Резец канавочный токарный виды, размеры, материал, классификация

Конструкция и виды шкивов

Шкив – это фрикционное колесо с ободком или небольшой канавкой по окружности. Их назначение – передача движения приводному ремню или канату. Они используются, в основном, в ременных передачах. Трудно представить современную технику без шкивов. Благодаря применению высококачественных запасных частей техника получает долговечность и износостойкость.

Типология и нормативная база

Указанное различие между шкивом и блоком по передаче или отсутствию передачи крутящего момента на вал носит функциональный характер. По конструкции и с технологической точки зрения блоки и шкивы одинаковы и часто называются общим термином шкив. (Аналогично вал и ось функционально отличаются по передаче момента, а конструктивно одинаковы).

Классификатор ЕСКД «Классификатор изделий и КД машиностроения и приборостроения» относит шкивы к 71 классу общемашиностроительных деталей — тела вращения.

В Российской Федерации требования к шкивам регламентируются:

Также на них действуют общие требования к продукции машиностроения.

Каким бывает шкив?

Для того, чтобы сделать правильный выбор шкива, стоит рассмотреть его разновидности и технические особенности функционирования. Итак, каким же бывает шкив?

  • Шкив коленвала. Он необходим для того, чтобы участвовать в передаче момента от коленного вала навесному оборудованию. У этой модели есть множество преимуществ: охлаждение ремней, амортизация при вращении, балансировка коленвала и многое другое. Срок использования такого шкива рассчитан более чем на 10 лет;
  • Шкив канатный. Применяется для направления канатов скипового подъемника доменной печи. Данная модель шкива является одной из наиболее прочных, поэтому его установка может потребовать дополнительной помощи;
  • Шкив для клиновых ремней. Данная модель используется в силовых передачах, которые не требуют точного позиционирования. Основное предназначение данной модели – обеспечивать проскальзывание ремня. В этом случае можно не использовать муфту сцепления;
  • Однорядный шкив. Эта модель имеет сравнительно небольшую грузоподъемность и выполнена из прочного чугуна. Масса такого шкива не более 500 г.

Конструкция

В шкивах можно выделить ступичный узел, диск (для цельных) или спицы (для составных шкивов) и обод. Углубление в ободе называют ручьём ремня. Обод может иметь реборды.

Шкивы в зависимости от конструкции могут выполняться:

  • цельными;
  • составными.

Составные шкивы при клиновой форме ручья могут служить для регулировки натяжения ремня (удалением дисков или накручиванием резьбы в половинках диска).

Особым видом составного клинового шкива является вариаторный шкив — у него управление сечением ручья позволяет бесступенчато изменять передаточное отношение передачи. Управление сечением ручья может быть механическим, гидравлическим, электромагнитным. Такие ременные вариаторы широко распространены у мопедов.

По технологии изготовления:

  • литые;
  • кованные;
  • штампованные;
  • полученные механической обработкой;
  • полученные 3D-печатью.

Форма обода шкива (ручей): 1 — плоский, 2 — клиновой, 3 — полукруглый, 4 — поликлиновый.

Гладкие (плоский, клиновой и полукруглый) и зубчатые шкивы

Плоский литой шкив с выпуклым ободом

Составной штамповано-сварной шкив (выступает в роли блока, т.е. свободно вращается на оси)

Вариаторные клиноременные шкивы с управляемым сечением ручья

Гладкие шкивы используют для передачи вращательного момента без требований к кинематическому соответствию, поскольку им присуще проскальзывание.

Зубчатые шкивы применяют при требованиях к кинематическому соответствию (например, в газораспределительном механизме ДВС, в приводе головки принтера и т. д.).

По способу фиксации ступицы:

Клиновидные:

Это ручьевые шкивы, которые обычно находят применение в работе со стандартными ремнями. Могут быть с 1, 2, 3, 4, 5, 6 и даже 10 ручьями. Обычно используются для силового оборудования (передачи), в котором нет установленного обозначения. Они помогают ремню проскальзывать, если вдруг усилиться нагрузка. В этом случае ремень не порвется.

Где приобрести шкив?

Вы столкнулись с необходимостью приобретения шкива и не знаете где это лучше сделать? Шкив можно купить как в магазине специализированной техники, так и в интернет-магазине. Последний вариант является более выгодным для покупателей, так как все, что им необходимо сделать – это зайти на сайт, выбрать необходимую модель и оформить заказ. Теперь вам не нужно посещать радиорынки или автомагазины, специализирующиеся на продаже запчастей. Все намного проще и удобнее.

Обратите внимание на сайт moskva.all.biz. Здесь представлен большой выбор продукции, и вам непременно будет из чего выбрать. Помимо этого, вас приятно удивит низкая стоимость шкивов. К каждой из представленных в каталоге моделей есть описание, поэтому вы сможете более подробно узнать о её характеристиках и особенностях. Вам непременно понравится удобный интерфейс сайта, который позволяет быстро сориентироваться в покупке товара. Открывайте для себя новые возможности покупок онлайн на максимально выгодных условиях!

Вы можете пропустить чтение записи и . Размещение ссылок запрещено.

Основные виды шкивов

1. Клиновые. Передают момент с помощью клиновых ремней. Используются для вентиляционного, горнодобывающего, сельскохозяйственного и прочего оборудования.

2. Зубчатые. Передают момент с помощью зубчатых ремней. Вращательное движение передается посредством зацепления зубьев ремня и шкива. Используются в полиграфической, пищевой, текстильной, промышленности и др.

3. Поликлиновые. Превосходно сочетают в себе надежную передачу мощности и эластичность. Выдерживая работу в тяжелых условиях эксплуатации, они часто используются в приводах в машиностроении.

4. Вариаторные. Вариатор – механическая передача, обеспечивающая бесступенчатое изменение передаточного отношения в определенном диапазоне регулирования. Используются в приводах автомобилей, конвейеров, станков, сельскохозяйственной и другой техники.

5. Плоскоременные. Их используют в плоскоременной передаче. Сфера применения – изготовление кузовов, различных станков, генераторов, вентиляционных установок, сельскохозяйственных машин и др.

6. Круглоременные шкивы. С их помощью обеспечивается передача малой мощности. Особенности круглоременной передачи – гибкость и эластичность.

Читайте также:  Замена шаровой опоры Лада Приора - АвтоРемонт

В целом, шкивы изготовляются из разных материалов, находя широкое применение в промышленности.

Поделиться статьей в соц. сетях

Материалы шкивов

Для стационарного оборудования в ременных передачах для шкивов продолжается использование классических недорогих материалов — серого СЧ и ковкого КЧ чугунов. Существенная масса деталей, как правило, тут не играет роли, поскольку массивные шкивы позволяют отказаться в механизме от маховика. Заменителем могут служить стальные штампованные шкивы. Для механизмов с переменной частотой вращения, для транспортных машин, где важно снижение массы и момента инерции используют шкивы из алюминиевых сплавов. И наконец, шкивы высокоответственных агрегатов могут выполняться из магния или титана.

В последнее время широко внедряются шкивы из пластмасс (например, капралон) с возможностью рециклинга, особенно в бытовой технике.

Черт.2

Размеры канавок шкивов для клиновых ремней

В табл. 2 приведены размеры, необходимые для изготовления канавок шкивов для клиновых ремней. Угол α клина канавки зависит от расчетного диаметра и изменяется в пределах от 34 (для шкивов малого диаметра для ремней сечений Z, А , В) до 40 (для шкивов большого диаметра).

Черт.3

Балансировка шкивов для клиновых ремней

Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован. Допустимый дисбаланс:

  • 0.06 г•м — при скорости от 5 до 10 м/с;
  • 0,03 г•м — при скорости свыше 10 до 15 м/с;
  • 0,02 г•м — при скорости свыше 15 до 20 м/с;
  • 0.01 г•м — при скорости свыше 20 до 3о м/с.

Черт.4

Вариаторные:

Имеют тот же принцип, что и ременная передача. Т.е. передают движение от двигателя к узлу с помощью ремня. Это механическая передача, которая имеет бесступенчатую регулировку.

Кроме этого есть еще плоские и поликлиновые шкивы. Они используются менее, чем другие. В любом случае, перед тем как продать любой шкив, он проходит отбалансировку. Используя шкивы, ощутимо экономятся средства на обслуживание и ремонт оборудования.

«Мир Привода» в своем ассортименте имеет различные виды шкивов. Все они отличного качества и имеют все надлежащие сертификаты. Покупайте только лицензированное оборудование у официального дилера.

Черт.5

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Шкивы для приводных клиновых ремней должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

2.2. Номинальные расчетные диаметры шкивов должны соответствовать указанному ряду: 50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106); 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620), 630; (670); 710; (750); 800; (850); 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900) 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550); (3750); (4000) мм.

Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

2.3. Расчетный диаметр меньшего шкива передачи должен быть не менее значений, указанных в табл.1

Обозначение сечения ремня

Расчетный диаметр меньшего шкива, мм

Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

2.4. Размеры профиля канавок шкивов должны соответствовать указанным на черт.10 и в табл.2.

Черт.6

Черт.7

Шкивы тонкостенные клиноременных передач

Задача уменьшения массы и моментов инерции клиноременных шкивов решается изготовлением этих шкивов из тонкой листовой стали штамповкой и сваркой. Подобные шкивы (сварные и сборные) (рис. 11…16) получили в настоящее время широкое распространение. Конструкция сварного шкива дана также в разделе сварных соединений. Конструкция сборного шкива (рис. 14) позволяет изменением числа проставок (дисков) менять диаметр.

Черт.8

Черт.10

расчетная ширина канавки шкива,

глубина канавки над расчетной шириной,

— расчетный диаметр шкива,

глубина канавки ниже расчетной ширины,

— расстояние между осями канавок,

— расстояние между осью крайней канавки и ближайшим торцом шкива,

— угол канавки шкива,

— наружный диаметр шкива,

— радиус закругления верхней кромки канавки шкива,

ширина шкива.

для угла канавки

2.5. Ширину шкива вычисляют по формуле

где число ремней в передаче.

Наружный диаметр шкива вычисляют по формуле

2.6. Схема построения условного обозначения шкивов приведена в приложении.

2.7. Шкивы должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих выполнение требуемых размеров и работу шкивов в условиях эксплуатации (наличие механических усилий, нагрев, истирание).

2.8. Отливки шкивов не должны иметь дефектов, ухудшающих их внешний вид. На поверхности отливок, подвергающихся механической обработке, допускаются дефекты по ГОСТ 19200-80 в пределах припуска на механическую обработку.

2.9. Допускаемое отклонение от номинального значения расчетного диаметра шкивов h11 по ГОСТ 25347-82, ГОСТ 25348-82.

2.10. Предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных резанием, должны быть не более:

±1° — шкивов для ремней сечений Z, А, В.

± — шкивов для ремней сечений С, D, Е, ЕО.

2.11. Предельные отклонения угла конусного отверстия — ± по ГОСТ 8908-81.

2.12. Предельные отклонения размеров необрабатываемых поверхностей для шкивов:

из чугуна и стали — по 7-му классу точности ГОСТ 26645-85;

из других материалов с расчетным диаметром:

до 500 мм — по 16-му квалитету ГОСТ 25347-82;

св. 500 мм — по 15-му квалитету ГОСТ 25347-82, ГОСТ 25348-82.

Читайте также:  Почему кидает масло в воздушный фильтр ВАЗ 2109 причины и их решение

2.13. Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно оси должен быть не более:

0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с ;

0,15 мм — при частоте вращения шкива св. 8 с до 16 с ;

0,10 мм — при частоте вращения шкива св. 16 с

2.14. Допуск радиального биения поверхности наружного диаметра относительно оси посадочного отверстия — по 9-й степени точности по ГОСТ 24643-81 при контроле расчетного диаметра методом А. Радиальное биение наружного диаметра при контроле расчетного диаметра методом Б по ГОСТ 25069-81.

2.15. Допуск цилиндричности наружных диаметров — по 8-й степени точности по ГОСТ 24643-81.

2.16. Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован.

Нормы точности статической балансировки приведены в табл.3.

Окружная скорость шкива, м/с

Допустимый дисбаланс, г·м

2.17. Допуск торцового биения обода и ступицы относительной оси посадочного отверстия должен быть не грубее 10-й степени точности по ГОСТ 24643-81.

2.18. Концы валов для шкивов с цилиндрическим отверстием — по ГОСТ 12080-66; с коническим отверстием — по ГОСТ 12081-72; предельное отклонение диаметра ступицы по Н9.

2.19. Неуказанные предельные отклонения размеров обрабатываемых поверхностей: Н14; h14; ±.

2.20. Значение параметра шероховатости по ГОСТ 2789-73 рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.

2.21. В шкивах со спицами ось шпоночного паза должна совпадать с продольной осью спицы.

2.22. Средний ресурс шкивов в эксплуатации для среднего режима работы устанавливается не менее 63000 ч до капитального ремонта, установленный ресурс — не менее 30000 ч до капитального ремонта.

2.23. Нерабочие поверхности металлических шкивов должны быть окрашены по ГОСТ 9.032-74 и ГОСТ 12.4.026-76.

2.24. Маркировка шкива

На нерабочей поверхности каждого шкива должны быть четко нанесены краской: условное обозначение сечения ремня, расчетный диаметр, диаметр посадочного отверстия, марка материала и обозначение стандарта.

2.25. Маркировка тары — по ГОСТ 14192-77, при этом на ящике дополнительно указывают:

условное обозначение шкива;

число шкивов;

дату упаковки.

2.26. Шкивы должны быть упакованы в ящики по ГОСТ 2991-85 или обрешетки по ГОСТ 12082-82.

Консервация обработанных рабочих поверхностей — по ГОСТ 9.014-78.

Срок действия консервации — 2 года.

3. ПРИЕМКА

3.1. Шкивы должны подвергаться приемо-сдаточным и периодическим испытаниям предприятием-изготовителем.

3.2. Приемо-сдаточным испытаниям на соответствие требованиям пп.2.13; 2.14; 2.16; 2.17; 2.19; 2.21; 2.22; 2.24 подвергают каждый шкив.

3.3. Периодическим испытаниям подвергают 10% шкивов от партии. Партия должна состоять из шкивов одного условного обозначения, предъявляемых по одному документу.

Периодические испытания проводят на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте, два раза в год.

3.4. Если в процессе периодических испытаний хотя бы один из параметров не будет соответствовать требованиям настоящего стандарта, проводят повторно испытания удвоенного числа шкивов по полной программе. Результаты повторных испытаний являются окончательными.

Шкивы по ГОСТ 20889-88 для приводных клиновых ремней

Профиль канавки шкива для клинового ремня

Условные обозначения:

Wp — расчетная ширина канавки шкива;

b — глубина канавки над расчетной шириной;

dp — расчетный диаметр шкива;

h — глубина канавки ниже расчетной ширины;

е — расстояние между осями канавок;

f — расстояние между осями крайней канавки и ближайшим торцом шкива;

α — угол канавки шкива;

de — наружный диаметр шкива;

r — радиус закругления верхней кромки канавки шкива;

М — ширина шкива.

Номинальные расчетные диаметры dp шкивов, мм:

50; (53); 56; (60); 63; (67); 71; (75); 80; (85); 90; (95); 100; (106); 112; (118); 125; (132); 140; (150); 160; (170); 180; (190); 200; (212); 224; (236); 250; (265); 280; (300); 315; (335); 355; (375); 400; (425); 450; 475; 500; (530); 560; (600); (620); 630; (670); 710; (750); 800; (850); 900; (950); 1000; (1060); 1120; (1180); 1250; (1320); 1400; (1500); 1600; (1700); 1800; (1900); 2000; (2120); 2240; (2360); 2500; (2650); (2800); (3000); (3150); (3550); (3750); (4000) мм.

Примечание. Размеры, указанные в скобках, применяются в технически обоснованных случаях.

Минимальный расчетный диаметр меньшего шкива передачи, мм

В табл. 1 указаны минимальные расчетные диаметры шкивов для клиновых ремней разных сечений. Уменьшение диаметров по сравнению с указанными в таблице недопустимо, так так это приведет к быстрому выходу ремня из строя.

Размеры канавок шкивов для клиновых ремней

В табл. 2 приведены размеры, необходимые для изготовления канавок шкивов для клиновых ремней. Угол α клина канавки зависит от расчетного диаметра и изменяется в пределах от 34 (для шкивов малого диаметра для ремней сечений Z, А , В) до 40 (для шкивов большого диаметра).

Нормы точности для изготовления шкивов

В стандарте даются также нормы точности для изготовления шкивов:

  • допускаемое отклонение от номинального значения расчетного диаметра шкивов — по h11;
  • предельные отклонения угла канавки шкивов, обработанных резанием, должны быть не более:
    • ±1° — шкивов для ремней сечений Z, А. В;
    • ±30′ — шкивов для ремней сечений С, D, Е, ЕО.

Допуск биения конусной рабочей поверхности канавки шкива в заданном направлении на каждые 100 мм расчетного диаметра относительно оси должен быть не более:

  • 0,20 мм — при частоте вращения шкива до 8 с -1 ;
  • 0,15 мм — при частоте вращения шкива свыше 8 с -1 до 16 с -1 ;
  • 0,10 мм — при частоте вращения шкива свыше 16 с -1 .
Читайте также:  Где находится кран отопителя Нива Шевроле

Значение параметра Ra шероховатости рабочих поверхностей канавок шкива должно быть не более 2,5 мкм.

Балансировка шкивов для клиновых ремней

Каждый шкив, работающий со скоростью свыше 5 м/с, должен быть сбалансирован. Допустимый дисбаланс:

  • 0.06 г•м — при скорости от 5 до 10 м/с;
  • 0,03 г•м — при скорости свыше 10 до 15 м/с;
  • 0,02 г•м — при скорости свыше 15 до 20 м/с;
  • 0.01 г•м — при скорости свыше 20 до 3о м/с.

Типы шкивов для клиновых ремней

В зависимости от конструкции различают шкивы типов 1…6 (рис. 1…6) и типов 7…9 (рис. 7…9).

Шкив типа 1 — монолитный с односторонней выступающей ступицей.

Шкив типа 2 — монолитный с односторонней выточкой.

Шкив типа 3 — монолитный с односторонней выточкой и выступающей ступицей.

Шкив типа 4 — с диском и ступицей, выступающей с одного торца обода.

Шкив типа 5 — с диском и ступицей, укороченной с одного торца обода.

Шкив типа 6 — с диском и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

Шкив типа 7 — со спицами и ступицей, выступающей с одного торца обода.

Шкив типа 8 — со спицами и ступицей, укороченной с одного торца обода.

Шкив типа 9 — со спицами и ступицей, выступающей с одного и укороченной с другого торца обода.

Даны варианты исполнения посадочного отверстия (рис. 10):

  • цилиндрический,
  • конический со шпонкой,
  • конический.

Рис.10

Условное обозначение шкивов для приводных клиновых ремней

Приведены система условных обозначений шкивов и примеры условного обозначения шкива.

Схема построения условного обозначения шкивов

1 — тип шкива;

2 — сечение ремня;

3 — число канавок шкива;

4 — расчетный диаметр шкива;

5 — диаметр посадочного отверстия;

6 — марка материала;

7— обозначение стандарта на шкив.

Пример условного обозначения шкива для клиноременной передачи

Пример условного обозначения шкива для приводных клиновых ремней типа 1, с сечением А, с тремя канавками, расчетным диаметром dp = 224 мм, с цилиндрическим посадочным отверстием d1 = 28 мм, из чугуна марки СЧ20 по ГОСТ 1412 -85:

Шкив 1А 3.224.28.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

То же, с коническим посадочным отверстием:

Шкив 1А 3.224.28.К.СЧ20 ГОСТ 20889-88.

Шкивы тонкостенные клиноременных передач

Задача уменьшения массы и моментов инерции клиноременных шкивов решается изготовлением этих шкивов из тонкой листовой стали штамповкой и сваркой. Подобные шкивы (сварные и сборные) (рис. 11…16) получили в настоящее время широкое распространение. Конструкция сварного шкива дана также в разделе сварных соединений. Конструкция сборного шкива (рис. 14) позволяет изменением числа проставок (дисков) менять диаметр.

Обработка фасонных поверхностей на токарных станках

Фиг. 444. Фасонная обточка на многорезцовом станке при помощи двустороннего копира.

Фиг. 445. Обточка по двустороннему копиру на токарном станке.

На фиг. 444 и 445 показана обточка изделий при помощи двустороннего копира на многорезцовом и токарном станках.

Фиг. 446. Обточка профильной фрезы по одностороннему копиру на токарном станке.

Фиг. 447. Обточка сферического дна поршня по копиру на токарном стайке.

Этот копир даёт более точную поверхность, чем односторонний (фиг. 446) с пружиной или подвесным грузом; стоимость последнего копира ниже, чем первого.

На фиг. 447 показана обточка сферического дна поршня на токарном станке но копиру, закреплённому неподвижно. Подача осуществляется поперечным перемещением суппорта.

Фиг. 448. Обработка головки клапана при помощи планки.

Фиг. 449. Схема обработки шатуна при помощи вращающегося суппорта.

На фиг. 448 изображена обточка головки клапана при помощи планки.

На фиг. 449 показана обработка фасонных поверхностей шатуна при помощи суппорта, вращающегося по радиусу.

По второму методу фасонные поверхности обрабатываются при помощи фасонного инструмента; простейшими инструментами этого типа являются резцы — резьбовые, галтельные и другие.

Фиг. 450. Прямой фасонный резец с державкой.

Изготовление фасонных резцов представляет некоторые трудности, в особенности при больших сложных профилях и при необходимости получения большой точности; для увеличения срока службы их стремятся изготовлять дисковыми или призматическими, что позволяет производить заточку значительно большее число раз.

Фиг. 451. Обточка поверхности фасонным резцом поперечной подачей.

При фасонных резцах, изготовленных по детали, обычно пользуются одной поперечной подачей.

На фиг. 450 показан фасонный резец в специальной державке, а на фиг. 451 представлена обточка фасонной поверхности резцом такого же типа.

Фиг. 452. Фасонные резцы различных профилей.

Фиг. 453. Обточка ручки фасонным резцом.

На фиг. 452 показаны различные профили фасонных резцов, применяемых для работы только с поперечной подачей.

На фиг. 453 показана обточка ручки одним фасонным резцом, работающим при поперечной подаче; для такой обработки требуется мощный станок и прочный пруток.

Фиг. 454. Резец для закруглений при обточке шкива.

Фиг. 455. Резец для галтелей.

На фиг. 454 дано применение фасонных резцов для закруглений при обточке шкива.

Фиг. 456. Кованые фасонные резцы для обточки шатуна.

Фиг. 457. Кованый фасонный резец для канавки сальника.

На фиг. 455, 456, 457 показаны другие примеры применения фасонных резцов.

На фиг. 458 приведено применение фасонного дискового резца, который выдерживает большое количество переточек; такие резцы широко применяются, особенно в крупносерийном и массовом производствах.

Фиг. 458. Обточка фасонным дисковым резцом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector