МАЗ на; автомате получилось не стыдно – Коммерческий транспорт – АТИ, Центр Система грузоперевозок

Коробка передач на фурах сколько скоростей у грузовика, как переключать

Коробка передач на фурах – один из важнейших элементов комфортной и безопасной поездки. Многие опытные водители даже не обращают внимание на характеристики двигателя и прочих важных узлов автомобиля. Они сразу интересуются, сколько передач на фуре, и какая в ней используется трансмиссия. Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Коробка передач грузового автомобиля

КПП на грузовике необходима для выбора диапазона мощности, которая подается на колеса, проще говоря, крутящего момента. Кроме того, с ее помощью осуществляется переключение на задний ход. Благодаря такой возможности управление автомобилем становится более простым.

Ознакомиться, как работать с коробкой передач грузовика, можно здесь:

Чем больше скоростей имеют коробки передач у фур, тем комфортнее на них ехать в разных дорожных условиях.

Разновидности и классификация

Существует большое количество КПП у различных грузовиков. Например, «Мерседес», «Скания», «МАН», МАЗ, КамАЗ, «Газель», «Вольво» фн 12 седельный тягач и прочие производители часто сами разрабатывают себе коробки, которые могут отличаться тем, сколько есть скоростей у фуры, видом управления и прочими характеристиками.

В первую очередь трансмиссии различаются по типу передачи момента кручения. В зависимости от этого они бывают механическими, электрическими, гидравлическими, гидромеханическими и электромеханическими.

Как правило, в России производятся КПП с механической трансмиссией. Но со временем появляется все больше автоматических коробок, которыми уже давно комплектуются грузовики западного производства.

Количество ступеней передач

В зависимости от производителя и типа коробки, они могут иметь 6, 8, 9, 12, 14 и 16 скоростей. Такое немалое количество вариаций обусловлено наличием демультипликатора и делителя, которые сдваивают каждую передачу.

Чем больше в грузовике используется ступеней трансмиссии, тем более маневренным он сможет быть в сложных условиях, например, в высокогорье.

Демультипликатор и делитель

Демультипликатор и делитель отличаются друг от друга. Демультипликатор является механизмом, повышающим крутящий момент. То есть машина имеет больше оборотов, но едет при этом медленнее.

Использование демультипликатора подразумевает наличие раздаточной коробки с пониженными передачами, которые нужны для ситуаций, когда обычного количества ступеней не хватает (то есть при езде на более высокой скорости недостаточно оборотов, а на низкой – они слишком существенные).

Благодаря наличию демультипликаторов коробка служит дольше, сила тяги грузовика увеличивается, экономится топливо.

Делитель позволяет использовать повышенные передачи. Таким образом, крутящий момент, наоборот, снижается. Это необходимо для экономии топлива при езде на трассе, для сокращения темпов износа двигателя и уменьшения шума от мотора.

Обратите внимание, что одна и та же машина может быть оснащена и делителем, и демультипликатором. Например, КПП на 12 скоростей – это стандартные 4 передачи + 4 пониженные и 4 повышенные.

Автомат или механика: что выбрать

Многие спорят, какую же коробку выбирать – автомат или механику. Больше преимуществ имеет первый вариант. Механика служит дольше, двигатель при ней работает ровнее, эта коробка дешевле в обслуживании. Недостаток у нее один: если такая трансмиссия сломается, починить ее будет стоить гораздо дороже.

Читайте также:  КАМАЗ 4911 фото, видео, технические характеристики

Переключение скоростей на фуре

На классической ручной КПП скорости переключаются следующим образом:

  1. Заводят грузовик и убеждаются, что кнопка переключения между высокими и низкими передачами и включатель распределителя находятся внизу.
  2. Выжимают педаль сцепления (крайняя левая).
  3. Правой рукой переводят селектор трансмиссии в максимально нижнюю позицию.
  4. Медленно отпускают сцепление и нажимают на педаль газа.
  5. Повторно выжимают сцепление при достижении на тахометре значений первой передачи.
  6. Переводят селектор трансмиссии в нейтральную позицию и отпускают педаль сцепления.
  7. Выжимают сцепление и устанавливают селектор в положение первой скорости.

Подобным образом работает переход на все другие ступени. Если же вы достигли предела низких скоростей, переключите селектор на высокие (переведите кнопку в верхнее положение) и по той же схеме работайте.

Если есть необходимость разделить пополам какое-то из значений трансмиссии, используйте для этого распределитель (демультипликатор или делитель). Особенно актуальна эта функция при езде по холмистой местности, перевозке очень тяжелых грузов, когда важно контролировать уровень оборотов мотора в нужном диапазоне. Для разделения передачи переводят кнопку распределителя вперед, бросают газ, выжимают и отпускают сцепление.

Видео переключения передач фуры Scania прямо на ходу можно посмотреть тут:

Полезные советы

Перед ездой рекомендуется максимально подробно изучить схему переключения передач. Сделать это можно, стоя на месте, нужно постоянно смотреть на коробку. Как правило, на селекторе обозначена специальная диаграмма относительно позиции каждой скорости. У низких передач один цвет, у высоких – другой. Отдельно выделены скорости, отвечающие за заднее движение (буква R). Запоминайте, сколько передач есть на селекторе, а также позиции всех переключателей, и за что они отвечают.

Итак, важно обращать внимание на характеристики трансмиссии на грузовике. Чем более продвинутая коробка, тем проще управлять автомобилем. Наличие демультипликатора и делителя позволяет легче ездить по горам и экономить топливо. А использование коробки-автомат и вовсе упрощает передвижение на грузовике.

МАЗ на «автомате»: получилось не стыдно 11:54, 22 апреля 2018 Версия для печати

МАЗ на АКПП? Да, мы дожили и до такого! Причем АКПП с мировым именем — Allison. Автопортал AWB.BY узнал все подробности оснащения белорусской техники такими коробками передач.

Но сначала интересный факт: вы знали, что АКПП Allison для МАЗа, как и для многих других европейских заказчиков, собирают не в США, а в Венгрии, на заводе в небольшом городке Сентготтхарде? Мне доводилось там бывать, и логично сначала сказать несколько слов о европейском плацдарме Allison.

Почему сборку организовали именно в Венгрии? Почему именно в Сентготтхарде? Все просто: Allison Transmission (ныне самостоятельная компания) долгие годы (1929-2007) входила в состав корпорации General Motors. У GM в Сентготтхарде есть сборочный завод Opel — именно на его площадях начинали собирать АКПП Allison для европейских заказчиков. Даже когда Allison вышла из состава GM, сборку на заводе Opel не остановили.

Читайте также:  Как избавиться от наводок в аудио системе - свист, шум из динамиков

Но занимаемых там площадей стало не хватать, а логистика поставок сборочных комплектов по маршруту Индианаполис — Сентготтхард уже была хорошо отработана. Потому новый завод решили построить в этом же городке. Вот так он выглядит: новое современное здание, стоящее посреди живописных сельхозугодий.

Завод в Сентготтхарде — классический Assembly Plant. Здесь не плавят сталь, нет штамповочного производства, токарных и фрезерных станков. Зато есть некое подобие сборочного конвейера. Применена, как говорят руководители завода, Classical U-Shape of the Assembly Line. Форма сборочной линии напоминает букву U.

В Сенготтхарде коробки передач собирают именно промышленным способом. Детали доставляют из США, а в Венгрии на специальном оборудовании из их набора «рождаются» готовые агрегаты. Для промсборки здесь оптимизировано все. Дело в том, что детали, из которых состоят коробки передач, порой весят десятки килограммов и имеют весьма, скажем так, своеобразные внешние формы. Чтобы быстро орудовать такими деталями, в Сентготтхарде используют уйму специально спроектированных приспособлений.

C компанией Allison Минский автозавод сотрудничает относительно недавно, несколько лет, но за это время появилось уже несколько моделей, оснащенных АКПП Allison. Некоторые из них были представлены на мероприятии.

Первой моделью грузовика МАЗ, которую оснастили АКПП Allison, был большегрузный мусоровоз МАЗ-690214 «Сапфир». Надстройка — собственная разработка МАЗа, а комплектация богатая.

Мусоровоз МАЗ-690214 «Сапфир» комплектуется 286-сильным турбодизелем Mercedes-Benz OM906, который соответствует экологическому стандарту Евро-4 и обладает ресурсом 1 млн км.

Важнейшая особенность флагманского «Сапфира» — наличие автоматической 6-ступенчатой коробки передач Allison 3000. Эту коробку собирают, естественно, в Венгрии. На сегодняшний день МАЗ — один из немногих производителей на постсоветском пространстве, который может похвастать мусоровозами с автоматическими коробками передач.

В Западной Европе сегодня нет в серийном производстве ни одного мусоровоза с механическими коробками передач. Мусоровоз — это машина, которая эксплуатируется в режиме Старт/Стоп, от двора ко двору, от контейнера к контейнеру, поэтому трансмиссия испытывает особую нагрузку, при проектировании ей уделяется особое внимание.

«Автомат» Allison 3000 — одна из самых популярных АКПП в мире. Ее ставят, например, на грузовики Mercedes-Benz Zetros и многие другие изделия известных автопроизводителей. МАЗ прежде использовал другие Allison на автобусах, большой «Сапфир» — первый опыт применения АКПП американской марки на грузовиках МАЗ.

А, например, в Бразилии Mercedes давно использует именно эту «коробку» для мусоровозов Atego тамошней сборки. Сочетание двигателя и АКПП здесь такое же, что и у МАЗ-690214.

Читайте также:  Рекомендации по замене антифриза в Рено Логан

Пульт управления АКПП со всемирно известным логотипом универсален для всех машин. Именно такой можно встретить на всех изделиях «большой европейской семерки», многих американских грузовиках, а теперь и на МАЗах тоже.

Устанавливают Allison и на самосвалы. МАЗ-6501Е9 — один из примеров. Здесь также установлена АКПП Allison, но другой серии 4500. Двигатель, как и у мусоровоза, носит марку Mercedes-Benz. Но используется более мощный 435-сильный мотор экологического класса Евро-5 OM501LA.V.

Главные объекты марки МАЗ, для которых используются АКПП Allison, — автобусы. Есть модификации всей линейки городских и пригородных автобусов, на которые устанавливаются американские автоматические коробки венгерской сборки.

Allison — глобальный мировой игрок, партнер если не всех, то очень многих производителей грузовиков и автобусов. То, что МАЗ тоже стал партнером Allison, только подтверждает успешность компании как производителя одного из важнейших компонентов силовой линии.

Грузовики на “автомате”

Сон про Allison: на грузовиках — с настоящим «автоматом».

Полноценные автоматические коробки передач на грузовиках встречаются нечасто — тем интереснее было побывать в венгерском подразделении компании Allison. Туда я попал по приглашению СП IVECO-AMT из Миасса, ведь оно с недавних пор устанавливает «автоматы» Allison на свои самосвалы!

Л ет двадцать назад вместе с хлынувшим к нам потоком бэушных легковушек в стране развернулась дискуссия о коробках-«автоматах»: автомобилисты разделились на «настоящих мужиков» и «мажоров», которым лень управлять машиной. Но постепенно страсти остыли, и сегодня деление происходит естественным путем: стоишь в пробках — покупаешь машину с «автоматом», ездишь в провинции — обходишься «механикой».

А в грузовом мире дискуссия еще далека от точки насыщения: тут и «роботы» (которые все больше завоевывают рынок), и традиционная «механика», и в небольшом количестве гидромеханические «автоматы», причем идеология их использования отличается от легковой.

Поскольку эти коробки сложные и дорогие, то в дорожном секторе их устанавливают в основном на пожарные машины и мусоровозы — но начинают применять и на бездорожье, причем у нас это первыми оценили газовики и нефтяники. Их техника работает в экстремальных условиях, вдали от крупных сервисов, а водители — вахтовики, которые не жалеют машины, а иногда и не обладают опытом. Для них порвать кардан в болоте или сжечь сцепление на зимнике — пара пустяков! А за время простоя пропадают немалые деньги.

Неудивительно, что СП ­IVECO-AMT начало по заказу оснащать «автоматами» внедорожные машины IVECO Trakker (чего сами ивековцы, кстати, не делают): в АР №24, 2016 мы рассказали о таком тягаче 8х8, созданном для Якутии, а в АР №4, 2018 — о самосвалах для сургутской компании Сибитек. Есть подобные машины и у Сургутнефтегаза, а на Дальнем Востоке работают даже такие лесовозы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector