Кто может обладать творческими способностями и как их развить

Творческие способности человека характеризуются умением создавать новые идеи, которые отличаются от традиционных схем мышления. Согласно психологу Абрахаму Маслоу эта творческая направленность свойственна всем от рождения, но теряемая большинством под воздействием среды.
Креативность (от лат. creatio – «созидание») – это способность человека создавать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. Так могут поступают очень недалекие люди в силу незнания и гении, в силу уверенности в своих знаниях. Креативность является одним из компонентов творческой личности и, как ни странно, не зависит от эрудиции. 
В проявлении дивергентного мышления, являющегося основой креативности, роль генетического фактора, в отличие от средового, невелика.
Интересные, необязательные и оспариваемые факты, подтверждающие важнейшую роль семейно-родительских отношений:
1) большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный ребенок в семье
2) меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители – не творческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей не творческого поведения; женщины чаще находятся в мире грез, фантазируют, склонны к творчеству
3) чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери
4) ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве, что способствует развитию креативности
5) благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда талант становится организующим началом в семье. 

Основные черты, характерные для творческих личностей: сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социальная смелость, склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам, способность к переключению внимания, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.
Развивать творческие способности у собственного ребенка или группы учащихся можно постепенно и поэтапно:
1) на основе общей одаренности под влиянием интеллектуального окружения и подражания формировать систему мотивов и личностных качеств
2) общая одаренность постепенно будет преобразовываться в актуальную креативность
3) проведение тренингов более эффективного нетривиального подхода к любой проблеме и анализ, как этому препятствуют стереотипы
4) проведение тренингов на создание условий для выдвижения идей о способах действия в нестандартной ситуации
5) развитие навыков экспрессии, что дает возможность учащимся в новом ракурсе взглянуть на свое отношение к различным жизненным ситуациям
6) периодическое проведение упражнений, развивающих творческий интеллект
7) развитие творческих способностей, поиск нестандартного решения поставленной задачи
8) приучение учащихся к регулярным физическим упражнениям
9) овладение техникой медитации и релаксации
10) анализ событий дня, ведение дневника, написание рассказов, стихов, песен, фиксирование заметок из прочитанных книг
11) постоянное расширение кругозора (например, приучение к небольшим выступлениям о новинках науки).

Препятствуют проявлению креативности низкий интеллект, эмоциональная восприимчивость, тревожность и 
раздражительность.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *