. Если источником является автореферат диссертации, то это следует указать:
Иманалиев Т.Т. Сопряженная физическая и технико-тактическая подготовка футболистов на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., ЦНИИ Спорта, 1993. – 24 с.
7. В случае выхода источника под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с пропис­ной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже.
8. Если же указыва­ется редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: /Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:
Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студентов ВУЗов. Ю.Д. Железняков, под редакцией Ю.М, Портнова. -М.: изд. Центр Академия.2001 -520с.
9. В случае, если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), издан­ную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа). затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:
Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. — М., 1989.-C.2U-215.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я. А. Соч.: в 2 т. -М., 1982. — Т.1. — С.242-446.
Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. прошв. — М., 1956. — Т.2.
10. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.п.), например:
Коменский ЯЛ. Соч.: в 2т. -М, 1982, — ТА. ~ С.201-242.
Сухомлинский В.А. Избр. пед .соч.: в 3 т. ~ М.,1980.
11. Место издания — обязательный библиографический элемент — при­водится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт — Петербург — СПб.; Петербург — Пб.; Нижний — Новгород — Н. Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон — L; Нью-Йорк — N.Y.; Париж — Р.
12. Если книга имеет в библиографическом описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:
Гегель. Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934.~T.1-C. 174-191.
13. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.A.» (Sine anno) для иностранных языков.
14. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от по­строения источника ) и страницы соблюдаются следующие правила: все сведения даются арабскими цифрами; так как эти данные являются до­полнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пи­шутся в сокращении:
Том 4 — Т. 4л Книга 2 — Кн.2.; Раздел 3 — Разд. 3.; Выпуск 5 — Вып.5.; Глава 4- Гл.4.; Страница 200-210 или СЮ, например:
Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1970. -Т.2.~ Гл. 7. — С. 51- 81.
15. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журна­лов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии {If), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если ис­точник взят из газеты, вместо номера указывается дата выпуска), запятая, страница, например:
Матвеева СИ. Проблемы формирования и развития навыка чтения * младших школьников и некоторые пути их решения //Начальная школа. -2000.-№11, с. 14.
В процессе изучения литературных источников, анализируя их, придется пользоваться цитатами. Поэтому необходимо уяснить как правильно они оформляются в тексте дипломной работы, так как они органически вплетаются в него и составляют неотъемлемую часть анализи­руемого материала.
Цитаты используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопос­тавлении различных точек зрения и так далее. Цитаты служат необходимой опорой автору научной работы в процессе анализа и синтеза инфор­мации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления. Цитаты могут использоваться и для подтвержде­ния отдельных положений, которые приводит исследователь.
Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптималь­ным, то есть определяться потребностями разработки темы исследовательской ра­боты. Следует установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными. В одних случаях из перво­источника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других — цитаты ограничиваются словами, которые содер­жат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интере­сам автора исследовательской работы. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте.
При цитировании каждая цитата сопровождается ссылкой на источ­ник, библиографическое описание которого должно приводиться в соот­ветствии с требованиями библиографических стандартов. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в ка­кой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключают­ся в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях употреб­ляется выражение «так называемый».
Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например: Ж.Ж. Руссо утверждал, «что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий» [3].
После цитаты, закрыв кавычки, открываются скобки. В скобках пи­тается номер, под которым источник, из которого взята цитата, числится в списки использованной литературы дипломной работы. После номера ис­точника ставится запятая, затем буква «с», что означает «страница», и пи­шется номер страницы, на которой располагается цитата. Если цитата расположена на двух страницах, т.е. начинается на одной, а заканчивается на другой, то это следует указать. Например: [45, с. 121-122].

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *