Это вам не Ford мифы и факты о ГАЗ-М1 - – автомобильный журнал

ГАЗ М-1 («Эмка», Молотовский первый) Ретро автомобили мира

ГАЗ М-1, известный как «Эмка» (Молотовский первый) – автомобиль, сменивший устаревшую модель ГАЗ-А, и производившийся серийно в 1936 — 1943 г.г. Горьковским автозаводом. «Эмка» пользовалась спросом, стала самой распространенной легковой машиной, получила большую популярность во всей стране и по праву может называться символом своей эпохи. Общее количество выпущенных экземпляров ГАЗ М-1 насчитывает 62 888 единиц.

Сам Горьковский автомобильный завод был создан в 1929 году в городе Горьков (до 1932 г. — Нижний Новгород). Непосредственно строительство завода и выпуск первых его автомобилей (и легковых, и грузовых) связаны с участием американской компании Ford, лицензионные копии машин которой и выпускались заводом (Ford Model A и Model AA).

К середине 30-х годов Горьковский автозавод серийно выпускал всего одну легковую модель – ГАЗ-А, которая являлась адаптированной копией машины Ford Model A. При том, что на конвейер данный экземпляр стал в 1933 году, в то время это была уже весьма устаревшая модель, требующая значительных доработок, оптимизации и усовершенствования конструкции. Но все попытки модернизации ГАЗ-А были тщетными и не приносили ожидаемых результатов. Доработанные авто нельзя было выпускать массово и включать в производственную программу завода, поэтому они производились небольшими партиями.

Заключенный в 1929 г. договор между СССР и Ford Motor предполагал получение нашей стороной в течение 9 лет (с момента подписания данного соглашения) техдокументации на современные американские модели авто компании Ford. Воспользовавшись такой возможностью, ГАЗ получил чертежи на автомобиль Ford B, серийно производившийся компанией Ford Motor с 1932 г. В нем был установлен четырехцилиндровый мотор. Следует отметить, что компания Форд выпускала также и восьмицилиндровые машины (Ford Model 40 и Model 80), которые отличались от Model В преимущественно силовыми установками. Кузов у всех перечисленных моделей был примерно один и тот же. Исходя из производственной мощности Горьковского автозавода, серийный выпуск 8-цилиндровых автомобилей на тот момент организовать было невозможно, поэтому в производственную программу предприятия попал 4-цилиндровый Ford B, которому у нас было присвоено имя ГАЗ М-1.

Пробный экземпляр ГАЗ М-1 увидел свет в начале 1934 года (в январе). К лету было выпущено еще 2 экземпляра. Самый первый прототип практически не отличался от американской модели Ford B. Вторые два имели явные внешние отличия в конструкции кузова.

Эмка не была полностью копией Форда. Модель Ford B легла в основу советского прототипа, но инженеры завода ГАЗ внесли свою лепту и проявили профессионализм в разработке данной модели. Так, главный конструктор завода – Андрей Липгарт предъявил ряд технических требований к автомобилю. Прежде всего это обеспечение максимальной надежности модели, увеличение прочности всех ее агрегатов и узлов, улучшение проходимости и пригодности к ремонту. При этом ГАЗ М-1 должна была сохранить прежний комфорт, динамику, а также экономичность прототипа.

В итоге, окончательная модель ГАЗ М-1 была значительно преобразована и мало напоминала американский Ford B, выступивший ее предком. Но прежде, чем экземпляр был направлен в массовое производство, заводом были освоены многочисленные детали, закуплено инновационное американское оборудование, созданы новые производственные цехи.

Что же изменено советскими инженерами? Прежде всего – мотор автомобиля. Он сохранил свою мощность – 50 л.с., но все системы двигателя тем или иным образом были изменены. Это было необходимо сделать, чтобы максимально унифицировать двигатель и обеспечить возможность его массового производства собственными силами, основываясь на имеющихся производственных мощностях. Мотор был собран по американским чертежам, но с поправкой на эксплуатацию в России, в итоге он был максимально адаптирован к серийному производству на советском заводе.

Наши инженеры успешно решили ряд проблемных моментов и недостатков, имеющих место быть в американской модели. Так, чтобы устранить вибрации двигателя, была разработана и создана специальная плавающая подвеска на подушках. На смену слабой фордовской раме, непригодной для эксплуатации по нашим дорогам, пришла укрепленная рама с Х-образной поперечиной. Поперечные рессоры были заменены продольными, в результате чего была изменена конструкция осей машины. Также была решена проблема с ненадежными амортизаторами, изменен рулевой механизм и тормозная система. А шины малого профиля (на спицах) были заменены на высокопрофильные на металлических штампованных дисках. Многие элементы наши конструкторы проектировали с нуля.

Изменения были и в дизайне кузова, который стал более интересным и эстетичным. Наряду с внешним видом, кузов Эмки более надежный, прочный, долговечный и ремонтопригодный. Положительные изменения коснулись салона автомобиля, обеспечения удобства для водителя и пассажиров. Была также увеличена колея и база.

Если говорить о самой конструкции кузова модели, то она была весьма типичной для машин того времени. Это цельнометаллический четырехдверный кузов. Деревянные здесь только брусы крыши. Двери крепятся на задних петлях. Цвет большинства экземпляров черный с красной полосой вдоль борта.

Салон Эмки был выполнен отменно, гораздо лучше, чем в ГАЗ-А, и даже мог соревноваться с зарубежными аналогами. Все панели и сиденья в салоне автомобиля были обшиты износостойкой шерстяной тканью высокого качества, а панель приборов окрашена с имитацией под дерево. Для удобства водителя и пассажиров в салоне были предусмотрены пепельница, прикуриватель, козырьки для защиты от солнца. А на водительском сидении предусмотрена продольная регулировка.

Двигатель в модели ГАЗ М-1 был установлен четырехцилиндровый, объемом 3,3 литра. Ему был присвоен индекс ГАЗ-М. При 2800 об/мин мотор позволял достичь мощности автомобиля в 50 л.с. Крутящий момент — 167 Н*м при 1500 об/мин. Благодаря таким характеристикам, при весе в 1370 кг, ГАЗ М-1 мог ездить на скорости до 100 км/ч. Привод – на заднюю ось. В данном автомобиле, на базе предыдущей модели, выпускаемой Горьковским заводом (ГАЗ-А), была установлена трехступенчатая коробка передач. На второй и третей находились оси постоянного зацепления со скользящей муфтой переключения. Подобная коробка после небольшой модернизации устанавливалась на Победах до 50-х годов.

К концу 30-х гг. модель ГАЗ М-1 устарела и возникла необходимость ее модернизации. Прежде всего, это касалось двигателя машины. Для обновления автомобиля наши инженеры вновь решили воспользоваться помощью американцев. Подходящей моделью для серийного выпуска и эксплуатации в Союзе был признан 6-цилиндровый двигатель Dodge D5, который хотя и производился с 1928 года, но постоянно модернизировался и соответствовал новым предъявляемым требованиям. Его литровая мощность практически в 2 раза превышала данный показатель двигателя М-1.

На протяжении 1937-1938 г.г. советский автопром закупал все нужное оборудование и документы для создания новых двигателей. Полученные чертежи переводились в метрическую систему. И к 1940 г. стартовало серийное производство новых двигателей, которые получили индекс ГАЗ-11. Их объем составлял 3,5 литра (3485 куб.см.), а мощность — 76 л.с. Для того времени это был весьма высокий показатель. При этом двигатель функционировал на доступных эксплуатационных материалах и был достаточно неприхотлив и надежен. Именно он лег в основу двигателей для автомобилей ЗИМ и Победа.

Эмка, подходящая для установки нового двигателя, стала обозначаться ГАЗ-11-73 (М-11). Кроме мотора, М-11 отличалась от М-1 обновленным внешним видом – современной закругленной маской радиатора, а также удлиненными передними рессорами, более эффективными тормозами. Здесь был установлен передний стабилизатор поперечной устойчивости, введены гидравлические амортизаторы 2-го действия. Но большинство изменений в конструкции Эмки не были отражены документально, в результате чего их полный перечень достоверно никому не известен.

Читайте также:  Жидкость гидроусилителя руля (ГУР) что это такое и какая заливается, можно ли смешивать, а также как

В печати было опубликовано заявление инженеров автозавода о планах установки на обновленном автомобиле М-11 гидравлических тормозов. Но в новой версии их не было, а впервые появились они уже на послевоенной Победе.

Говоря о модернизированной Эмке (ГАЗ М-11) стоит отметить, что общее количество выпущенных экземпляров составило примерно 1170 машин. Однако нет достоверных сведений о том, какие именно на них были установлены двигатели, а также какая у них была комплектация, и чем она отличалась от модели М-1. Особенно неясны данные вопросы для автомобилей, выпущенных в послевоенное время.

Автомобиль ГАЗ-11-73 лег в основу модернизированной полноприводной машины ГАЗ-61. Авто данной модели – это преимущественно армейские пикапы и фаэтоны, которые широко применялись в то время для командного состава армии. Они отличались надежностью и неприхотливостью и были незаменимым транспортом во время Великой Отечественной войны. Более того, именно ГАЗ-61-73 – это 1-й в мире комфортабельный внедорожник с закрытым кузовом «седан».

Модель ГАЗ-11-73 выпускалась до 1948 г., а двигатель ГАЗ-11 – до 1992 г. Он устанавливался и на танки в военные годы, и на грузовые автомобили (ГАЗ-51, ГАЗ-52, ГАЗ-63), и на легковой ЗИМ.

Газ М1

Характеристики

Название: ГАЗ-М
Топливо: Бензин
Объём: 3 285 см3
Макс. мощность: 50 л. с., при 2800 об/мин
Макс. крутящий момент: 166,8 Н·м, при 1300 об/мин
Макс. скорость: 105 км/ч
Разгон 0-100 км/ч: до 80 км/ч 24 сек.
Расход на 100 км: 14,5 л.
Рекомендуемое топливо: А-66 или А-70
Механическая: 3 ступени

Габариты и масса:

Длина: 4625 мм
Ширина: 1770 мм
Высота: 1780 мм
Дорожный просвет: 210 мм
Колёсная база: 2845 мм
Колея передняя: 1435 мм
Колея задняя: 1440 мм
Масса: 1370 кг

История автомобиля

Отечественный легковой автомобиль массового выпуска – Газ М1 «Эмка».

Первые работы над созданием начались в 1933 году, и уже в январе 1934 года появились первые предсерийные образцы модели.

Госприёмку этот автомобиль прошел самую высшую. В марте 1936 года машину осмотрели Иосиф Сталин, Климент Ворошилов, Вячеслав Молотов и Григорий Орджоникидзе. Машина им понравилась.

В 1936 году началось серийное производство, «Эмка» заменила на конвейере модель А.

Всего в период с 1936 по 1942 годы было изготовлено 62 888 автомобилей.

ГАЗ М-1 это по истине символ 30-х годов. «Эмка» была прежде всего служебным автомобилем, на этой машине ездили передовики, деятели культуры, партийная номенклатура, директора заводов, военноначальники. Однако, машина продавалась и простым гражданам. Чтобы купить М1 простому смертному нужно было получить по месту работы хорошую характеристику и конечно же заплатить. Машина продавалась за 10 000 рублей, при средней зарплате в 350 рублей.

Американский аналог

Газ М1 создан на базе американского автомобиля Ford Model B. Документацию советские инженеры получили согласно действующему соглашению с американцами.

Однако некорректно говорить, что на ГАЗе просто скопировали машину и наладили производство. Ford плохо подходил для эксплуатации в условиях Советского Союза, поэтому в конструкцию было внесено множество изменений.

На заводе Газ «Эмку» считают первым советским автомобилем, что отражается даже в названии модели. М1 означает «Молотов-Первый», буква М – дань уважения к Вячеславу Молотову, председателю совета народных депутатов СССР в честь которого в то время назывался завод, а 1 – означает первый советский автомобиль.

Адаптацией к советским условиям эксплуатации занимался коллектив инженеров под руководством А. А. Липгарта.

Горьковскому заводу предстояло подготовить модель к производству, а также изготовить часть производственного оснащения самостоятельно.

Двигатель

Часто встречаются упоминания, что ГАЗовцы заменили восьмицилиндровый двигатель на рядную «четверку», однако это не совсем так. Ford Model B выпускался как с 4 так и с 8 цилиндровым двигателем и за основу для ГАЗ М1 взята именно 4 цилиндровая версия — Ford Model B 40A Fordor Sedan.

На ГАЗе в то время не было возможности запустить и освоить производство мотора V8, поэтому на машины устанавливали более простой и дешевый 4 цилиндровый мотор.

Важно, что двигатель V8 не имел большого превосходства над 4 цилиндровым. Объем двигателя 3,6 и 3,5 литра, мощность 65 и 50 л.с соответственно. Поэтому принятое на ГАЗе решение – выпускать машину с более простым мотором вполне оправдано.

Газ М1 с двигателем V8 все же выпускался. Восьмицилиндровый двигатель устанавливали на машины для нужд НКВД.

Четырехцилиндровый двигатель Газ-А модернизировали по образу Model B. Оснастка для изготовления мотора была полностью советской.

В отличии от Ford у которого двигатель был жестко закреплен на раме, советские инженеры разработали плавающую подвеску на резиновых подушках благодаря чему удалось существенно снизить передающуюся вибрацию.

В дальнейшем этот двигатель устанавливали на грузовики Газ-АА, ММ и их модификации.

Рама и подвеска

На тот момент конструкция подвески и рамы Ford Model B считалась в Советском Союзе несовременной и требующей изменений, основные претензии к ней:

  • Низкий уровень управляемость;
  • Слабая и недолговечная;
  • Недостаточно комфортная.

В подвеске вместо двух поперечных установили четыре продольные полуэллиптические рессоры. Гидравлические рычажные амортизаторы одностороннего действия — вместо фрикционных. Была полностью переработана конструкция рулевого управления, изменён привод тормозов, вместо спицевых дисков установили штампованные с шинами низкого давления с более высоким профилем.

Рама была переработана и усилена с учетом изменений в подвеске, передние и задние части рамы были спроектированы советскими инженерами с нуля.

Кузов

Первые машины выпускались с деревянным каркасом крыши, он обшивался дерматином. Позже наладили производство автомобилей с цельнометаллическим кузовом – это и стало главной особенностью автомобиля.

Нужно отметить, что единственной легковой машиной в СССР в то время был Газ А с открытым типом кузова, поэтому «эмка» с цельнометаллическим кузовом была новшеством и настоящим прорывом.

Освоили новую технологию совместно с кузовостроительным подразделением компании Ford.

Профиль передних крыльев у М1 отличаются от Model B. Для их производства была рассчитана и разработана новая оснастка. Крылья выглядят более благородно и лучше закрывают части рамы и подвески.

Цвета окраски

Большинство выпущенных автомобилей окрашивались в черный цвет с красной полосой вдоль борта. Так же были автомобили зеленого цвета и совсем редко серые.

Салон

По нашим дням в салоне тесно, хотя пространства для ног пассажиров сзади по-настоящему много. В салоне достаточно узко, место для головы заднего пассажира «впритык», а комфортно усесться за рулём удастся не любому.

Из удобств в автомобиле разве что передний диван с регулировкой вперед-назад, ветровое стекло, которое приподнимается для вентиляции, пепельница и прикуриватель.

Обивка салона выполнена из шинельного сукна чаще всего серого или зеленого цвета. Отопителя в салоне не предусмотрено, поэтому зимой передвигаться на большие расстояния проблематично, хотя сукно все же помогает сохранять тепло в салоне.

Модификации

«Эмка» стала родоначальницей многих модификаций: вездеходов и гоночных машин, санитарных карет и даже бронетранспортеров.

ГАЗ М1 Такси

Опытный, 1936 год. Выпущен в одном экземпляре.

На месте запасного колеса была багажная сетка, а само колесо перенесли на переднее крыло.

В качестве такси использовались обычные «Эмки» оборудованные таксометром.

1936–1942 год. Произведено 2 013 единиц.

Бронеавтомобиль для разведки.

ГАЗ-М1 фаэтон

Опытный образец, 1937 год.

ГАЗ М2

Опытный, 1937 год. Двухместная версия, автомобиль произведен в единственном экземпляре.

Читайте также:  Недостатки Киа Оптима 2018-2019 - отзывы реальных владельцев (все минусы и плюсы Optima 2

ГАЗ М1 V8

Довольно условное обозначение модели.

Машина с двигателем V8 от Ford, выпускалась малыми сериями для нужд НКВД. Впоследствии, в 1941 году, большинство двигателей были сняты и установлены на танки Т-60.

Внешне от обычной М1 автомобиль не отличался.

ГАЗ-М25

Опытный, 1938 год.

Трехосный легковой автомобиль на базе пикапа. Колесная формула 6×4.

ГАЗ-М1Г

Опытный, 1938 год.

Автомобиль с установкой газогенератора для получения газа из органического сырья -древесины, торфа и т.п.

ГАЗ-ВМ

Опытный, 1938 год. Полугусеничный автомобиль на базе М1 был создан в НАТИ, всего было собрано 2 автомобиля.

ГАЗ-11-40

1938–1941 год. Произведено примерно 6 машин.

ГАЗ-61-40

1938–1941 год. Произведено примерно 6 машин.

ГАЗ ГЛ-1

Опытный, 1938 год. Гоночная машина, создана в единственном экземпляре. Позже в 1940 году была создана еще одна машина.

ГАЗ-415

1939–1941 год. Пикап грузоподъемностью 500 кг. Выпущено 5 383 машин.

ГАЗ 61-415

Опытный полноприводный пикап, 1940 год. Выпущено 2 единицы.

ГАЗ-11-415

Опытный пикап, 1940 год. Произведены 2 единицы.

ГАЗ-11-73 (М11)

1940-1941, 1945-1946 год. Произведено 1 147 автомобилей.

Модернизированный седан с усиленным шасси и 6-цилиндровым двигателем ГАЗ-11. Внешне отличался от 4-цилиндрового М1 другими боковинами капота, облицовкой радиатора и бамперами. 90% всех машин были выпущены уже после войны в 1945-46 гг.

ГАЗ 61-416

Лёгкий артиллерийский тягач с 6-цилиндровым двигателем. С завода укомплектован 57 мм противотанковой пушкой. Произведено примерно 36 машин.

ГАЗ 61-73

1941 год. Собрана 181 машина.

Автомобиль на полноприводном шасси Газ 61. Модификация использовалась в армии в качестве штабной машины, а так же тягача противотанковой артиллерии.

Автомобили ГАЗ М1

ГАЗ М1 — один из самых популярных автомобилей советской эпохи. Он производился в 30-40 годах прошлого столетия и собирался на заводе имени Молотова, который позже переименовали в Горьковский автозавод. За время существования модели ГАЗ М 1 было выпущено порядка 63 тысячи автомобилей, поэтому он считался одним из самых успешных за всю историю послевоенного СССР. Достичь таких же высот удалось только Москвичу и концерну ВАЗ (Лада).

Классический внешний вид и дизайн автомобиля ГАЗ М1

История создания «Эмки»

ГАЗ М1 был уникальным автомобилем, так как выпускался в военный период. Из-за этого некоторые модели собирались не из комплектных деталей. Поставки запчастей постоянно прерывались, тогда как выпуск авто прекращать нельзя было ни в коем случае. Вот мастера и выходили из ситуации любым возможным образом. За это сейчас и ценится автомобиль. Некоторые из них сейчас стоят свыше 100 тысяч долларов, так как являются уникальными и неповторимыми в прямом смысле слова. А базовый ГАЗ М1 на вторичном рынке можно приобрести всего за 2-3 тысячи долларов.

Базовый автомобиль Газ М1 Эмка для продажи

И, кстати, инженеры, которые работали над созданием и выпуском «Эмки», не отрицают, что в какой-то мере за основу взяли автомобиль Ford типа B, что впервые был выпущен в Соединенных Штатах в начале 1932 года. Более того, в ГАЗ М 1 использовали схожую систему комплектации кузова с изогнутыми передними крыльями.

Внешний вид автомобиля Ford B

Технические характеристики ГАЗ М1

В заводской комплектации ГАЗ М1 имел предустановленный 4-цилиндровый двигатель, общий объем которого составляет 3,2 литра. Предельная мощность — 50 лошадиных сил. Предельно возможная скорость — порядка 80 километров в час, до которой он разгонялся всего за 24 секунды. На свое время среди советского автопрома это были самые высокие показатели.

И несмотря на свой объемный двигатель, на 100 километров в смешанном режиме езды он потреблял всего 14,5 литров топлива. Довольно не плохо, если учитывать, что топливный бак был вместительностью в 60 литров и представлялась возможность поставить второй, дополнительный, объемом в 30 литров.

Клапанный механизм — SV, что было уже традиционно для того времени. Однако сам двигатель разрабатывался отдельно, где за основу была взята модель М. А вот охлаждение было жидкостным, без чего бензиновые двигатели и тогда не могли обойтись. Единственный минус мотора — это то, что блок цилиндров и все иные элементы механизма производились из чугуна. Кстати, заправляли авто тогда бензином А-66, производительность которого практически в 2 раза ниже того, который на заправках используется сейчас.
К сожалению, двигатель ГАЗ М не был чрезвычайно надежным.

двигатель для автомобиля ГАЗ М1

Колесная база ГАЗ М1

ГАЗ М 1 обладал одной из лучших трансмиссий вообще на тот период, даже если сравнивать автомобили с европейскими и американскими аналогами, что часто встречались на потребительском рынке. Колесная база составляла 284 полных сантиметра, по ширине — 144 (спереди — на 5 миллиметров меньше). Максимально допустимая грузоподъемность составляет 500 килограммов. Естественно, что возможности буксировать прицеп у автомобиля не было.

Габариты и колесная база Эмки

Эта Эмка пользовалась небывалым спросом благодаря своей высокой скорости передвижения, легкости, с которой она преодолевала бездорожье, и надежности кузова. Именно автомобиль ГАЗ использовался основным в сельском хозяйстве, но позже его заменили на модификации ГАЗ 61, который разрабатывался как раз на основе ГАЗ М1. Привод автомобиля был задним, хоть компоновка подразумевала размещение двигателя спереди.

Усилие, естественно, передавалось через продольный кардан. Невзирая на убеждение инженеров, что такая конструкция в ГАЗ м1 будет ненадежной — получилось очень даже хорошо. Стандартный ресурс эксплуатации автомобиля до первого ТО составлял порядка 6 тысяч километров. По тогдашним стандартам — очень высокий показатель.

Управлялась работа трансмиссией через трехступенчатую механическую коробку передач. К ней никаких нареканий нет — она была стандартной практически для всех автомобилей ГАЗ. Рычаг — изогнутый, практически полностью располагался в салоне. Технические характеристики ходовой в будущем полностью перекочевали в пикап. В нем был изменен лишь кузов, и добавлена новая развязка для вывода назад габаритных огней.

Кузов и салон автомобиля ГАЗ М1

Не секрет, что Эмка не только частично копировала техническую составляющую Ford модели B, но и кузов. Единственное отличие советского автомобиля — более качественная звукоизоляция, что была достигнута благодаря ручной сборке практически каждого транспортного средства, а также более толстый кузов. Последнее сделано нарочно, так как автомобиль планировалось эксплуатировать в более суровых условиях, в том числе при очень низкой температуре окружающей среды.

Передняя часть кузова в Пикап осталась аналогичной, а вот сзади добавили грузовую нишу открытого типа с усиленным каркасом. Это благодаря ему в ГАЗ М 1 грузоподъемность была увеличена до 700 килограммов. Вот только при такой нагрузке максимально возможная скорость передвижения составляла всего 55 километров в час.

Дизайн салона автомобиля ГАЗ М1

Еще салон не имел деревянных деталей, что для того времени было необычно. Вместо них использовался металл с покраской под дерево — традиционная на тот момент вариация отделки. Следует быть честным — салон американского Ford визуально выглядел куда более привлекательным, так как его обшивали дерматином, а сидения уже имели собственную амортизацию.

Модификация автомобиля Газ М1

Будущая судьба ГАЗ М1

ГАЗ М1 выпускался на заводе Молотова включительно по 1943 год. Хотя некоторые источники указывают на то, что не малое количество моделей были выпущены и после 1946 года, но уже с немного видоизмененными техническими данными. Можно сказать, что те авто были прототипами ГАЗ 61. Салон в них остался идентичным, а двигатель уменьшился в объеме, оставив былую мощность Пикап выпускался и позже, но уже исключительно по правительственному заказу.

Читайте также:  Почему газовая колонка сильно хлопает при включении воды (бабахает, включается с хлопком)

Вид сзади автомобиля газ М1 пикап

По факту, Эмка прекратила свое существование в конце 50-х годов, хотя на советских дорогах они встречались еще до 70-х годов.

Чуть позже их ремонтировали, используя детали от ГАЗ-21. Именно такие экземпляры сейчас и реализуют под видом рабочих ГАЗ М 1. Но, по факту, это уже более современный автомобиль. Чуть позже планировалось выпустить версию такси.

газ м1 Эмка такси

В начале сороковых годов появился еще и автомобиль ГАЗ вариации ГЛ-1. Это была модификация Эмки для гоночных соревнований. Правда, особого успеха она так и не достигла в спортивных состязаниях. В ней использовался форсированный двигатель М, мощность которого была увеличена аж до 100 лошадиных сил. Именно с его помощью чуть позже был установлен предельный рекорд скорости в 161 километров в час. Для тех времен — это просто неимоверно высокая цифра.

В 40-х годах планировалось выпустить и модель ГАЗ М1, в котором двигатель работал бы на сжиженном газе. К сожалению, выпустили только один автомобиль такого типа, который на данный момент хранится в НИИ автотракторной промышленности.

Технология была признана недоработанной, так как предельная мощность автомобиля падала до 30 лошадиных сил.

Этого было недостаточно для транспортировки 5 человек, на которых автомобиль был рассчитан. И это не говоря уже о модели Пикап, которая использовалась исключительно для перевозки груза. На текущий момент ГАЗ М1 в своей изначальной комплектации и на ходу (после реставрации, конечно же) хранится только в поселке Падиково, Московской области, в музее. Ежегодно ему устраивают обкатку на 20 километров для поддержания в нормальном техническом состоянии.

Замена автомобиля ГАЗ М1

Заменили настоящую легенду автомобилем ГАЗ-61, в котором привод был сделан уже на оба моста. Увеличен был и дорожный просвет, но сказать, что у него была лучше проходимость нельзя — она осталась на прежнем уровне. Единственное преимущество ГАЗ-61 как для потребителя — это салон, который модернизировали уже с учетом канонов от Ford. Первые модели выпускались еще во времена Великой Отечественной Войны, но активно производились и после ее окончания, когда завод ГАЗ (тогдашний Молотова) активно реконструировался.

Внешний вид автомобиля ГАЗ 61

Автор пишет, что двигатель Газ ММ был очень не надежным, что меня, как реставратора, не могло задеть за живое. Если, конечно, сравнивать данный мотор с современными двигателями, то такое сравнение просто не корректно. На свое время мотор ФОРД-А 1928-32 года был, пожалуй, самым надежным, простым, выносливым, довольно мощным. Именно этот двигатель и плавно перекочевал на газ А, газ АА, в 1936 году с небольшими некритичными изменениями — на газ ММ и газ М-1. Данный мотор с успехом использовался и на тракторах, и на прицепных комбайнах, и даже легких танках. Именно этот мотор зарекомендовал себя как очень надежный агрегат. А что касается распредвала и деталей ГРМ, то данная часть мотора была, пожалуй, самой надежной и долговечной, благодаря своей простоте конструкции. Карбюраторы устанавливались на газ м1, 2х типов с восходящим потоком, а позднее — с падающим.
Конструктивно, эти карбюраторы были разные, а по степени надежности карбюратор с восходящим потоком был более надежным, хотя его характеристики были несколько хуже карбюратора с падающим потоком. Вот помпа была слабым местом в данном моторе, ее приходилось каждый день шприцевать, но она все равно часто гнала из себя воду. Производительность помпы, которая имела 2 рабочие лопасти и небольшие обороты была недостаточной, но благодаря радиатору охлаждения с большим объемом и высоко расположенным верхним бачком двигатель не перегревался.
Термосифонный эффект в данной системе охлаждения тоже сопутствовал достаточному охлаждению двигателя. Надо еще, справедливости ради, добавить, что водяную рубашку имела только головка двигателя и совсем малая верхняя часть блока цилиндров. В радиаторе воды было по объему в 4 раза больше, чем в блоке двигателя, что тоже способствовало хорошему теплообмену. Если говорить начистоту, то самым, пожалуй, слабым местом в данном моторе были бабитовые подшипники скольжения, особенно на нижних головках шатунов. Но многое зависело от качества масла, рабочих нагрузок на двигатель, режима эксплуатации, квалификации водителя и т.д. При качественном обслуживании и грамотной эксплуатации эти моторы ходили очень долго, а некоторые сохранились в хорошем состоянии и до наших времен.

Автомобиль повышенной проходимости Газ-61 проектировался не на базе Газ М1, а параллельно. Сравнивать эти модели между собой просто нет смысла, потому что, кроме кузова, в них нет ничего общего. В Газ-61 устанавливали американский 6-цилиндровый рядный двигатель — додж Д 5, который просто пересчитали из дюймового размера в метрику и назвали его Газ 11. Картеры мостов были Газ М1, но планетарный механизм и передаточное отношение редуктора главной передачи имели другие числа и некоторые конструктивные изменения. Салон Газ-61 выгодно отличался от Газ М1 только на тех моделях, которые были предназначены для высшего командного состава Красной Армии, но таких машин было мало. Газ-61 был чисто военным автомобилем и его назначение — боевая разведывательно-дозорная машина. Кузов именно боевой машины был чаще — пикап (в современном понимании). Красилась в матовый зеленый цвет. Никакого хрома и дорогой отделки в данном авто не было. В кабине использовались такие материалы обивки как крафткартон и пресшпан. Никакого плюша и бархата, пепельниц и прикуривателей в машине не было. Своя раздатка и КПП — ничего общего с Газ М1 не имели. По проходимости Газ-61 не имел себе равных и, скорее всего, не имеет до сих пор.

Очень интересный и познавательный материал. Но в тест-драйве И.Зенкевича машина в ужасном состоянии, вероятнее всего, из гаража Мосфильма, только там машины в таком плачевном состоянии. Ну, и в отрывке из фильма «Утомленные солнцем» немного другой автомобиль.

Машина, снимавшаяся в тест-драйве, отношения к Мосфильму не имеет. Это автомобиль Васи Сыкчина, разумеется (это видно), с волговскими агрегатами. Откуда знаю? Я занимаюсь поиском техники для этих тест-драйвов и пишу сценарии к ним, да и сам являюсь коллекционером.

Ford B ну какой это ещё «аналог»?) Это прототип «Эмки», которая фактически являлась его лицензионной копией! Но хуже того, на новую модель Форда на ГАЗе попросту навешали комплектующие от предыдущей модели, Форда А, лицензионное производство которого до этого было налажено на ГАЗе. То есть взяли старый мотор, старые фары, сиденья, руль, и приладили всё это к новому кузову от Форда. Социалистическая экономика, которая ка известно, должна была быть экономной)

Из изменений кузова на ГАЗе только дополнительно вварили поперечную крестовину в раму, колёса посадили на продольные рессоры, как это делали другие западные производители, но от которых Форд сознательно отказался , а передние крылья слегка нарастили спереди и сзади от колёс, сильнее прикрыв колёса. Ну и другие колёса привинтили. Но по факту это был новый Форд В, с мотором от предыдущего Форда А) Странный гибрид, который тем не менее был способен ездить)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector