Рулевая колонка велосипеда Активный отдых

Рулевая колонка велосипеда схема, устройство, как собрать, ремонт

Чтобы понять устройство рулевой велосипедной колонки, начать нужно с понимания рулевого механизма велосипеда, в принципе. А рулевой механизм — это целый комплекс деталей, который позволяет направлять движение транспортного средства в нужную велосипедисту сторону.

В него входят:

  • руль (перекладина или же какая-то более сложная конструкция) с точками хвата и закрепленными аксессуарами, грипсами;
  • вынос (труба) с креплениями для руля и рулевой трубы;
  • рулевая труба, соединяющая вынос или руль с короной вилки и заходящая в стакан и рулевую колонку;
  • рулевая колонка, состоящая из двух чашек, подшипников (верхнего и нижнего), колец (опционно) и позволяющая трубе свободно поворачиваться в стакане;
  • рулевой стакан или часть рамы с нарезанными по определенному стандарту фасками внутри, куда вставляются подшипники колонки и ее чашки.

Рулевые колонки

Эти части рулевого механизма велосипеда могут быть нескольких типов:

  1. Резьбовые. Это «классика» рулевого велосипедного жанра, которую сегодня можно встретить разве что на бюджетных моделях байков. Легкие, неприхотливые и недорогие колонки, давно используемые и неплохо себя зарекомендовавшие. Минусами их считаются сложность в настройке и претензии пользователей к надежности. В верхней чашке такой колонки нанесена резьба. А рулевая труба крепится в ней контргайкой.
  2. Безрезьбовые. Это колонки современного стандарта, которые еще называют Aheadset — по имени компании-производителя, впервые представившей их веломиру. Такая конструкция не имеет резьбы и не принимает на себя фиксирующую нагрузку вилки. Любая безрезьбовая колонка состоит из чашек (верхней и нижней), запрессованных в рулевой стакан. В каждой чашке установлен подшипник, закрытый кольцом качения. В этих колонках сначала ставятся простановочные кольца и вынос, и только потом фиксируется рулевая труба. Такие конструкции в стандартной комплектации традиционно называют «неинтегрированными».
  3. Полуинтегрированные. Любая рулевая колонка этого типа включает подшипники (обычно оба промышленные, но возможны и вариации в данном вопросе), а также чашки, полностью находящиеся внутри стакана. Снаружи видны остаются лишь пыльники. Такие устройства достаточно сложны конструкционно и дороги, но именно эта колоночная конструкция считается одной из лучших, поскольку не выходит за стаканные пределы и позволяет выставить ту высоту руля, которая необходима конкретному велосипедисту.
  4. Интегрированные. Это целый модельный ряд безрезьбовых колонок, и от любых других такие колонки отличает абсолютное отсутствие чашек в конструкции. У них подшипники запрессовываются в раму напрямую. Нет также канавок качения, поэтому для производства подобных рулевых колонок используются исключительно промышленные подшипники.

Интегрированные модели сложны в ремонте (если браться самому, а не обращаться в мастерскую), хотя отличаются легкостью и простотой настройки. Кроме того, доставляет неудобство пользователям большой разброс в их размерах.

Стандарты производителей

Если говорить о каких-то существующих стандартах рулевых колонок, то практически у каждого авторитетного велопроизводителя они свои. Это связано и с попытками защитить модели собственного производства от копирования, и с желанием зафиксировать за брендом какие-то новаторские разработки, и с многими другими вещами. Однако чаще всего на велосипеды массового производства ставятся классические варианты колонок. А вот интегрированные конструкции компании-производители ставят очень редко.

Так, например, используют для установки следующие варианты:

  1. Campagnolo — стандарт полуинтегрированный с подшипником и чашкой конической формы. Эта колонка потребует специальной обработки рамы.
  2. Perdido — этот полуинтегрированный набор на целых 4 мм отличается от полуинтегрированного же ZeroStack, считающегося стандартом.
  3. Columbus — классика от Aheadset, «заточенная» под собственный уникальный диаметр.
  4. Onepointfive Standard, предназначенный для экстремальных велодисциплин — неинтегрированный стандарт от группы производителей, созданный под широкую трубку руля.

Стаканы

Все вышеперечисленные колонки требуют под себя конкретной модели стакана рамы. Взаимозаменяемости нет ни для одного из указанных типов. Только свои параметры.

Существуют следующие виды стаканов:

  1. Интегрированные. Их характерные черты — вогнутая внутрь поверхность + усеченные фаски. Такие детали можно встретить 4-х размеров:
    • 1 дюйм (это 26.35 мм);
    • 1 и 1/8 дюйма (41.1 мм);
    • 1 и 1/8 Italian (41.95 мм);
    • 1 и 1.8 FSA Standard (41.6 мм).
  2. Полуинтегрированные. Это прямые трубы без всяких выпуклостей/вогнутостей. У таких прямая фаска под прямым углом глубиной 15 мм, не менее. Здесь тоже свои размеры, и разброс их чуть меньше, к тому же нет путаницы производителей в связи с долями дюйма:
    • 1 дюйм (это 41.35 мм);
    • 1 и 1/8 (43.95 мм);
    • 1.5 дюйма (55.9 мм).
  3. Стандартные. Они аналогичны по форме и размерам полуинтегрированным, но очевидно уже и меньше в большинстве случаев. Стандарты все те же, а размеры другие:
    • 1 дюйм (это 30.05 мм);
    • 1 и 1/8 (33.9 мм);
    • 1.5 дюйма (49.57 мм).
Читайте также:  Штраф ГИБДД с камеры через сколько приходит, как оспорить и где обжаловать

По указанным выше размерам возможны допуски — 0,5-1 мм. Однако следует таких допусков избегать, чтобы не допустить образования люфта вилки. В противном случае это непременно скажется на качестве езды в сторону его (качества) ухудшения.

Сборка и ремонт

Конструкционно любой рулевой веломеханизм (ну, или почти любой) достаточно прост. Плюс общая нагрузка на него не слишком велика. Благодаря этому не часто требуется ремонт и не нужно какое-то особенное для него обслуживание. Но кое-что велосипедист все-таки должен делать своими руками в этой области:

  1. Регулярно (хотя бы раз за сезон, не реже) разбирать рулевой блок, чтобы проверить состояние подшипников. И если появился абразив (это станет заметно при разборе), убрать его из канавок качения. Может потребоваться смазка. А изношенным деталям — замена.
  2. Изменение высоты. На безрезьбовых колонках это можно сделать с помощью проставочных колец, а на резьбовых конструкциях может потребоваться удлинитель руля.

Самостоятельная работа с рулевой колонкой — это несложно. Главное соблюдать последовательность сборки — в строго обратной последовательности разбору. И не допускать в процессе запрессовки перекосов. И лучше использовать при этом специальный инструмент (хоть его и редко получается купить), а не молотки и киянки, удары которых трудно сбалансировать и в результате можно повредить подшипник или чашку, а то и вовсе расколоть раму.

Совет: После ремонтных или профилактических работ с рулевым механизмом, надо обязательно проверять целостность всех деталей велосипеда, а также возможные люфты в колесе, которые, правда, легко исправить.

Рулевая колонка горного велосипеда

В рулевом механизме горных байков рулевая колонка — это самый сложный элемент. Однако и ее можно ремонтировать своими руками, если есть определенные знания или желание во всем разобраться самому.

То же самое можно сказать и о регулярном (ежесезонном) обслуживании горных велосипедов. Однако, когда речь идет о начинающих любителях экстремальной велосипедной езды или каких-то, по-настоящему серьезных поломках, лучше своевременно — ради собственной же безопасности — обратиться за помощью к квалифицированным специалистам в области велоремонта.

Руль для велосипеда

Руль для велосипеда является одной из основных деталей, при помощи которой велосипедист может направлять транспорт в нужную сторону и осуществлять равновесие во время движения.

  • Содержание статьи:
  • Регулировка велосипедного руля
  • Рулевая колонка
  • Регулировка рулевой колонки
  • Дополнительные аксессуары на руль
  • Видео. Настройка рулевой колонки велосипеда

Чтобы правильно подобрать велосипедный руль, нужно обращать внимание на следующие факторы:

  1. Количество вариантов расположения рук на руле во время движения. Если руки велосипедиста находятся в одном и том же состоянии в течение длительного времени, существует вероятность перенапряжения и появления боли в руках. Также во время поездки по разнообразным участкам маршрута для более лёгкого преодоления дороги велосипедисту нужно менять позы при движении, которые достигаются сменой положения рук, а впоследствии и всего корпуса.
  2. Удобная совместимость рычагов торможения и переключателей передач скорости. Подбор и установка вышеперечисленных элементов возможна исключительно по категориям велосипеда.
  3. Ширина руля велосипеда — важнейшая деталь при выборе велосипеда. Для качественного управления велосипедом в условиях трюков или поездок в стиле кросс-каунтри ширина руля должна быть равна ширине плеч велосипедиста. Для агрессивного катания, при котором требуется повышенная маневренность, лучше подбирать более широкие модели рулей (от 620 миллиметров). В шоссейных моделях велосипеда используются более узкие рули с изогнутыми ручками. Данная конструкция обеспечивает лучшие аэродинамические условия для преодоления сопротивления воздуху.
  4. Диаметр руля является величиной стандартной и подбирается в зависимости от специфики велосипеда. Подбор диаметра подходит по двум параметрам:
    • диаметр внутренней части, под которую необходимо подогнать вынос руля, исполняется в трёх вариантах: 25,4 миллиметра используется для гибридных велосипедов, диаметр в 26 миллиметров применяется для велосипедов шоссейного образца и 31,8 миллиметра используется для добавления дополнительной жесткости и прочность на руле велосипеда (ВМХ и другие трюковые велосипеды).
    • диаметр краёв руля; именно, исходя из этой величины, идёт подбор переключателей и тормозных рычагов. Для горных велосипедов стандартом станет руль велосипеда с диаметром в 22,2 миллиметра, тогда как для шоссейных моделей велосипедов подойдёт велоруль с диаметром в 23,8 миллиметра.
  5. Материал руля. На современных моделях велосипедов применяют рули из трёх основных материалов: стали, алюминия и карбона. Стальные рули имеют более существенный вес при меньшей стоимости, при этом у них практически нет свойств гасить микроколебания от дороги, что приводит к более сильной усталости рук на протяжённых маршрутах. Велосипедные рули из алюминиевых сплавов имеют отличные характеристики, они достаточно легки, прочны и умело погашают микроудары от дорожного покрытия, при этом стоимость данных рулей находится в адекватных пределах — от 12 до 35 долларов США, в зависимости от модели и производителя. Самыми лёгкими являются карбоновые велосипедные рули, их вес не превышает 300 граммов, а цена начинается от 40 долларов США. Данные рули лучше всех моделей погашают колебания от дороги, но не рекомендуются для установки на велосипеды типа ВМХ.
Читайте также:  Устройство ходовой части автомобиля

  • Чтобы частично погасить колебания при езде от руля велосипеда можно использовать велоперчатки в сочетании с обмоткой руля.
  • Кроме того помочь разобраться в различных посадках велосипедиста вам поможет статья //velosipedinfo.ru/pravilnaya-posadka-na-velosipede

Регулировка велосипедного руля

Проставочные кольца под вынос руля (слейсеры)

  • для городских маршрутов высота руля будет выше, чем высота седла велосипеда, что обеспечивает комфортную езду на ровных участках дороги, но усложняет движение при подъёме и спуске;
  • для горных и гибридных велосипедов высота руля находится в одном положении вместе с седлом велосипеда. Данная концепция обеспечивает повышенную маневренность, на разных участках дороги велосипед уверенно выполняет все команды велосипедиста, при этом обеспечивая комфортные скоростные показатели на дороге с разным видом покрытия;
  • для поддержания более скоростных режимов руль располагается ниже уровня седла велосипеда, такая конструкция используется у шоссейных моделях велобайков, когда необходимо на протяжённых участках дороги обеспечить стабильно высокую скорость движения.

Рулевая колонка

Цель рулевой колонки — гарантировать высокую надёжность крепления и свободное вращение штока и вилки в рулевой части рамы велосипеда. Именно сегодня рынок может предложить многообразие решений для данного узла велосипеда. Рассмотрим некоторые основные виды рулевых колонок:

Резьбовая рулевая колонка велосипеда

Безрезьбовая велосипедная рулевая колонка

Полуинтегрированная рулевая колонка велосипеда

Интегрированная рулевая колонка

Регулировка рулевой колонки

Устранение люфта. Регулировка руля велосипеда

Для устранения люфта в рулевой колонке нужно следовать следующим пунктам:

  1. При помощи специального инструмента отпускаем болты выноса, которые фиксируются на коротком штоке рулевой вилки.
  2. Осуществляем подтяжку болта, располагающегося на крышке, данным действием мы устраняем все зазоры в узле вынос — вилка руля.
  3. Заново затягиваем болты на выносе руля.
  4. Вновь осуществляем проверку на наличие люфта по вышеописанному методу.
  5. При правильной регулировке руль должен иметь возможность свободного вращения без применения дополнительных усилий велосипедистом, это возможно проверить, вначале приподняв, а позже наклонив переднею часть велосипеда в одну из сторон, если руль самостоятельно повернется в сторону наклона, значит, регулировка выполнена верно.

Дополнительные аксессуары

Сегодня для современных велосипедов производители дополнительного оборудования разработали целый ряд велоаксессуаров, которые закрепляются на руле, среди них:

  • велодержатели для крепления мобильных телефонов и коммуникаторов на руль велосипеда ;
  • велодержатели для навигаторов, фотокамер и видеорегистраторов;
  • крепления на руль для дополнительного осветительного велофонаря;
  • велосипедные зеркала заднего вида;
  • спидометры и счетчики затрачиваемых велосипедистом калорий во время езды;
  • передние корзины для малогабаритных грузов и многое другое.

Настройка рулевой колонки велосипеда

Характеристики рулевой колонки велосипеда, советы по выбору и монтажу

Одним из самых главных функциональных элементов байка считается рулевой узел. На рынке представлено множество технических решений этого элемента, различающихся по весу, размеру, стоимости. Управление транспортным средством напрямую зависит от того, какая именно рулевая колонка велосипеда используется. При выборе стоит изучить особенности механизма, ознакомиться с нюансами монтажа.

  1. Особенности рулевого механизма
  2. Разновидности
  3. Стандартные параметры
  4. Нюансы выбора и монтажа
  5. Видео

Особенности рулевого механизма

Под рулевой колонкой велосипеда подразумевается функциональный узел. При его отсутствии байк не сможет поворачивать в сторону, будет ехать исключительно по прямой. Конструкция создана таким образом, что здесь содержатся все необходимые для полноценной работы руля элементы. Устройство состоит из следующих деталей:

  1. Рулевой трубы. За нее человек держится во время передвижения. Здесь располагают гаджеты, всевозможные аксессуары.
  2. Выноса руля. Представляет собой укороченную трубу. К ней фиксатором или болтовым кронштейном прикрепляют рулевую «палку».
  3. Несущей трубы. Конструктивный элемент, оснащенный внутренними фиксаторами. Он жестко закрепляется с вилкой и основным его функциональным предназначением считается удерживание переднего колеса. Повороты руля точно совпадают с маневрами колеса и вилки.
  4. Рулевого стакана. Представляет собой широкую трубу, выступающую частью рамы. Для обеспечения максимально плавной, надежной работы рулевой стакан фиксируют на чашки с шарикоподшипниками.
  5. Подшипников. Предотвращают болтание руля. Подшипники расположены в нижней и верхней части, с нижним комплектом соприкасается коническая опора.

Существуют определенные стандарты рулевых колонок, правда, диаметр их может отличаться у разных моделей байков.

Разновидности

Выделяют следующие виды рулевых колонок на велосипед:

  • резьбовая;
  • безрезьбовая (неинтегрированная);
  • интегрированная;
  • полуинтегрированная рулевая колонка.
Читайте также:  Замена рулевой рейки на Приоре; «»

Резьбовая колонка отличается тем, что сборка осуществляется путем фиксации рулевой трубы контролирующей гайкой. На верхней чашке есть резьба. Преимуществом данного типа считается дешевизна и незначительный вес. Такие варианты широко использовались тогда, когда еще не существовало многоскоростных байков. Правда, резьбовой вид сложен в настройке, не характеризуется высокой надежностью.

Конструкция схожа с колесной или педальной втулкой. С течением времени резьбовая колонка может самопроизвольно раскручиваться, поэтому нужно постоянно проверять степень затяжки.

Совершенно другой вариант фиксации у безрезьбовой рулевой колонки. Чашки в данном случае зажаты непосредственно в рулевом стакане. В каждой из них есть шарикоподшипник. Сборка механизма производится поэтапно:

  1. Вставляются выносная труба и кольца.
  2. Фиксируется рулевая труба.

Подшипники в данном случае находятся за пределами рулевой трубы. Безрезьбовые конструкции относят к неинтегрированной разновидности.

Отличием полуинтегрированных рулевых колонок для велосипеда считается то, что чашки с подшипниковыми коронками полностью помещаются в рулевой стакан. С наружной стороны остаются только пыльники. В конструкцию входит целый набор элементов, дающих возможность с легкостью подобрать необходимую велосипедисту высоту руля. Его расположение в итоге позволяет в полной мере использовать геометрию транспортного средства, снижать парусность при движении в гору, против ветра.

Интегрированные колонки обладают особой конструкцией. В механизме отсутствуют чашки как таковые. Шарики с сепаратором устанавливаются непосредственно в рулевой стакан. Здесь нет борозд. Насыпные подшипники могут быстро сточиться, начнут проскальзывать. Починить при этом руль вне мастерской окажется весьма проблематично.

Для колонки интегрированного типа необходима рама, приспособленная под данный механизм.

Стандартные параметры

Ведущими производителями были введены определенные стандарты рулевых колонок велосипеда:

  1. Campagnolo. Представляет собой полуинтегрированную колонку, в конструкцию которой входят шарикоподшипники с чашкой. Велосипедная рама в данном случае затачивается по особому принципу.
  2. Perdido. Также относится к полуинтегрированной разновидности, но на 4 мм отличается диаметром от предыдущего вида.
  3. Columbus. Считается классикой, которую производят под брендом Aheadset. Размеры трубы отличаются от всех других моделей.
  4. Onepointfive Standard. Неинтегрированная разновидность с трубкой широкого диаметра. Предназначена для экстремальных велосипедов.
  5. Складная. Предназначена для байков-трансформеров, которые удобны в транспортировке и хранении на небольшой территории. Угол наклона составляет не менее 25 градусов.

Размеры резьбовых моделей представлены ниже.

Дюймы Внешний диаметр (мм) Внутренний
1 30–30,8 26,4–27
1,225 34 30
1,25 37 34

Для безрезьбовых моделей характерны стандарты, приведенные ниже.

Дюймы Маркер Внешний диаметр (мм) Внутренний
0,833 EC-32 32,7 26,4
1 EC-30 30,2 30
1,125 EC-34 34 30
1,25 EC-37 37 33
1,5 EC-49 49,7 39,8
2,21 EC-56 56 Не регламентирован

Стандарты, характерные для полуинтегрированных моделей, представлены в таблице.

Дюймы Маркер Внешний диаметр (мм) Внутренний
1,125 ZC-41 44 41,3
1,5 ZC-49 49,7 39,8
2,21 ZC-56 56 Не регламентирован

В следующей таблице приведены размеры интегрированных вариантов механизмов.

Дюймы Маркер Внешний диаметр (мм) Внутренний
1 IS-38 38 26
1,125 IS-41/42/47 41,3, 41,8, 47 30
2,05 IS-52 52 Не регламентирован

Складная Campagnolo Onepointfive Standard Perdido Columbus

Нюансы выбора и монтажа

Ставить на велосипед рекомендуется стальные подшипники и чашки. Пластик, композитные материалы и сплав алюминия считаются не лучшим вариантом. Они не обладают такими немаловажными характеристиками, как износостойкость и прочность. Алюминиевые детали могут быстро лопнуть. Если установлен композитный или пластиковый вариант, он тоже вскоре придет в негодность.

Перед тем как установить рулевую колонку, крайне важно выявить, где именно образовалась проточка. Если при этом окажется, что проблема не в сепараторе, кольцах, шариках или чашках, в станке, то заменять нужно не рулевой механизм, а саму раму. Колонка после установки продолжит болтаться, а после непродолжительной езды новые подшипники разобьются. Как только сборка была завершена, сразу же производится регулировка конструкции. В этом поможет схема. Если конструкция будет основательно затянута, а вынос окажется отрегулирован неверно, комфортной езды добиться не удастся.

Рулевой механизм считается одним из самых важных элементов велосипеда. Именно с его помощью транспорт становится маневренным, на нем удается выполнять не только банальные повороты, но и сложные трюки. К выбору такого устройства нужно подходить максимально ответственно. Прежде всего следует определиться с его видом, размерами, материалом изготовления. Когда механизм уже приобретен, остается его только правильно установить. Если навыков выполнения такой работы нет, рекомендуется обратиться за помощью к специалистам.

Видео


Ссылка на основную публикацию
Adblock detector