Эксперты подсчитали количество автобусов в России - – автомобильный журнал

Эксперты подсчитали количество автобусов в России — – автомобильный журнал

По состоянию на 1 января 2017 года в нашей стране зарегистрировано около 395 400 автобусов.

Такие данные содержатся в отчете агентства «Автостат». По информации экспертов, средний возраст российского парка автобусов составляет 15,9 лет, при этом 45% машин – старше 15 лет. Доля иномарок равна 27%.

На фото: ПАЗ-32054

Как отмечают аналитики, во владении юридическими лицами находится 72% от общего объема парка. Доля дизельных автобусов – 46%, экостандарту «Евро-4» и выше соответствуют лишь 14% машин.

Больше всего автобусной техники находится в Москве (19,1 тысячи единиц), вторую строчку занимает Краснодарский край (15,8 тысячи экземпляров), а замыкает тройку лидеров Подмосковье (14,5 тысяч штук). Не менее 10 тысяч автобусов также зарегистрировано в Татарстане, Санкт-Петербурге, Ростовской и Иркутской областях, Красноярском крае, Новосибирской и Свердловской областях.

На фото: ЛиАЗ-5293

Лидером среди марок является ПАЗ (168,1 тысячи единиц), за ним следуют КАвЗ (55,8 тысячи экземпляров) и ЛиАЗ (34 тысячи штук). По данным экспертов, на долю этих трех марок приходится 65% всего автобусного парка России. Из зарубежных брендов лидирует Hyundai (16,2 тысячи единиц).

Ранее сообщалось о том, что по итогам 2016 года российский рынок новых автобусов вырос почти на 16%.

Туристические автобусы. Куда делись б/у иномарки и что сейчас можно купить в России

Туристические автобусы — элита пассажирского автопарка. По комфорту их часто сравнивают с авиалайнерами. Определимся с тем, какие основные модели «туристов» сейчас представлены на российском авторынке.

Довольно большой процент автопарка туристических фирм и компаний, работающих в сфере заказных пассажирских перевозок, состоит из автобусов, ранее эксплуатировавшихся в европейских и азиатских странах. После значительного повышения пошлин на ввоз бывшей в употреблении техники поток старых автобусов из-за границы иссяк, что, впрочем, нашим автопроизводителям не помогло. В России автобусы туристического класса производятся в мизерных количествах. Чуть получше обстоят дела у наших западных соседей по странам СНГ.

8‑метровый «Нижегородец» VSN800 на шасси Iveco Daily 70C относится к среднему классу автобусов.

Сегмент туристических автобусов сам по себе довольно специфичен. С одной стороны, он граничит с сегментом междугородных лайнеров, для которых необязателен ряд опций, необходимых для «туристов», из-за чего некоторые модели автобусов могут относиться как к одному, так и к другому сегменту. С другой стороны, в модели, изначально позиционирующиеся как туристические, заложена возможность повышения класса обслуживания. Это означает, что их комплектация может значительно меняться исходя из требований заказчика — от бюджетной машины, совершающей чартерные междугородные рейсы, до VIP-лайнера, обслуживающего известную спортивную команду или работающего в качестве передвижного штаба крупного мероприятия.

Туристический «Круиз» от «Группы ГАЗ» в новом облике.

В основном, для туристических перевозок используются автобусы большого класса, но в некоторых случаях применяются и микроавтобусы. В европейских странах также получили определённое развитие полноразмерные «туристы» длиной 8–10 метров, а также полутора- и двухэтажные лайнеры, которые можно отнести к технике особо большой вместимости. У нас и те, и другие пока что относятся к редко встречающейся экзотике, поэтому не будем заострять на них внимание.

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ КЛАСС

Микроавтобусы, предназначенные для заказных и туристических поездок, выпускает ряд российских компаний, специализирующихся на переоборудовании новых грузовых фургонов или готовых шасси в пассажирские транспортные средства. Опыт работы таких фирм довольно большой, они готовы подстроиться под любого клиента и зачастую имеют в своём ассортименте машины различных марок. Среди наиболее популярных исходников — Ford Transit, Iveco Daily, Mercedes-Benz Sprinter и отечественная ГАЗель Next.

Микроавто-бусы Mercedes-Benz Sprinter Tourist для российского рынка выпускаются компанией «Луидор».

Стоит отметить, что вне зависимости от марки по ПТС это российская продукция с соответствующим VIN, но для пассажиров это микроавтобусы с магией трёхлучевой звезды или другого известного бренда, которые можно заказать, в том числе, у официальных дилеров соответствующей марки. На туристические автобусы малого класса распространяется фирменная гарантия, по качеству они несильно отличаются от своих «коллег», полностью собранных на заводском конвейере.

Описать весь ассортимент таких транспортных средств нереально, поэтому в сравнительной таблице приведём несколько наиболее известных моделей «мягких» микроавтобусов с указанием российской модификации и исходного кузова, взятого за основу.

Читайте также:  Объезд препятствия через сплошную линию разметки

БОЛЬШОЙ КЛАСС

МАЗ-251 — самый яркий представитель второго поколения автобусов Минского завода.

Российским флагманом туристических перевозок был и остаётся автобус «Круиз», предлагаемый к продаже подразделением «Русские автобусы» холдинга «Группа ГАЗ». За 17 лет выпуска (первый «Круиз» был изготовлен в 2003 году) несколько раз менялся внешний вид лайнера, сменилась производственная площадка (изначально «Круизы» собирали на Голицынском заводе, в 2014 году их выпуск был перенесён в Ликино-Дулёво), даже индекс модели изменился на одну цифру, что в некоторых случаях вводит потенциальных покупателей в заблуждение. Неизменной осталась основа — шасси Scania, хотя в своё время проводились эксперименты по использованию шасси других производителей.

Автобусы Setra S515HD осуществляют заказные перевозки в российской столице.

Два года назад специалисты «Группы ГАЗ» провели большую работу по приданию автобусу современного вида, что поспособствовало тому, что «Круиз» стал органично вписываться в линейку актуальной продукции холдинга. И уж тем более органично он смотрится на центральных улицах городов. С непривычки его можно принять за классического представителя европейских кузовных ателье типа Beulas или Sunsundegui, специализирующихся преимущественно на туристических машинах. На данный момент автобусы ЛиАЗ-5290 «Круиз» выпускаются на современном шасси Scania K400. Основная предлагаемая модификация снабжена дизельным двигателем Scania DC13, но для заказа также доступен вариант автобуса с газовым двигателем Scania OC09.

Дилером автобусной марки Higer выступает компания «Русбизнесавто».

Также к туристическому сегменту относится лайнер «Дельта», выпускаемый группой компаний Volgabus. Мы уже упоминали его в обзоре междугородных автобусов (см. «Автопарк» №7/2019), поэтому лишь повторимся, что для заказа доступны две модификации машины — длиной 12 и 12,8 метра. Отличия между этими автобусами в стандартной комплектации минимальные. Из наиболее значимых отметим мощность двигателя: у «Дельты 12» в корме установлен двигатель MAN DO836 мощностью 290 л. с., у «Дельты 12,8» — силовой агрегат MAN D2066, способный развивать до 320 л. с.

Новый MAN Lion’s Coach был официально презентован в конце 2017 года.

Минский автомобильный завод для междугородных, заказных и туристических рейсов предлагает МАЗ-251. Модели уже больше 15 лет, но она продолжает оставаться актуальной как по дизайну, так и по техническим характеристикам. Выпущено более 350 автобусов этой модели, большинство из них работает в Белоруссии, России и странах СНГ.

Автотранспортные компании и крупные фирмы, ставящие во главу угла качество и узнаваемость бренда, зачастую останавливают свой выбор на технике европейского производства. На российском рынке выделяются две новые модели туристических лайнеров Made in Europe, и о каждой из них стоит рассказать подробнее.

Yutong ZK6121HQ пользуется популярностью среди отечественных автоперевозчиков.

Компания «МАН Трак энд Бас Рус», официальный дилер марок MAN и Neoplan, продвигает новый MAN Lion’s Coach — туристический автобус дальнего следования, не так давно сменивший свой облик в стиле последней моды на резкие, немного агрессивные линии. Из четырёх базовых модификаций, отличающихся по длине, вместимости и применяемым силовым агрегатам, в России доступны две — 12‑метровый двухосный Lion’s Coach и 14‑метровый трёхосный Lion’s Coach L. Также можно подобрать версии с разными типами КП — 6‑ступенчатой механической (только в сочетании с двигателем мощностью 420 л. с.), 6‑ступенчатым автоматом EcoLife либо с автоматизированной 12‑ступенчатой коробкой MAN TipMatic с возможностью выбора вида переключения передач (ручной или автомат).

Ещё один представитель европейского автопрома на российских дорогах — лайнер Setra S515HD, поставляемый компанией «ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС». Крупная партия таких машин (вместе с трёхосными S517HD) поступила в 2017 году в столичный Мосгортранс для обслуживания мероприятий Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу FIFA-2018. Сейчас эти автобусы выполняют заказные перевозки; несколько из них курсирует на маршрутах-шаттлах до делового центра «Москва-Сити». Всего в линейке европейского бренда около 20 моделей трёх основных классов (TopClass, ComfortClass, MultiClass). Большинство из них доступно только по предварительному заказу.

Volgabus «Дельта 12» — новое предложение от волжских автопроизводителей.

Бюджетный сегмент рынка туристических автобусов занимают фирмы, предлагающие технику китайского производства. Впрочем, тенденции последних лет свидетельствуют о том, что покупатели уже не хотят приобретать ультрадешёвые машины, способные проработать всего несколько лет. Изменился и подход азиатских производителей к собственной продукции, в том числе и ценовой. Так что разброс цен теперь не так уж велик, но и качественные показатели техники стали лучше.

Читайте также:  Список наших работ по улучшение света фар Автопризма

В 2018 году появилась новая модель Higer KLQ6128LQ, ориентированная на российский рынок и уже завоевавшая популярность у отечественных автоперевозчиков. Этот 12‑метровый туристический лайнер предлагается в нескольких комплектациях салона (от 32 до 55 мест). Не так давно — а именно в апрельском номере за 2019 год — мы подробно рассказывали о нём в статье «От стандарта до комфорта».

Новый туристический автобус Yutong ZK6128H, презентованный в прошлом году (см. «Автопарк» №8/2019), вот-вот будет доступен для заказа. Пока же на рынке правит бал предыдущий бестселлер — Yutong ZK6122H9, поэтому в нашу сравнительную таблицу попадает именно он. Типовой китайский лайнер, не лишённый определённого изящества, действительно популярен: в нашей стране эксплуатируется более 800 машин этой модели.

Российские автобусы на отечественном рынке

На начало осени 2018 года отечественный производитель (российский и белорусский) удерживает лидерство на местном рынке новых автобусов (без учета LCV), однако тенденция роста продаж машин китайских марок становится все сильнее.

На российском рынке автобусов (за вычетом сегмента вторичных машин) первое полугодие 2018 года в сравнении с аналогичным периодом года прошлого показало серьезный рост: по данным аналитического агентства «Автостат», он составил ни много ни мало 22% — разумеется, без учета микроавтобусов. При этом лидером продаж остается бренд ПАЗ, контролирующий почти половину рынка: за первое полугодие этому производителю удалось продать 3235 автобусов, это на 8,7% больше, чем за первую половину прошлого года. Второе место — у российского ЛиАЗа, показавшего рост в 34,7% (продано 1133 машины), третье — у НЕФАЗа, продавшего 388 автобусов и продемонстрировавшего рост в 53,44%. Почетное четвертое место — у производителя из братской Беларуси: за полгода МАЗ продал в России 376 автобусов и нарастил объем продаж на 44,6%. Сразу за четверкой отечественных производителей расположился китайский Yutong — он реализовал в России 312 машин, что аж в 2,5 раза больше, чем год назад!

Но это, так сказать, лишь пьедестал почета по состоянию на середину текущего года. Процессы, происходящие на российском рынке автобусов, будут понятнее, если обратиться к статистике за более протяженный период — а именно за 2017 год.

В прошлом году отечественный рынок автобусной техники продолжил движение вверх — он подрос на 13,4% и достиг отметки в 11,7 тысячи машин. Павловский автозавод ПАЗ, крупнейший в стране, упрочил свои лидерские позиции, продав 7,6 тысячи автобусов, что на 27,3% больше, чем в 2016 году. Ликинский завод ЛиАЗ в прошлом году был вторым, однако его продажи уменьшились на 21% процент и составили 1,5 тысячи единиц техники. Снижение продаж — на 17,3% — показал и Нефтекамский НЕФАЗ; тем не менее он вышел на третье место благодаря тому, что МАЗ снизил продажи вдвое и, занимая с долей 3,1% на российском рынке, стал шестым в рейтинге. А четвертое и пятое места по итогам 2017 года заняли россияне КАВЗ и Volgabus. Курганский автобусный завод при этом продемонстрировал реализацию на уровне предыдущего года, а Volgabus прилично добавил (31,2%) и продал 362 машины. Вместе же на шесть вышеназванных производителей пришлось девять десятых российского рынка автобусов.

А вот остальные четыре места в десятке сильнейших разделили между собой производители из Китая. Вроде бы немного. Но темпы роста продаж компаний из Поднебесной впечатляют. Yutong продемонстрировал пятикратный рост (276 машин), Higer — почти семикратный (168 машин), King Long — трехкратный (147 автобусов), Zhong Tong, замыкающий десятку, показал рост продаж сравнительно с предыдущим годом аж в 18 раз! Кстати, двух из четырех китайских компаний, вошедших в топ-10, в 2016 году в нем не было.

На всех остальных производителей за пределами десятки сильнейших на российском рынке автобусов в 2017 году пришлось не более 3,5% рынка.

Нужно сказать, что продажи автобусов в России демонстрируют весьма сильный количественный разброс по разным федеральным округам. При этом картина здесь не статична: за прошлый, 2017-й, она изменилась весьма сильно, что отражает перемены в подходе министерств и ведомств в вопросе закупок муниципального пассажирского транспорта между регионами.

Читайте также:  Снятие генератора — Alfa Romeo, л, года на DRIVE2 Ремонт авто - заказ запчастей

Лидером по продажам автобусов остался Центральный федеральный округ: продажи здесь составили 3,8 тысячи машин. Общая рыночная доля ЦФО на прошлый год составила 32,4%. На вершине регионального рейтинга традиционно находятся Москва и Московская область; продажи автобусов в двух этих субъектах в 2017 году составили 20% от общего числа проданных по стране машин (в 2016 году — 25% соответственно).

Значительно — на 7,8% — увеличились продажи автобусов в Приволжском Федеральном округе. Среди здешних регионов лидирует Нижегородская область (по стране среди нестоличных регионов она занимает третье место); в 2017 году рынок автобусов здесь вырос в 2,7 раза и составил 766 машин. Вообще же на Центральный и Приволжский федеральные округа приходится половина продаж на интересующем нас рынке в прошлом году. А третьим среди федеральных округов стал Северо-Западный, продемонстрировавший в прошлом году рост продаж на 17,7%. При этом из 1500 автобусов, проданных в СЗФО, 910 пришлось на Санкт-Петербург; в региональном же рейтинге Северная столица заняла второе место по России.

Значительный рост реализации автобусов в прошлом году показали три следующих федеральных округа: Сибирский и Уральский — в полтора раза, до 1,5 и 1,4 тысячи соответственно, Южный — в 1,6 раз, до 1 тысячи машин. Лидерами по продажам в этих округах в перечисленном порядке стали Омская область (272 автобуса, рост 70%), Свердловская область (433 автобуса, рост 62,8%). Краснодарский край (561 автобус, рост 81,6%).

Далее идут три федеральных округа, демонстрирующие значительный рост реализации. В Сибирском ФО и Уральском ФО она выросла в 1,5 раза — до 1,5 тысячи и 1,4 тысячи экземпляров соответственно. В Южном ФО — в 1,6 раза, почти до тысячи штук. В итоге все эти округа прибавили к своим долям от 2,5 до 3 п.п. Отметим лидеров в данных округах, входящих в региональный топ-10: в СФО — это Омская область (272 шт.; +70%), в УФО — Свердловская область (433 шт.; +62,8%), в ЮФО — Краснодарский край (561 шт.; +81,6%).

В двух федеральных округах по итогам прошлого года отмечено значительное снижение продаж. В Дальневосточном федеральном округе относительно предыдущего года они упали на 42% и составили 329 автобусов. В Северо-Кавказском федеральном округе падение составило 27%, продажи — 176 единиц техники. В итоге доля ДВО на российском рынке автобусов сократилась вдвое, до 2,8%, а доля СКФО по итогам прошлого года составила 1,5% продаж.

Статистика по продажам автобусов на российском рынке в 2017-м и первой половине 2018 года позволяет говорить о том, что, хотя в целом развитие рынка происходило в соответствии с тенденцией к дальнейшему росту, ряд показателей превысил прогнозы. При ожидавшемся в 2017 году росте в 7% реальный достиг 12% и составил в абсолютном выражении 11,1 тысячи единиц техники. В нынешнем, 2018 году темпы роста также продолжают нарастать.

Рынок автобусов в России по-прежнему весьма сильно зависит от административных методов управления и целевых выделений средств на закупку техники. Подготовка к чемпионату мира по футболу, программа обновления парка школьных автобусов, субсидирование закупок автобусов на газомоторном топливе, разного рода региональные программы развития транспорта — все это говорит о том, что по итогам 2018 года рынок автобусов в России может показать рост в пределах от 13% до 20% и составить от 13,3 до 14,2 тысячи единиц техники соответственно. Основные игроки, по-видимому, останутся теми же — разве что движение китайских производителей в десятке сильнейших прогнозировать трудно. Однако даже по самым осторожным прогнозам продажи «большой китайской тройки» — Yutong, Higer и King Long — на российском рынке продемонстрируют по итогам 2018 года рост в десятки процентов. И это является серьезным вызовом для российских производителей, чья задача — удержать лидирующие позиции на домашнем рынке, продолжая демонстрировать рост не только в столичных регионах, но и тех федеральных округах, продажи в которых пока оставляют желать лучшего.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector