Что такое помеха справа и ее трактовка в различных ситуациях

Всё о помехе справа в ПДД

Каждому водителю, даже с небольшим стажем вождения, знакомо правило правой руки или помеха, которая возникает с правой стороны. Этому правилу из ПДД отводится важное место, более того, помеха справа даже считается основным постулатом на дороге.

При соблюдении этого канона могут возникать спорные моменты, о которых начинающий водитель может не знать. Мы взяли на себя смелость рассказать всё, что имеет отношение к такому виду препятствия. В конце этого разговора у вас не будет возникать сомнений касаемо действий относительно других участников дорожного движения на нерегулируемых участках.

Определение понятия

Для начала необходимо разобрать понятие «помеха справа». Эта информация позволит чётко понимать суть дальнейшего разговора и не путать это правило с другими понятиями из ПДД. Такое понятие актуально на тех участках дороги, которые не оборудованы регулировочными знаками.

Помеха справа цитирует пункт из ПДД под номером 8.9. Суть этого пункта сводится к следующему: отсутствие какой-либо регламентированной формы, которая направлена на регулирование последовательности проезда ТС, предусматривает разъезд водителей с учётом наличия помехи с правой стороны. Нужно чётко понимать, что автомобиль, который выступает той самой помехой справа, должен быть пропущен. Только после этого можно начинать движение при условии отсутствия других машин по правую сторону.

Теперь разберёмся с не менее важным вопросом, который часто становится камнем преткновения, — как определить помеху справа. При подъезде к участку дороги, который не оборудован регулировочными знаками, необходимо убедиться в их полном отсутствии. Стоя на развилке, обращаем внимание на ТС, которые относительно к вашему авто находятся с правой стороны. Такие участники дорожного движения как раз и будут считаться преградой, которой нужно предоставить право на проезд.

В том случае, если линии передвижения (ваша и автомобиля справа) совпадают, то придётся уступить дорогу и дождаться завершения манёвра другой машиной. Только в том случае, если с правой стороны не будет машин, можно продолжать движение.

Мы разобрали что означает помеха справа и в теории вроде бы всё понятно. На практике возникает ряд спорных ситуаций, которые могут поставить в ступор. Эти ситуации необходимо детально изучить, чтобы на дороге не возникало проблем.

Примеры возможных помех справа

Пришло время разобраться с тем, как работает помеха справа на практике. Мы собрали некоторые тонкости и исключения:

  • при выезде с грунтовой дороги автомобиль не принимается за преграду, которую требуется пропускать, такой тип дороги всегда считается второстепенным;
  • включённый поворот не играет никакого значения и не влияет на ситуацию, которая складывается на дороге, независимо от поворота автомобиль нужно пропускать.

Дальше мы будем изучать распространённые ситуации, при которых действие правила кажется спорным. Вы должны знать кто должен уступить дорогу, например, на перекрёстке или во время перестраивания на другую полосу. Если правильно применить эту информацию на практике, то получится избежать аварийных ситуаций и неприятных последствий.

Проблемы на перекрёстках

Помеха справа на перекрёстке — распространённая ситуация, с которой водитель может сталкиваться по несколько раз на день. Обязательно нужно знать правила пересечения нерегулируемых перекрёстков. Эти знания помогут свободно ориентироваться на дороге, не создавать проблем для других участников дорожного движения и избегать аварийных ситуаций.

На перекрёстках правило правой руки действует следующим образом: при наличии равных возможностей у водителей пропускать нужно транспорт, который находится по правую сторону. Сложность связана с динамичностью движения, которая характерна для крупных городов с большим количеством транспорта. Есть ситуации, когда это правило не действует. О них мы поговорим дальше.

Перестроение между полосами

Не меньше спорных ситуаций возникает при перестраивании на многополосной дороге. Не всегда автомобиль принимается за помеху справа при перестроении по полосам движения. Если обратиться к ПДД, то увидим следующую трактовку: при совершении манёвра перестроения водитель обязан предоставить возможность проезда тем ТС, которые движутся попутно и при этом не меняют направления. Если два ТС, которые передвигаются попутно относительно друг друга, одновременно совершают манёвр для перестраивания, то преимущество должно отдаваться авто, находящемуся с правой стороны.

Для облегчения усвоения изложенного выше материала мы отобрали несколько вариантов, которые часто встречаются на дороге:

  1. При передвижении по своей полосе с соседней стороны перестраивается авто — пропускать его не нужно. Этот водитель должен дождаться момента, когда автомобилей не будет на полосе и тогда совершить манёвр.
  2. При перестраивании на левую полосу другой автомобиль с этой полосы также хочет совершить манёвр. В этой ситуации ваше ТС является преградой, которой необходимо уступить дорогу. Рассматриваемое правило здесь действует.
  3. При перестраивании на правую полосу другое авто с этой полосы также совершает манёвр. Здесь вы уступаете дорогу.
Читайте также:  Renault объявила цены на седан Logan Stepway и хэтчбек Sandero

На кольце правило помехи справа действует так же. Особенности перестраивания не отличаются от тех, которые были описаны выше. При въезде на кольцо автомобиль должен пропустить все ТС, которые передвигаются по нему без изменения направления передвижения.

Где правило правой руки не действует?

Не всегда это правило применимо. Есть ряд ситуаций, при которых правило правой руки теряет свою силу. Все они описаны ниже:

  • разные статусы у участников дорожного движения;
  • по отношению к рельсовому транспорту это правило не применяется, он всегда пропускается;
  • неравнозначность приоритетов относительно положений участников, которая попадает под регулирование знаков, светофоров или регулировщиков;
  • начало движения или задний ход;
  • движение по дополнительному знаку светофора;
  • при въезде на мост водитель пропускает автомобили, которые уже движутся по нему, в этом случае транспорт не воспринимается в качестве препятствия.

Мы много чего успели рассмотреть, в том числе и в каких случаях не действует это правило. Эта информация не просто обязательна к изучению, её нужно запомнить и никогда не забывать. Она должна отложиться в голове, а принципы соблюдения правила — выполняться на автоматизме. В этом случае вы никогда не станете виновником ДТП, оно может случиться только из-за другого неосведомлённого водителя. Не зря помеха справа считается главным правилом в ПДД.

Помеха справа в ПДД

Последнее обновление: 05.07.2020
Комментариев нет

Существует несколько разных вариантов утверждений о понятии «помеха справа». Одни эксперты высказывают мнение, что «помеха справа» существует с начала истории ПДД, и возводят его в ранг Правила, другие — утверждают, что данное понятие не имеет юридической силы, потому что оно вообще не встречается в тексте ПДД.

Не станем вдаваться в историю происхождения фразы «помеха справа», но ее использование значительно упрощает понимание многих дорожных ситуаций, когда необходимо выяснить приоритет между транспортными средствами, если их пути пересекаются.

Приоритет — это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения (пункт 1.2 ПДД).

«Помеха справа» в ПДД, как термин, отсутствует. Это «народное» понятие, и оно обозначает ситуации, когда Правила обязывают водителя уступить дорогу автомобилю, приближающемуся справа. Но это понятие регулирует далеко НЕ любые ситуации, в которых другой автомобиль подъезжает с правой стороны.

О «помехе справа» уместно говорить только в тех случаях, когда между машинами (транспортными средствами) имеется равнозначность в правах на движение, или же, когда очередность проезда между ними Правилами НЕ оговорена.

Таких ситуаций немного, и несмотря на отсутствие официального понятия «помеха справа» в ПДД, они включены с несколько другой формулировкой: «уступить дорогу должен водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Ниже приведены пункты ПДД, в которых встречается данная формулировка, и обстоятельства, к которым применяется правило «помеха справа».

Одновременное перекрестное перестроение. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа (пункт 8.4).

Теме маневров, связанных со сменой полосы движения, посвящена серия статей Перестроение. При одновременном перестроении с другим автомобилем очень важно понять или вовремя заметить, что маневры машин начаты одновременно.

Нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога поворачивает (меняет направление). В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (пункт 13.10).

Когда на таком перекрестке возникает обязанность уступить помехе справа? Это возможно в двух случаях:

  • когда главная дорога поворачивает направо, вы движетесь по главной, и вам необходимо проехать через перекресток в прямом направлении, или повернуть налево (развернуться).
  • когда вы подъехали по второстепенной дороге, но «правая» дорога перекрестка также является второстепенной. Независимо от направления вашего дальнейшего движения, на таком перекрестке вы обязаны уступить всем ТС, в т.ч. помехе справа на второстепенной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Съезд и поворот с главной дороги из серии Главная дорога.

Перекресток равнозначных дорог (равносторонний перекресток). На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (пункт 13.11).

Перекресток равнозначных дорог от других перекрестков отличается тем, что на всех! сторонах этого перекрестка нет (не установлено) знаков приоритета.

На перекрестке равнозначных дорог ПДД обязывают уступить любой «помехе справа», которая появляется в зависимости от направления движения через перекресток: проезда «прямо», поворота налево или разворота.

На равностороннем перекрестке может возникнуть ситуация круговой «помехи справа». Как проехать через него в таком случае — ответ есть в статье Проезд равнозначного перекрестка. Еще рекомендую статью Разворот на равнозначном перекрестке.

Читайте также:  Отправить анонимное смс на Теле2, через интернет, бесплатно

Другие случаи, не оговоренные в ПДД. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа (пункт 8.9).

К другим случаям, в которых очередность проезда не оговорена, относятся ситуации движения во дворах и жилых зонах, на парковках, на прилегающих территориях, т.е. в местах, где пути машин пересекаются, но отсутствует атрибутика, предоставляющая приоритет.

В качестве примера предлагаю статью Движение во дворах и жилых зонах.

Следующие два пункта Правил регламентируют ситуации, в которых применение понятия «помеха справа» неуместно, потому что ПДД в этих случаях конкретно расставляют приоритеты между транспортными средствами.

Тем не менее, взгляд на эти обстоятельства через призму народного правила «помеха справа» может помочь лучше понять ситуацию, особенно на начальном этапе водительской практики. Позднее, с опытом, придет понимание на уровне спинного мозга, кому и в каких случаях Правила требуют уступить.

Речь идет о встречных ТС, которые движутся в равных с вами условиях: либо на зеленый сигнал, либо по равнозначной дороге.

Пункт 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.

Пункт 13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Перечисленные в пунктах 13.4 и 13.12 требования обязательны для выполнения не только на перекрестках. Они обязательны к выполнению на любом участке дороги, где есть возможность повернуть налево или развернуться.

В обоих случаях, если мысленно повернув налево, расположить автомобиль поперек движения, то встречные машины пространственно окажутся справа, следовательно, нужно им уступить. Такая позиционная расстановка ни в коем случае не является «помехой справа» в том смысле, в котором она рассмотрена выше, потому что в данных пунктах есть прямое требование уступить встречным машинам!

Но если кому-то трудно запомнить, что при повороте налево (развороте) необходимо уступить встречным ТС, едущим в направлении прямо или направо (возможно, что при виде встречного автомобиля человек, не имеющий опыта, теряется), то для понимания ситуации можно использовать метод псевдо-«помехи справа», приведенный выше.

В любых ситуациях, когда между участниками возникает необходимость уступить «помехе справа», необходимо помнить, что свой приоритет целесообразно использовать только тогда, когда вы убедитесь, что вам уступают дорогу.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.07.2020

Помеха справа на перекрестке: правило ПДД, пункт

Правила проезда различных участков достаточно четко прописаны для водителей транспортных средств. Однако у автомобилистов нередко возникают проблемы с таким понятием как помеха справа, правило ПДД по этой ситуации многим не вполне понятно. Для регулировки взаимоотношений между участниками дорожного движения используются всевозможные методы, к которым относятся не только дорожные знаки с разметкой, но и светофоры, установленная инфраструктура, а также сотрудники ГИБДД в качестве регулировщиков.

Общие понятия

На дорогах возникает множество частных ситуаций, которые тяжело учесть инструкторам при обучении автомобилистов правилам дорожного движения. В автошколах дают информацию в общей формуле. Ее следует самостоятельно правильно применять к реальным дорожным условиям.

Сложности в реализации знаний, полученных во время обучения на права, возникают при встрече с ситуацией, предполагающей перестраивание из одной полосы в другую. Здесь уступать дорогу должен на равнозначном для автомобилистов участке тот, кто двигается без изменения направления.

Помеха справа: ПДД пункт

Формулировку, помогающую сориентироваться на трассе, когда нужно применить правило правой руки, заучивают потенциальные водители достаточно хорошо. Прибегать к его выполнению приходится в реальных условиях не так уж и редко. Базовые факторы определяются такими критериями:

  • применяется алгоритм для участка, на котором пересекаются равнозначные дороги;
  • актуальность не теряется во время посещения АЗС или при маневрировании на парковках/стоянках;
  • соблюдать подобные рекомендации обязаны автомобилисты, когда дорожная ситуация требует перестроиться в другую полосу во время однонаправленного движения с общим потоком.

Необходимо знать, что в прямом виде отсутствует как таковая помеха справа на перекрестке. Правила ПДД это не регламентируют.

Данная формулировка используется для более легкого восприятия и лучшего запоминания ситуации. По действующим дорожным правилам предусмотрен отдельный пункт 8.9, помогающий понять, как действовать водителям, если ситуация не проясняется разметкой или знаками. Необходимо руководствоваться особым приоритетом.

Постепенно покидать такой участок пути или перекресток водители должны в особом порядке. Пропускать предписывает условное правило правой руки ПДД тех, кто якобы «мешает» с указанной стороны. Лишь после этого можно самому заезжать на освободившуюся полосу и двигаться дальше.

Читайте также:  Компактный и удобный гараж палатка – надежное укрытие за смешную цену

Фактически когда мы своим движением по прямому курсу пересекаем курс другому автомобилю, то должны уступить. Обязательными условиями являются отсутствие другого оговоренного в нормативах приоритета движения. Также «мешающая» машина должна располагаться справа от нас на момент пересечения.

Стоит обращать внимание на наличие потенциальных указателей, регламентирующих поведение. К ним относятся знаки приоритета, такие как «Преимущество перед встречным движением», «Главная дорога», «Уступи дорогу» и пр.

Бдительность необходимо соблюдать на равнозначном пересечении дорог. Они могут не обозначаться знаками, а лишь быть с одинаковым покрытием, что их уравнивает. Таким образом, здесь водители должны вести себя не по праву силы или цены автомобиля, а по действующим нормам дорожного движения. Когда авто сближается с вами справа, то вы обязаны уступать, если же приближение происходит слева, то вас должны пропускать.

Нарушения в подобных условиях повышают риск возникновения аварийных ситуаций. Специалисты выделяют три основные причины, по которым могут создаваться подобные ДТП:

  • виновник или виновница элементарно незнаком с правилами дорожного движения;
  • пересекая прошлый перекресток со второстепенной дорогой, автомобилист продолжает думать, что едет дальше он исключительно по главной дороге;
  • при выезде с грунтовки водитель рассчитывает, что его обязаны пропускать все, включая автомобилистов с левой стороны.

Особенно важен третий случай, так как в нем задействованы два разных покрытия дорог: асфальт (всегда приоритетный по отношению к грунтовке) и грунтовая дорога (всегда второстепенная к любому твердому покрытию). Это касается любых выездов со всех участков, включая, парковки, стадионы и иные территории.

Сложности применения правила

Кроме универсальных условий, в которых предполагается применение правила правой руки, необходимо обращать внимание на обязательные факторы, сопутствующие ситуации. Водитель обязан их учитывать. К обязательным условиям относятся:

  • Пересечение траектории. При движении автомобили, у которых определяется приоритет проезда, будут пересекаться. Если следовать правилу помехи, то можно уверенно разъехаться в своих направлениях без сложности.
  • Равнозначность дорог и участников. Участок, на котором требуется выявить привилегированное авто, является пересечением равнозначных по всем характеристикам дорог. Также не работает правило для таких пар, как автомобиль и пешеход, автомобиль и трамвай.
  • Очередность проезда не предусмотрена в других пунктах ПДД. Если задействуется помеха справа (как понять ее, мы описали выше), то нужно быть уверенным, что в реальных условиях нет повода для применения иных пунктов из Правил дорожного движения.

Одним из ярких примеров является выезд со своего парковочного места на стоянке, например, расположенной около крупного супермаркета. Данная ситуация не описана в ПДД, поэтому во время разминовки с другими авто, необходимо использовать правило правой помехи.

При каких условиях правило не работает

Разобравшись, что такое помеха справа в ПДД, необходимо уточнить ситуации, в которых нельзя руководствоваться данным алгоритмом проезда. Иногда окружающую обстановку автомобилисты трактуют неверно.

Обязательно нужно обращать внимание на статус участников дорожного движения. Он должен быть равнозначным. Нельзя приравнивать автотранспорт к пешеходам, а также не будут равны трамваи и рельсовый транспорт с обычными машинами. Нарушают баланс прав для проезда установленные на дороге знаки и регулировщики.

Частой ошибкой является применение правила к автомобилям, которые «встречаются» при пересечении главной и второстепенной дороги. В данных обстоятельствах выше статус у ТС, располагающегося на главном пути.

При выезде с АЗС или с прилегающего жилого двора не всегда стоят знаки. Однако опытные водители не руководствуются здесь правилом помехи, так как по ПДД водитель на выезжающем авто, обязан пропускать всех и уступать им дорогу.

Важно знать, что во время движения автомобиля задним ходом, на него не распространяется правило помехи справа.

Поведение водителей на перекрестке

Особенности применения приоритета проезда перекрестков регламентированы в 13-м разделе Правил дорожного движения. При этом автомобилисты в подобных обстоятельствах не забывают пользоваться правилом правой руки. Оно достаточно универсально для подобных обстоятельств.

Прежде чем приступать к практике, рекомендуем заранее условия использования приоритета проезда с помехой изучить в картинках. Таким образом удастся быстрее сориентироваться в реальности.

Важно понимать, что сложности могут возникнуть как у новичков, так и у бывалых водителей из-за того, что окружающая обстановка меняется динамически. Кроме понимания своего менее привилегированного положения по отношению к трамваю и пешеходам, необходимо правильно воспринимать сигналы дополнительной секции светофора. В приоритете основной запрещающий сигнал, а не боковой разрешающий.

Заключение

Правильное применение методики правой руки помогает решать множество споров на дороге. Однако если водитель видит, что выполнение ПДД в этой части может привести к аварийной ситуации из-за упрямства другого автомобилиста, то пропустить такое авто. Это поможет избежать нежелательных негативных последствий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector