Как измерить плотность тосола, на что она влияет и каков состав жидкости

Плотность автомобильного антифриза проверка на качество

Плотность антифриза является важнейшим критерием выбора продукта. От показателя зависит температурный предел работы и долговечность изделия. Наша редакция собрала исчерпывающий ответ, касательно данного вопроса.

  1. Как формируется плотность
  2. Как проверить качество антифриза
  3. Какая нормальная плотность антифриза
  4. Видео
  5. Итог

Как формируется плотность

Показатель определяет качественные показатели формулы. Конечный результат замера говорит о содержании примесей в основе (дистиллированной воде). Совокупность присадок, спиртов, красителей, отдушек образует конечный показатель.

Готовый продукт содержит от 5 до 20% присадочных компонентов.

Как проверить качество антифриза

Процедура проверки плотности жидкости выполняется прибором – ареометром.

Последовательность действий такая.

  1. При комнатной температуре воздуха, грушей прибора всасывается некоторое количество жидкости внутрь колбы.
  2. Всплывший поплавок оборудован двумя шкалами. Первая говорит о фактических нормах. Второй показатель размечен температурной шкалой. Сетка показывает реальный порог замерзания антифриза.

Какая нормальная плотность антифриза

Данный вопрос не имеет точного ответа. Дело в том, что значение для разных продуктов отличается. Таким образом, стандарт для субстанции, замерзающей при -20 градусов Цельсия будет отличаться от значения жидкости разработанной под -40˚С.

Также следует выяснить, что добавление этиленгликоля может дать одинаковый результат при разной пропорции. Так концентрация 53/85% даст показатель -40 ˚С. Парадокс характеризуется уникальностью материала. К примеру, чистый спирт замерзает уже при -15 градусов Цельсия.

Состоянием на 2019 год номинальным показателем плотности считается 1,071 г/см³. Такое значение считается эталоном. При наличии результата, стремящегося к единице – перед пользователем подделка или летняя жидкость.

Основные разновидности пропорций можно увидеть в таблице

Концентрация основы % Плотность Порог кристаллизации ˚С.
97,8 1,112 -20
93,0 1,110 -30
85,4 1,104 -40
78,4 1,098 -50
72,1 1,092 -60
65,3 1,086 -65
63,1 1,083 -60
58,0 1,078 -50
52,6 1,071 -40
45,6 1,063 -30
36,4 1,051 -20
26,4 1,034 -10

Видео

Плотность антифриза – критически важный момент при длительной эксплуатации автомобиля. Значение замера может подсказать рабочую температуру состава, выдать поддельную продукцию. При выполнении замеров самостоятельно можно точно установить качественные характеристики продукта. Такой полезный инструмент как ареометр – важное дополнение для каждого гаража.

Как проверить качество антифриза по плотности

Охлаждающая жидкость, которую также принято называть антифризом, должна работать в широком диапазоне температур. Важно, чтобы антифриз зимой сохранял свои свойства и на нем не образовывался ледяной налет, а сам он не превращался в лед. Летом же, даже при самых высоких температурах, антифриз не должен закипеть, иначе двигатель перегреется.

К сожалению, даже в крупных автомобильных магазинах может попасться антифриз, качество которого значительно ниже желаемого. Еще чаще водитель может столкнуться с такой проблемой, если он приобретает охлаждающую жидкость на рынке, заправке или просто «с рук». Если качество антифриза вызывает сомнения, нужно проверить его плотность. В рамках данной статьи мы рассмотрим, как это сделать, и какую плотность охлаждающей жидкости можно считать нормальной.

От чего зависит плотность антифриза

Многие водители знают, что в продаже можно найти концентрат антифриза, разбавив который дистиллированной водой, удастся получить охлаждающую жидкость для двигателя. Данный концентрат является этиленгликолем, то есть двухатомным спиртом. Именно от массовых долей этиленгликоля (спирта), кислот и воды зависит плотность антифриза.

Естественно, современный антифриз является более сложной жидкостью, нежели просто смесь спирта с водой. В него также добавляют целый ряд компонентов: присадки, красители, поверхностно-активные вещества, отдушки и прочее. Несмотря на это, основная часть антифриза состоит именно из спирта и воды, а на различные добавки приходится не более 5%, соответственно, они практически не влияют на итоговую плотность охлаждающей жидкости.

Читайте также:  Когда ставить зимнюю резину на автомобиль рекомендованные сроки переобувания

Как проверить плотность антифриза

Проверка плотности антифриза – достаточно простая процедура, с которой с легкостью справится любой водитель. Она проводится при помощи ареометра – прибора, приобрести который можно в строительном, автомобильном и практически любом хозяйственном магазине.

Ареометр представляет собой колбу с «носиком» для погружения в жидкость с одной стороны и резиновой «грушей» с другой стороны. Внутри колбы находится поплавок с проградуированной шкалой. Когда внутрь ареометра набирается жидкость, поплавок всплывает, а по высоте, на которой он оказался, можно определить плотность.

Обратите внимание: Большинство ареометров имеют градацию по температуре, и они являются наилучшим вариантом для использования с целью проверки плотности антифриза. Набрав в такой ареометр охлаждающей жидкости, можно сразу посмотреть, при какой отрицательной температуре антифриз начнет замерзать.

Чтобы проверить плотность антифриза при помощи ареометра, достаточно набрать в прибор немного охлаждающей жидкости средней комнатной температуры, то есть, от +15 до +25 градусов по Цельсию. Антифриза нужно набрать столько, чтобы поплавок в нем свободно плавал, чаще всего производители указывают отметку, до которой лучше заливать жидкость внутрь инструмента. Далее остается снять показания по шкале и сравнить их с нормальной плотностью антифриза.

Какую плотность антифриза считать нормальной

Если ареометр не имеет градуированной шкалы с температурой, показатель плотности мало о чем скажет водителю. Однако даже при наличии температурной шкалы, лучше проверить качество антифриза именно по плотности, сравнив ее с нормальной.

Современные производители выпускают в продажу антифриз, плотность которого находится на уровне около 1,069 – 1,072 г/см 3 . Такой антифриз замерзает при температуре ниже -40 градусов по Цельсию. Но важно здесь учесть тот факт, что разбавленный этиленгликоль будет замерзать на уровне около -40 градусов по Цельсию при плотности 1,071 г/см 3 и 1,104 г/см 3 . Для производителей выгодно выбирать плотность 1,071 г/см 3 , поскольку свойства охлаждающей жидкости от этого хуже не станут, а в производстве она будет дешевле.

Удобнее всего ориентироваться при измерении плотности антифриза по таблице, представленной ниже. На ней отчетливо видно, какая должна быть плотность антифриза, чтобы он не замерзал при различных отрицательных температурах.

Как определить поддельный антифриз

При покупке определить «неправильный» антифриз практически невозможно, даже с помощью ареометра. В последнее время мошенники активно используют для разбавления с водой и создания «антифриза» кислоты, сахар, соль, вместо необходимого этиленгликоля. Соответственно, при измерении таких смесей ареометром, их плотность будет находиться на правильном уровне.

Проблема в том, что поддельный антифриз, в отличие от настоящего, быстрее теряет свойства во время работы. То есть, достаточно ему несколько недель поработать в цикле охлаждающей жидкости – постоянно нагреваясь и охлаждаясь, и он придет в негодность.

Чтобы убедиться в качестве антифриза, нужно изначально проверить его ареометром. Если показатель нормальный, жидкость можно залить в автомобиль и проездить на ней неделю. Через неделю нужно забрать ареометром из радиатора жидкость на анализ плотности:

  • Если показатель не изменился — все нормально;
  • Если изменился незначительно – повторите проверку через неделю;
  • Если изменился сильно, нужно слить антифриз и залить новый.
Читайте также:  Двигатель Z18XER характеристика, конструкция, особенности, обслуживание, ремонт, тюнинг

Эксплуатация автомобиля на поддельной охлаждающей жидкости быстро приведет двигатель машины к выходу из строя.

Измерение плотности антифриза при помощи прибора ареометра

У многих автолюбителей периодически возникают трудности с плотностью антифриза. Это происходит из-за утечки охлаждающей жидкости или тосола. Некоторые владельцы автомобилей летом просто добавляют воды, которая замерзает зимой и нарушает работу системы. Чтобы избежать подобных проблем, нужно уметь пользоваться таблицей плотности антифриза и ареометром для её измерения.

Охлаждающая жидкость

Антифриз — важная составляющая радиатора. У тосола есть две главные функции:

  1. Защита запущенного двигателя от перегрева.
  2. Предотвращение замерзания охлаждающей жидкости зимой.

В промышленности существуют стандарты выпуска антифриза. Выделяются такие классы:

  • G13;
  • G12;
  • G12+;
  • G11.

Первые две группы — самые выносливые, ведь входящим в них веществам свойственна высокая концентрация. Это позволяет жидкости сохранять свои свойства даже при отрицательной температуре в 80 градусов Цельсия.

Более скромные показатели у типа G11 — он выдерживает до 40 градусов холода. Ему также свойственен зелёный или синий окрас.

Тосол также выполняет функции антифриза, однако предназначается для отечественных автомобилей. Он также делится на классы. Производят три основных вида:

  1. А40.
  2. А65.
  3. АК.

Числовое значение демонстрирует критическую отрицательную температуру, при которой тосол сохраняет работоспособность. Например, для марок А40 и А65 — минус 40 и 65 градусов соответственно. АК — это концентрированный состав, который следует разбавлять водой. От соотношения зависят характеристики смеси. Скажем, при равной пропорции (50% концентрата в жидкости) тосол может кристаллизоваться примерно при минус 30 градусах Цельсия.

Измерение плотности

Есть разные способы измерения плотности антифриза. Такие приборы, как рефрактометр и ареометр, применяются довольно часто. Однако следует учитывать, что ареометр выдаёт ориентировочные значения. Чтобы повысить точность показаний, нужно выполнять замер при внешней температуре в 20 градусов тепла. Зимой такие условия можно создать только искусственно — в отапливаемом гараже или автомобильной мастерской. Существуют и народные методы.

Плотность тосола измеряется в граммах на кубический сантиметр. Проверить плотность антифриза в домашних условиях недостаточно — следом за этим следует определить критическую температуру и количество этиленгликоля, для чего используют специальную таблицу зависимости этих параметров.

Плотность антифриза в зависимости от температуры:

Плотность антифриза, проценты Концентрация этиленгликоля, граммы на кубический сантиметр Температура, градусы Цельсия
1,112 97,8 -20
1,110 93,0 -30
1,104 85,4 -40
1,098 78,4 -50
1,092 72,1 -60
1,086 65,3 -65
1,083 63,1 -60
1,078 58,0 -50
1,071 52,6 -40
1,063 45,6 -30
1,051 36,4 -20
1,034 26,4 -10

Проверить плотность тосола лучше до наступления зимы. Именно весной охлаждающую жидкость заменяют или доливают, ведь смесь должна выдержать любую возможную отрицательную температуру воздуха.

Использование ареометра

При измерении плотности ареометром нужно выполнить простое правило безопасности — двигатель не должен быть горячим. Это обусловлено двумя причинами:

  1. Риск получить термический ожог.
  2. Неточность полученных результатов.

Перед тем как добавить купленный антифриз, его также следует проверить — нельзя исключать вероятности, что этиленгликоль слишком сильно разбавили водой в магазине либо изготовитель нарушил производственную норму. Для этого понадобится ёмкость с охлаждающей жидкостью и ареометр. На устройстве должны быть две шкалы. Одна — для демонстрации плотности, а вторая — температуры замерзания.

Сам процесс прост. Охлаждающую жидкость переливают из канистры в колбу измерительного прибора. При этом она должна быть наполнена достаточно для того, чтобы поплавок плавал в жидкости. При недостатке объёма показания ощутимо исказятся.

Не помешает также встряхнуть ареометр — так из антифриза выйдут пузырьки воздуха, а поплавок не залипнет в колбе.

Это лишь первый этап проверки охлаждающей жидкости. Даже если показания в норме, это не значит, что её можно заливать в радиатор. Антифриз надо проверить на подлинность, ведь производитель часто добавляет в состав тосола серную кислоту, которая очень плохо влияет на охлаждающую систему. Она разъедает стенки головки и других составляющих блока цилиндров. Однако определить наличие серной кислоты несложно. Охлаждающую жидкость надо слить в отдельную ёмкость, после этого добавить немного соды. Если тосол в норме, то какой-либо реакции не произойдёт. Иначе антифриз начнёт шипеть — это явный признак наличия кислоты.

Ареометром можно замерить и плотность смеси, уже находящейся в охладительной системе. Для этого ареометр частично погружают в заливную горловину или расширительный бачок. Процедуру лучше повторить через несколько дней или неделю, автомобиль в этот период следует эксплуатировать. Если показания отличаются от нормы, то плотность изменяют двумя способами:

  1. Концентрат антифриза добавляют для повышения.
  2. Дистиллированную воду — понижения.

Важно! Не нужно пытаться проверить качество уже добавленного тосола — нет стоит загрязнять систему содой. При измерениях нужно не забывать, что жидкость не должна быть теплее или холоднее 20 градусов, а для контроля температуры использовать термометр.

Применение рефрактометра

Гораздо легче измерить удельный вес антифриза рефрактометром. Это в несколько раз быстрее, а для замера нужен небольшой объем жидкости. К тому же этот метод никак не зависит от температуры, что тоже удобно.

Процедура включает в себя несколько простых шагов:

  1. Забор тестируемой жидкости пипеткой.
  2. Размещение капли тосола на призме рефрактометра.
  3. Наводка резкости окуляром устройства.
  4. Счёт показаний по разделительной линии.

Для получения точных результатов нужен настроенный рефрактометр. Для его калибровки используется дистиллированная вода — правильно работающее устройство отобразит нулевую плотность. Неточности регулируются винтом, который находится под защитным колпачком. Для этого пригодится комплект из лопаточки, пипетки и отвёртки, который обычно продаётся в наборе с прибором.

Несмотря на точность измерений, у рефрактометра есть недостаток — высокая цена. Она изменяется от пяти до шести тысяч рублей, при этом ареометр обычно не стоит дороже 400−500 рублей.

Народные методы

Этот способ удобен для владельцев холодильников с функцией регулирования температуры — лучше, чтобы в морозильной камере было минус 24 градуса мороза. Сначала нужно налить в пластиковую тару 50−100 граммов антифриза, плотно закупорить бутылочку и оставить её примерно на час. Это все, что нужно для проверки плотности тосола народным методом. Если антифриз выдержал температуру холодильника, значит, он не кристаллизуется и в радиаторе.

Важно! Нужно понимать, что этот метод — самый приблизительный из всех. Пользоваться им следует только в крайнем случае.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector