История Исаакиевского собора

Исаакиевский собор является одним из самых известных памятников архитектуры середины девятнадцатого века. Его история неразрывно связана с историей Северной столицы России — Санкт-Петербургом. Само строительство собора окутано многими тайнами и поворотами, однако именно поэтому огромное количество историков и деятелей искусства посвящают свои произведения,  исследования собору преподобного Исаакия Далматского.

Строительство первой церкви, освященной в честь святого Иссакия, берет свое начало еще в 1707 году. Она была построена для того, чтобы «увековечить день рождения Петра I — 30 мая». Для строительства был выбран Адмиралтейский луг, поскольку в основном там жили матросы, мастеровые и солдаты. В 1710 там прошла первая служба, а уже в 1712 император обвенчался с Екатериной Алексеевной.

В 1717 году из-за обветшалости и несоответствия архитектурному стилю новой столицы, Петр I отдает приказ Канцелярии по строительству: во-первых, перенести церковь ближе к Неве, а во-вторых, приблизить стиль собора к общему Питерскому архитектурному ансамблю. Для осуществление поставленных целей был приглашен немецкий архитектор Георг Иоганн Маттарнови, по проекту которого были сделаны и укреплены внешние фасады собора. При строительстве он старался придерживаться стиля «петровского барокко». Внутренним убранством и отделкой занимался Киавери и Михаил Земцов.

В 1733 году в колокольню ударила молния. В том же году её отстроили. В мае 1735 года удар молнии повторился, при этом вызвав пожар в церкви, и от этого она серьёзно пострадала. В её восстановление участвовал Трезини Пьетро Антонио, который установил что рано или поздно, собор нужно будет перенести на более дальнее расстояние от берегов Невы из-за неустойчивости грунта. Позже, в 1860 году архитектор Адмиралтейской коллегии, Савва Чевакинский, предположит, что собор нужно вообще разобрать и построить новый. С его идей согласилась сама Екатерина II, учредив начало постройки третьего Исаакиевского собора. Его главным архитектором был выбран Антонио Ринальди. Он предложил пять сложных куполов и высокую колокольню. Если бы собор был построен с соответствием с проектом этого замечательно архитектора, то возможно это было бы его лучшим творением. К сожалению, строительство шло медленно, поэтому Ринальди был вынужден уехать из Российской империи, а само здания было доведено всего лишь до карниза.

Вступивший на престол Павел I решает продолжить строительство. По его мнению работа должна быть завершена непромедлительно с использованием минимальных средств. Эти задачи император поставил перед Винченцо Бренне, который в отличии от своего заказчика собирался придерживаться эскизов Ринальди. «Однако выполняя желания царя, Бренна был вынужден исказить проект бывшего архитектора, уменьшив размеры верхней части собора, вместо пяти возвести один, верхняя часть оставалась кирпичной» — это привело к тому, что у собора появилась искаженная пропорция, а также сочетание мрамора и кирпича. Отношение петербуржцев к новому внешнему виду здания было явно отрицательно. Один из жителей столицы, флотский офицер Акимов сочинил небольшую эпиграмму про собор:

«Се памятник двух царств,

Обоим столь приличный

На мраморном низу

Воздвигнут верх кирпичный»

30 мая 1802 года третий Исаакиевский собор был завершён и освящён.

В 1809 году Александр I объявляет конкурс эскизов для постройки четвертого Исаакиевского собора. Участвуют много известных архитекторов:  Чарльз Камерон, Андрей Воронихин, Василий Стасов и другие. Но, в большинстве их проекты предлагали полностью перестроить собор, в то время как Александр I хотел сохранить старые фасады и фрески здания. Император, не найдя нужного эскиза, просит помощи инженера Августина Бетанкура, который в свою очередь предлагает поручить проект молодому Монферрану Огюстау. Тот предоставляет императору 24 эскиза собора. Архитектор как-то написал своему учителю: «…вскоре после моего назначения архитектора двора я получил приказ заняться перестройкой собора. Проекты… делались по приказу государя уже 15 лет… Рассудив, что, раньше, чем делать проект, нужно узнать вкус заказчика, я сделал целый ряд эскизов, совершенно различными». Александр I был в восторге, поэтому сразу же после первого просмотра вариантов будущего облика Исаакиевского собора, он предлагает Монферрану проектировать и строить это задание.

Исследователи и историки отмечают несколько этапов постройки собора во время Огюстаума_:

  1. С 1818-1819 разрабатывается первый проект. В себя он включает разборку колокольни, алтарных выступов и западная стена ринальдиевского собора, сохранялись подкупольные опорные пилоны южной и северной стен. Собирались поставить еще 4 пилона на западной стороне собора. За образец были взяты Дом инвалидов и Пантеон. 6 июня 1819 года состоялась торжественная закладка нового собор.
  2. 1820-1825. Время первого скандала и противоречий. После выпуска альбома с 21 гравированной таблицей, архитектор А. Модюи представил записку с замечаниями к проекту 1818 года. В ней были и чертежи, демонстрирующие ошибки Монферрана. На юного архитектора обрушился шквал критики. Именно поэтому собирается экстренное совещание Академии Художеств. Они принимают решение провести конкурс по изменению проекта Монферрано. В основном все остается также кроме структуры главного купола (теперь было исключено его провисание или обвал). С данным проектом согласился Александр I, подписав документы об его одобрении 8 апреля 1825 году.
  3. С 1825-1848 год происходит основное строительство собора. В 1840 году поднимают первую колону в присутствии народа и императорской семьи. Их установка продолжалась в течение восьми лет. Хоть строительство и было окончено в 1848 году, однако внутренние оформление и украшение закончат только чрез десять лет.

Как можно заметить, строительство четвертого Исаакиевского собора проходило очень медленно. Конечно, бесспорно Монферрану Огюстау хотелось, чтобы его творение было идеальным и не требовало последующей перестройки, однако и у жителей Петербурга есть своя легенда насчет этого. Считали, что, только начав строить собор, Монферрану предсказали, что когда закончится постройка Исаакиевского собора, тогда умрет и сам архитектор. Совпадение или нет, но он умирает в 1858 году через месяц после официального освящения собора и его открытия.

Свою функцию, церкви, Собор выполнял недолго. Уже при советской власти в 1928 году собор отдали под контроль Главнауки, как музей, а уже в 1931 году в соборе был открыт первый антирелигиозный музей. В честь это был даже установлен маятник Фуко, доказывающий вращение Земли. Историк Г. П Бутиков считает: «… именно маятник сыграл определенную роль в атеистической пропаганде»_.

В 1937 году музей переквалифицировали в историко-художественный музей. Но, буквально через год было принято решение  передать половину экспонатов, которые могли несть любой религиозный посыл, Казанскому собору_.

Во время великой отечественной войны Исаакиевский собор укрыл в своих подвалах множество памятников искусства, а также жителей Ленинграда. В первый год войны храм не пострадал, однако уже в 1943 Исаакиевский собор был «ранен». Так об этом писала свидетельница тех событий Мария Александрова Тихомирова: «Это случилось днем, когда мы все работали в соборе. Снаряд покалечил одну из колонн одного из западных портиков, отбив от него порядочный кусок гранита. Удар был так силен, что около этого портика разошлись и вздыбились плитки тротуара». До сих пор осматривая колонны и фасады собора, можно заметить дыры от осколков снарядов. В 1950—1960-х годах проведена реставрация.

До 1990 года собор функционировал только как «государственный музей памятник», но прихожане собора добились того, чтобы в нем начали проводить  и службы по праздничным дням. Советское государство согласилось.

Исаакиевский собор, по праву, можно считать одним из самых великолепных памятников Российской архитектуры. Много людей трудились и посвящали всю свою жизнь данному сооружению. В нем собраны различные стили, а также воплощены технические решения, какие не возможно даже представить людям двадцать первого века. Не зря его называют инженерным шедевром!

Автор: Улётова Валерия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *