Способы рихтовки авто своими руками
Дорожно-транспортное происшествие – событие неприятное, и от него никто не застрахован. От удара страдают различные кузовные части кузова, и часто требуется замена деталей. В некоторых случаях кузовные части удается спасти – рихтовка авто позволяет сэкономить на ремонте, избежать замены.
- 1 Рихтовка
- 2 Инструмент для рихтовки
- 3 Споттер для рихтовки авто
- 4 Гидравлический кузовной ремонт
- 5 Вакуумная вытяжка вмятин
- 6 Рихтовка авто своими руками
- 7 Нюансы рихтовочных работ
- 7.1 Статьи по теме:
Восстановление геометрии кузовных элементов – дело непростое, но при определенных навыках, аккуратности и терпении рихтовку можно выполнить самостоятельно.
- Рихтовка
- Инструмент для рихтовки
- Споттер для рихтовки авто
- Гидравлический кузовной ремонт
- Вакуумная вытяжка вмятин
- Рихтовка авто своими руками
- Нюансы рихтовочных работ
- Статьи по теме:
Рихтовка
В кузовном ремонте рихтовка – это восстановление различных кузовных элементов путем правки геометрии деталей с помощью различных инструментов. Придать первоначальную форму кузовной детали достаточно сложно, особенно, если повреждения при ДТП получены значительные. Как правило, рихтуют такие элементы как:
- двери;
- передние задние крылья;
- капот;
- дверь (крышку) багажника;
- крышу;
- металлические бампера;
- пороги.
Проводить рихтовочные работы не всегда целесообразно – нет смысла восстанавливать детали, если:
- имеются значительные повреждения, для восстановления их потребуется много времени;
- новые запчасти в магазине стоят недорого – дешевле и проще произвести замену элемента.
Инструмент для рихтовки
Кузовные детали восстановить можно как с помощью простейшего инструмента, так и с использованием профессиональных приспособлений и стендов. К простым инструментам для восстановления геометрии «кузовщины» относятся:
- молотки и киянки различных видов;
- всевозможные поддержки (наковальни, металлические бруски всяких размеров);
- специальные ложки для вытягивания металла:
- рычаги и крючки;
- инструмент для шлифовки.
Существует также более сложное оборудование, а также целые наборы инструмента. В стандартном комплекте рихтовочного оборудования обычно присутствует:
- гидронасосы и цилиндры;
- насадки всяческих форм;
- ударные пластины;
- переходники.
В профессиональном кузовном ремонте используются реечные платформенные стапели, специальные стенды. На спецоборудовании при восстановлении геометрии кузовного элемента достигается воздействие на поврежденные участки с большим усилием и точностью, металл выправляется быстрее и с меньшими трудовыми затратами, рихтовка получается более качественной.
Споттер для рихтовки авто
Кузовной ремонт, в том числе рихтовку, можно производить методом контактной сварки. В качестве инструмента в данном случае используются споттер – на деформированную поверхность привариваются крепежные элементы, с помощью которых вытягивается металл. Если в стандартном методе для выравнивания поверхности необходимо железо выстукивать изнутри, то благодаря контактной сварке и специальному приспособлению выравнивание поверхности металла производится снаружи.
Использование споттера дает определенные преимущества:
- пользоваться контактной сваркой безопаснее, чем обычным сварочным аппаратом, от него практически не летят искры;
- на месте сварки не образуется окалин и шлака, сварочным аппаратом не прожигается даже тонкий металл;
- приваривать крепеж можно несколько раз, так крепежные шайбы от сварки не плавятся;
- использование споттера повышает производительность работ – процесс рихтовки занимает меньше времени.
Аппараты точечной сварки выпускаются различными производителями – оборудование может быть разным по цене, стоимость зависит от нескольких факторов:
- мощности аппарата;
- страны-производителя;
- бренда;
- степени оснащенности (комплектации).
Наиболее известными фирмами, выпускающими оборудование, являются:
- WiederKraft;
- Nordberg;
- DECA;
- Gysliner;
- Solary.
Использовать споттер особенно выгодно в условиях крупного автосервиса, специализирующегося на кузовном ремонте. Принцип работы оборудования следующий:
- участок кузовной поверхности, который необходимо выровнять, тщательно зачищается от лакокрасочного покрытия;
- также зачищается участок кузовной детали, где будет крепиться массовый провод сварочного аппарата;
- после обработки металл очищается с помощью сжатого воздуха, устанавливается масса – контакт должен быть надежным;
- затем к кузовной поверхности на поврежденном участке привариваются крепежные элементы (шайбы);
- на обратный молоток устанавливается крючок для шайб;
- металл на поврежденном участке выправляется следующим образом – крючок зацепляется за шайбу, а обратным молотком железо вытягивается наружу;
- затем шайбы удаляются, поверхность защищается и выравнивается.
Для глубоких и больших вмятин применяется система вытяжки, в этом случае:
- на ремонтируемую поверхность привариваются специальные шайбы с удлинителем;
- в отверстия шайб вставляется пруток;
- на кузове закрепляется система вытяжки, соединяется с прутком;
- зачем посредством рычагов металл на деформируемом участке вытягивается.
Также вмятины можно выправить с использованием:
- иглы для точечной сварки и обратного молотка;
- приваривания к поврежденному участку звездочек;
- приваривания волновой проволоки (для длинных и узких участков повреждений).
Контактный сварочный аппарат также можно использовать для осадки металла. В условиях автомастерской цена рихтовки с помощью споттера снижается – работа занимает меньше времени, рихтовка становится не такой трудоемкой.
Гидравлический кузовной ремонт
В рихтовочных работах часто используется гидравлика – гидравлические растяжки и домкраты, гидроцилиндры, насосы. Гидравлический инструмент идет в комплекте, растяжка позволяет создавать усилие до 5 тонн. С помощью гидравлики рихтуются багажники и капоты автомобилей, выравнивается пороги, исправляются перекосы дверных проемов.
Вакуумная вытяжка вмятин
Если на кузове (двери, крыле, крыше) образовалась вмятина, но лакокрасочное покрытие не пострадало, можно исправить дефект с помощью вакуумной рихтовки. Для выправления вмятин используется пневматический или вакуумный инструмент (присоски), данный метод применяется для выправления так называемых «хлопунов» размерами более 15-20 см в диаметре.
Преимущество этого способа заключается в том, что после исправления дефекта покраска не требуется – лакокрасочное покрытие не повреждается, работа выполняется гораздо быстрее, чем при обычной рихтовке. Но вакуумная вытяжка вмятин требуется определенного мастерства, и выправить удается далеко не каждую вмятину.
Рихтовка авто своими руками
Рихтовку кузовных деталей при большом желании можно произвести самостоятельно, но необходимо рассчитывать свои силы. Если нет соответствующего опыта, внешний вид своего автомобиля хозяин может испортить, и в дальнейшем мастерам автовладелец только усложнит работу.
Как правило, в домашних условиях водитель не имеет специального оборудования, поэтому для рихтовки в основном используется домкрат и резиновый молоток. Проще всего будет самостоятельно рихтовать небольшие вмятины, и если кузовной элемент съемный (переднее крыло, дверь, капот), его все же лучше снять.
Переднее крыло отрихтовать самостоятельно проще всего, чтобы выровнять деформируемую поверхность, деталь сначала необходимо снять с автомобиля. После демонтажа крыло следует положить на ровную плоскость, укрытую плотной тканью (войлоком) – мягкая основа здесь необходима для смягчения ударов. Нанося удары, следует регулярно осматривать крыло, проверять, насколько удается выровнять металл. Если в результате рихтовки краска облетает, нужно этот участок подготовить к покраске – зашпатлевать, зашкурить, обезжирить и затем загрунтовать.
Чтобы отрихтовать вмятины на двери, кузовной элемент также следует демонтировать. После демонтажа дверь разбирается, с нее снимается дверная обшивка. Если вмятина находится приблизительно посередине дверной накладки, дефект устранить нетрудно – изнутри железо можно выстучать. «Гаражные болезни» вылечить сложнее, и рихтовку здесь все же следует доверить профессионалам – качественно самостоятельно выполнить работу вряд ли получится, а толстый слой шпатлевки – это не выход из положения, шпатлевка может и отвалиться.
Нюансы рихтовочных работ
- Если вмятина образуется на части кузова с двойным металлом, молотком выровнять поверхность не получится – изнутри до внешнего железа будет не добраться. В таком случае качественно отрихтовать элемент можно с помощью споттера.
- Если по центру заднего/ переднего крыла или двери образовался «хлопун», его можно попробовать выправить без использования каких-либо инструментов – необходимо по железу изнутри резко ударить рукой. Безусловно, можно воспользоваться и вакуумной присоской с обратным молотком, но не у всех этот инструмент имеется.
- Бывает и так – повреждается кузовная деталь (крыло, дверь, капот, крышка багажника), уже имеющая следы коррозии. Рихтовать такой элемент не имеет смысла даже по бедности. Лучше пока ездить с этим дефектом и копить деньги на ремонт и новую деталь. Конечно, в данном случае речь не идет о серьезной аварии.
- При выравнивании поверхности одиночные резкие удары лучше не наносить, ударять следует легко и часто.
- Есть кузовные детали, которые стоят недорого, поэтому рихтовка старого капота или переднего крыла не всегда оправдана. Но здесь есть один нюанс – на многие иномарки продаются неоригинальные китайские запчасти. Если на машине установлен оригинальный капот, и его можно отрихтовать, то лучше восстановить его, чем покупать дешевый «неоригинал», с которыми могут возникнуть проблемы: железо начнет быстро ржаветь, деталь будет трудно подогнать по своему месту.
Рихтовка
Пожалуй каждый автомобилист хотя бы раз в своей жизни слышал слово рихтовка. Вот к примеру я, я знал это слово на протяжении нескольких лет, но так до конца и не понимал, что подразумевает выражение отрихтовать кузов . Ежу ясно, что что-то делают с кузовом, но что именно .
Рихтовка или как еще говорят рихтование — это производное от немецкого слова richten: — направлять, выравнивать.
Под словом рихтовать автомобилисты понимают создание гладкой поверхности на металле быстродействующей последовательностью ударов, отполированными до зеркального блеска штампами или специальными молотками или прокаткой на рихтовочном стане.
Рихтовка является одной из последних операций по восстановлению деформированных кузовных деталей. Исходя из того, что эта операция, по сути, является отделкой, ее следует выполнять очень тщательно, и соответственно тратится гораздо больше времени для придания идеального вида детали.
Во многом, благодаря такой операции, как рихтовка, деформированные поверхности кузова приобретают свою первоначальную форму. Задача рихтовки – снятие внутреннего напряжения металла кузовного элемента, появившегося в результате деформации. Более того, в процессе работы не должны появляться новые зоны сжатия и растяжения, а каждый удар молотком создает именно такие зоны.
В целом же, рихтовка — это процесс устранения неровностей деформированной детали до такой степени, при которой ее состояние становится практически таким же, как после заводского штамповочного конвейера. Конечно же металл становиться более эластичным, из-за того, что он был деформирован, но зачастую это самый оптимальный вариант, чем сломя голову бегать по магазинам/автомобильным разборам в поисках детали.
В соответствии с этими требованиями, технику рихтовки мастер выбирает исходя из характера деформации детали кузова, соблюдая правило – разрушить имеющиеся участки растяжения/сжатия и не создать новых.
Для начала я думаю хватит. Если надо будет рассказать более подробно — напишите в комментариях.
Рихтовка и инструменты для рихтования
Рихтование – это процесс восстановления первоначальной формы повреждённой панели кузова. Правильнее будет отделить процесс выколотки и процесс рихтовки. Выколотка – это процесс придания грубой формы деформированного металла автомобиля. Рихтование же – это завершающая операция доведения грубой правки до состояния отштампованной детали, или, по крайней мере, близкого к этому.
При выколотке нужно использовать такие приёмы как выдавливание, вытяжка, а также при необходимости нанесением ударов.
При рихтовке мастер использует различные инструменты и приспособления. Итак, для начала рассмотрим разновидности инструментов, которые помогают рихтовщику.
Молотки
Отличие рихтовочных молотков заключается в разнице форм их рабочей части, массе и материале, из которых они изготовлены. Бойки молотков могут иметь плоскую, выпуклую, заострённую форму, а также поверхность с насечками. Обычно с одной стороны рабочей части молотка одна форма, с другой другая. Разная форма бойков обусловлена предназначением молотка, какую форму профиля панели кузова ему предстоит рихтовать, а также какой тип повреждения.
По типу материала молотки бывают стальные, медные, алюминиевые, из прочного пластика, резиновые. Использование в производстве более мягких материалов и сплавов, чем сталь обусловлено более мягким воздействием. Такие молотки хороши при выколотке, придании грубой формы и при этом дополнительно не растягивают металл.
Поддержки (контропоры)
Поддержка – это дополнение к рихтовочному молотку. Молотком мастер рихтует с одной стороны, а с другой использует поддержку. Поддержки бывают разных форм и сделаны из разных материалов. Желательно, чтобы поддержка повторяла форму профиля рихтуемой детали. Обычно контропора сделана так, что разные её стороны имеют разную поверхность, подходящую под разный профиль детали. Поддержки может быть стальными, а могут быть сделаны из более мягкого металла, таких как медь, алюминий, свинец. Таким образом, используя молоток и контропору из мягкого металла, при рихтовке, не происходит дополнительного растяжения листового металла. Ещё можно отметить, что поддержка должна иметь большую массу, чтобы поглощать энергию удара. То есть чем большую массу имеет поддержка (до разумных пределов), тем меньше след от удара молотком.
Кузовные ложки (лопатки)
Применяются для выгибания и вытягивания смещённых поверхностей. Ложки для кузовного ремонта бывают разных размеров и форм. Некоторые напоминают рычаги, просто отличаются наличием плоского края. Имея вытянутую и выгнутую основу, некоторые ложки удобно использовать как поддержку при рихтовке.
Рычаги и крюки
Рычаги имеют различный изгиб и размер. Рычажный инструмент применяется с обратной стороны повреждённой панели для выдавливания вмятин. Так как площадь места приложения усилия невелика, а усилие рычага значительное, мастера обычно используют подкладки нужной формы в место приложения усилия. Это предотвращает растягивание металла. В некоторых случаях можно давить рычагом напрямую, но нужно очень аккуратно дозировать усилие. Упор рычажного инструмента происходит на прилегающие жёсткие элементы.
Гладилки
Это рихтовочный инструмент, имеющий плоскую рабочую поверхность. Молоток-гладилка позволяет распределить силу удара не в одну точку, а по обширной поверхности, тем самым не растягивает металл. Можете прочитать статью об изготовлении кузовной гладилки своими руками.
Споттер
Говоря о рихтовке нельзя не упомянуть о споттере. Вообще споттер стоит особняком от всех рихтовочных инструментов. Этот прибор может заменить многие из вышеупомянутых инструментов. Но будет разумнее совмещать инструменты в процессе рихтовки. Споттер – это по сути аппарат контактной сварки. В минимальной комплектации споттер даёт нам возможность удобного использования молотка обратного действия без сильного нагрева металла и, соответственно, без значительного ухудшения свойств листового металла.
Процесс рихтовки
У каждого мастера существуют свои убеждения по поводу процесса рихтовки, свои наработки и приёмы. Есть кузовщики, которые по-прежнему не используют споттер. Есть и такие, которые наоборот всегда применяют споттер и не имеют навыков владения другими инструментами для рихтовки. Разумнее будет ознакомиться с методами и приёмами рихтовки и применять то, что Вам удобно в конкретной случае.
Итак, как было упомянуто в начале статьи, рихтовка начинается с придания грубой формы повреждённой панели, постановка основной плоскости и рёбер жёсткости на место. Желательно это делать выдавливанием, если есть доступ к обратной стороне. Для этого используются рычажные инструменты. Также можно использовать и другие инструменты при первоначальной правки, в том числе и ударные, но главная задача дополнительно не растянуть металл.
Перед рихтованием лакокрасочное покрытие можно оставить на поверхности, если, конечно, Вы не хотите сразу использовать споттер. Глянец ЛКП информирует о состоянии поверхности. Сразу видно где ямка, а где бугор.
При выправлении вмятин удар должен наноситься не сильный, лучше достичь желаемого результата серией лёгких ударов, чем одним сильным. При рихтовке нужно быть аккуратным и чувствовать металл. Важно, как говорится, не навредить.
Обширную по площади вмятину выдавливают или выбивают, двигаясь от ее краев к центру повреждения. Глубокие вмятины нужно выправлять в несколько заходов, постепенно поднимая углубление.
Для рихтования нужно выработать навык позиционировать поддержку с обратной стороны панели в то же место, где находится ударный инструмент.
Многие опытные мастера предпочитают чаще использовать молоток-гладилку с насечками на рабочей поверхности. Этот инструмент, изготовленный самостоятельно ещё называют рихтовочным напильником. Его можно изготовить из напильника с крупной насечкой, загнув его под форму мастерка, либо обрезать нужный размер рабочей поверхности и приварить ручку под удобным для работы углом. Молоток-гладилку применяют совместно с поддержкой из мягкого металла. Этой парой инструментов можно как опускать бугры, так и поднимать ямки. Чтобы поднять ямку нужно надавливать на неё поддержкой с обратной стороны, а гладилкой с насечками ударять с лицевой части в место ямки. Таким образом, ямку поднимает поддержка, а гладилка фиксирует за счёт своей поверхности с насечками, как бы зацепляя металл. При выравнивании бугра поддержку нужно держать, не надавливая, а слегка касаясь или же немного навесу. Для более точного выправления конкретного небольшого повреждения нужно ударять кончиком рабочей поверхности рихтовочного напильника.
Рихтовочные молотки нужно использовать на более сложных формах деталей, там, где молоток-гладилка неудобна.
Если панель кузова сжало при повреждении, то местами металл имеет вид «гармошки», то нужно сначала растянуть панель, убрав жимки, а потом рихтовать.
При чистовой рихтовки, «проявить» оставшиеся ямки можно прошлифовав поверхность грубой шлифовальной бумагой p80. Это будет действенно, если краска не счищалась. Если же поверхность зачищена до металла, то можно использовать специальную проявку с баллончика. Краска или проявка отшлифуются, там, где идёт одна плоскость, а там где ямки останется краска или проявка.
В случае с рихтовкой без споттера поднимаем ямки рихтовочным инструментом. Если же используете споттер, то мелкие ямки можно выдёргивать обратным молотком, либо можно подтягивать немного этим же молотком, но не используя груз для выдёргивания. Так не будет оставаться шишек.
Осаживать растянутый металл можно с помощью точечного нагрева и лёгкого простукивания. Для этого можно использовать полуавтомат, нагревая точками. Если есть в наличии споттер, то там есть специальные режимы и электроды для осаживания.
Таким образом, можно отрихтовать панели кузова, получившие достаточно сложные повреждения.