Самые большие танки в мире тяжёлые и мощные машины времен СССР, современные разработки России и друг

Самые большие танки в мире Хайтек агрегатор


На протяжении многих лет человека преследовал средневековый принцип «Больше — значит сильнее». Как никого другого, это убеждение коснулось разработчиков танков — ими были спроектированы и построены десятки моделей танков-монстров. Сегодня мы расскажем о наиболее интересных экземплярах самых больших танков мира.

Первые танки Первой мировой

С началом Первой мировой войны стала очевидной необходимость создания принципиально новых средств для прорыва вражеских укреплений. Впервые идея создания такого оружия была озвучена в Англии в декабре 1914 года капитаном Морисом Хэнки, а полгода спустя, полковник инженерных войск Эрнест Суитон предложил свою концепцию создания бронированных перевозчиков пулеметов, которая воплотилась в танк Mark I.


Британский Mark I

Mark I выпускался в двух вариантах – «мужском» и «женском». Отличие – в вооружении. «Мужчины» имели на вооружении две пушки калибром 57 мм и 4 пулемета. «Женская» версия была представлена пятью пулеметами – 1 «Гочкинс» и 4 «Викерса». Во всем остальном – никаких различий: вес порядка 30 тонн, размеры 8,05 х 4,26 х 2,24 м, средняя скорость около 6 км/ч при запасе хода не более 20 км, экипаж во главе с офицером – 8 человек.

В ответ немцы создают 30-тонный А7V на базе трактора Holt. Работы по его созданию были поручены группе инженеров, возглавляемых Йозефом Фойлером. Своими размерами танк не многим отличался от Mark I (7350 х 3060 х 3300 мм), но был в 2 раза быстрее и мог проехать на 15 км больше. Впечатляюще выглядел экипаж из 18 человек. А7V был вооружен 57-мм пушкой и пятью пулеметами MG-08.


Немецкий танк A7V с экипажем

От Царь-пушки к Царь-танку

Идея создания российского колесного супертанка принадлежит начальнику опытной лаборатории военного министерства капитану Н. Н. Лебеденко. Его детище впоследствии назвали «царь-танк».


Царь-танк Лебеденко

Он представлял собой колесную боевую машину, напоминающую гигантский орудийный лафет с двумя спицевыми колесами диаметром 9 метров и задним полутораметровым катком, с помощью которого танк управлялся. Вооружение танка состояло из нескольких пулеметов и двух орудий, расположенных в центральной и боковых рубках. Предполагалось, что он будет передвигаться со скоростью 17 км/ч. Его жизнь, однако, закончилась на первом же испытании в 1915 году, когда задний каток безнадежно увяз в грязи. Хоть проект Лебеденко и не продвинулся дальше опытного образца, он вошел в историю военной техники, как самый большой танк в мире. Статья про Царь-танк

Между Первой и Второй

Стало очевидным, что следующая война будет войной моторов. В Европе начался танковый бум. Строились в основном легкие танки. И все же велик был соблазн создать танк-монстр, безраздельно доминирующий на поле боя.

Тяжелый танк FCM F-1 был разработан во Франции накануне Второй мировой войны. Этот гигант весом около 145 тонн был вооружен двумя пушками 90 и 47 мм и шестью пулеметами. Экипаж танка – 8 человек. Но повоевать ему так и не пришлось. В мае 1940 года Франция капитулировала.

Семейство «Тигров»

К началу Второй мировой войны у Германии не было тяжелых танков. «Тигры» — это ее ответ легендарному Т-34, который на тот момент был вне конкуренции. Разработку тяжелого танка на конкурсной основе Гитлер поручил фирме «Хеншель» и известному инженеру-автомобилестроителю Фердинанду Порше. В результате победила фирма «Хеншель» ввиду более надежной ходовой части, на которую позже установили башню танка Ф. Порше с мощной 88 мм пушкой.

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Читайте также:  25 лучших семейных 7 местных минивэнов из Японии


Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus

Бронированные монстры страны Советов

В 30-е годы на вооружение Советской Армии был принят 50-тонный тяжелый пятибашенный танк прорыва Т-35. Следующие в этом списке — танки серии КВ. При достаточно скромных для тяжелых танков габаритах они имели мощную броню и вооружение, и в начальный период войны им не было равных. Продолжением стали танки серии «ИС». Так, ИС-2, созданный в 1943 году, поставил жирную точку в соперничестве с «Тиграми». Советский танк при весе всего около 45 тонн, благодаря своей 122-мм пушке, как орех раскалывал броню «Тигра» на расстоянии 1,5 км.


Танк Победы ИС-2

Вскоре после войны тенденция строить большие танки, как и термин «тяжелый танк», ушли в историю. Сегодня это просто танки, оснащенные мощными двигателями, новейшей электроникой, уникальным оружием, средствами динамической защиты и интеллектом.

Топ 10 самых больших танков в мире

Военные ситуации побуждают конструкторов создавать танки, максимально неуязвимые для противника. Логически поразмыслив, они пришли к выводу, что большие параметры позволят бронировать танки на максимальном уровне. В нашем топ 10 самых больших танков в мире собраны те виды танков, которые поражают своими размерами.

10 «Объект 279»

В 1957 г. в СССР был создан танк, разработкой которого занимался Л. С. Троянов. Танк имел оригинальную форму: его корпус напоминал летающую тарелку. Танк, весом в 60 т, имел размеры: длина – 6,8 м, ширина – 3,4 м, высота – 2,5 м. Согласно этому проекту были собраны только прототипы.

9 T28 Turtle

В сентябре 1943 г. США пришли к решению вопроса о создании танка прорыва. За изготовление прототипов взялись в марте 1944 г. Военных проект не совсем удовлетворял, поэтому они внесли изменения относительно лобового бронирования. В итоге, танк стал весить 86 т при размерах: высота – 2,9 м, длина – 7,5 м, ширина – 4,6 м. Заказ поступил только на 3 танка.

8 TOG 2

Созданный в 1940 г. британский танк TOG 1 не соответствовал военным требованиям, так как обладал устаревшим внешним видом и компоновкой. Поэтому было принято решение по созданию усовершенствованной версии – танка TOG 2, который был собран в 1941 г. Благодаря своим параметрам (длина – 10,1 м, ширина – 3,1 м, высота – 3 м, вес – 80 т) TOG 2 мог преодолевать рвы шириной 6,4 м и вертикальные стены высотой 2,1 м.

7 A39 Tortoise

В 1944 г. был разработан проект, в соответствии с которым появились 6 танков «A39 Tortoise». Танк весил 79 т и считался сверхтяжелым штурмовым. «A39 Tortoise» создан для разрушения сильно укрепленных районов. Длина танка чуть больше 10 м, ширина – 3,9 м, высота – 3 м.

6 Panzerkampfwagen 8 «Maus»

«Maus» является танком прорыва с максимальной бронезащитой и боевой массой 188,9 т. Работы по созданию танка начались в конце 1942 г. В декабре 1943 г. первый «Maus» осуществил испытательный пробег, а в 1944 г. уже были собраны 2 танка. Высота танка – 3,66 м, ширина – 3,67 м, длина – 9 м. Дальнейшие работы были приостановлены из-за нехватки производственных мощностей. В апреле 1945 г. оба танка были уничтожены, так как их эвакуация была невозможна.

5 Char 2C

Разработки французского танка Char 2C начались в 1917 г. К 1923 г. было изготовлено 10 единиц. Эти танки стояли на вооружении у французской армии до оккупации Франции в 1940 г. В том же году все Char 2C подорвали, чтобы они не достались врагам. Высота танка была более 4 м, длина – 10,27 м, ширина – 3 м. Весил такой гигант 75 т. Char 2C с легкостью преодолевал 4-хметровый ров и взбирался на вертикальную преграду высотой 1,2 м.

Читайте также:  Тюнинг 2114 - фото тюнинг ВАЗ 2114 своими руками, тюнинг салона, двигателя, внешний тюнинг

4 FCM F1

Консультационный совет по вооружению во главе с генералом Дюфло в феврале 1938 г. объявили конкурс по созданию проекта тяжелого танка прорыва. Было определены основные тактико-технические характеристики, которых должны были придерживаться участники конкурса – крупнейшие французские компании-танкостроители FCM, AMX, ARL. В результате, созданием прототипа занялась компания FCM. Спроектированный танк весом в 145 т имел такие размеры: длина – 10,5 м, ширина – 3,1 м, высота – 4,2 м. Закончить работу над прототипом помешало немецкое наступление во Франции.

3 E-100

Проектирование этого сверхтяжелого танка началось в июле 1943 г. в Фридберге. Разработкой занималась фирма «Adler». В конце 1944 г. Гитлер отдал приказ прекратить работы, но несмотря ни на что на заводе Henschel была начата постройка прототипа. E-100 массой 140 т имел длину 12 м, ширину – 4 м, высоту – 3,2 м. Первый опытный экземпляр танка был захвачен английскими войсками в июне 1945 г. и переправлен в Великобританию для испытаний, после чего разобран на металлолом.

2 K-Wagen

Проект немецкого танка весом 150 т был утвержден в марте 1917 г. Контракт с фирмой «Рибе» предусматривал постройку 5 танков. После поражения Германии и подписания мирного договора готовый первый танк и детали ко второму танку были сданы на металлолом. Длина танка равнялась 12,8 м, ширина – 5,9 м, высота – 3,3 м.

1 Царь-танк Лебеденко

Этот танк представляет из себя колесную боевую машину весом 60 т. Разработка велась в России в 1914 г. Николаем Лебеденко. В 1915 г. Николай II выделил 210000 рублей на постройку опытного варианта. Танк имел два огромных передних колеса спицевого типа диаметром 9 м и одно заднее колесо диаметром 1,5 м. Корпус (длиной 17,8 м, шириной 12 м) был приподнят над землей на 8 м. В сентябре 1915 г. во время испытаний вылезли минусы конструкции: заднее колесо увязло в мягком грунте, танк (особенно, колеса) оказался уязвим во время артиллерийского обстрела. Проект сразу же был закрыт. В 1923 г. танк разобрали на металлолом.

Со времен ПМВ было разработано огромное количество танков, но только единицы были воплощены в жизнь.

Самый большой и бесполезный танк Гитлера

Построить большой и неуязвимый танк до сих пор никому не удавалось, несмотря на многочисленные попытки. Примеры этого — большой и неуклюжий Царь-танк, созданный по прямой протекции Николая II, или французский FCM 1A. Мы расскажем о немецком «Маусе» (он также известен как «мышонок»). Этот танк называют одновременно шедевром кострукторской мысли и дорогой игрушкой, которой не нашлось места на поле боя. Всего было построено два таких сверхтяжелых танка, но до наших дней сохранился только один, собранный из обломков двух подорванных при отступлении немцев машин.

Построить «мамонта»

В конце 1941 года Гитлер на одном из секретных совещаний, собрав своих наиболее доверенных генералов и конструкторов, объявил о необходимости создания сверхтяжелого танка для прорыва эшелонированной обороны противника. Повторно к этой идее Гитлер вернулся восьмого июля 1942 года, тогда он приказал начать работы над танком, неуязвимым к огню артиллерии: броня лба корпуса — не менее 200 мм, борта — 180 мм.

Вооружение предусматривало наличие сразу двух орудий, установленных в башне. Учитывая размеры, танк получил первоначальное название «Мамонт» (Mammut). Присутствовавший на совещании доктор Фердинанд Порше с таким энтузиазмом взялся за дело и даже, когда проект отменили — к концу 1944 года — он в обход организации СС, курировавшей разработку танка, нашел способ установить новый двигатель. Когда эсэсовцы спохватились, выяснилось, что двигатель ценой 125 000 рейхсмарок пропал с завода и уже установлен в боевую машину.

Зачем стальной «мыши» советский герб?

Полноразмерный макет танка был показан Гитлеру 14 мая 1943 года. Огромная боевая машина произвела сильное впечатление на фюрера, и тот распорядился начать подготовку к серийному производству. По мере работы выяснилось, что заложенные проектом 120 тонн массы — это слишком мало. К декабрю 1943 года, когда шасси танка с установленной на нем башней отправилось в свой первый испытательный пробег, расчетный вес машины приближался к отметке в 180 тонн.

Читайте также:  Замена салонного фильтра Субару Форестер Знай и умей

К этому времени танк обзавелся собственным обозначением Typ 205/I или Pz.Kpfw. Maus V1. На тему, почему машина стала называться «мышонок», есть две версии.

Согласно первой один из механиков нарисовал краской на лобовой броне мышку и написал Maus («мышь»). По другой версии безымянный сотрудник завода написал на бортах и кормовом листе слово Mäuschen («мышонок») и нарисовал над ним мышонка.

Во время испытаний было запрещено фотографировать танк, но протокол никто не соблюдал. На сохранившихся снимках можно разглядеть советский герб: серп и молот. Существует версия, что он был нанесен для дезинформации противника — если иностранной разведке и удастся его заснять, то пускай думают, что это очередной трофей с Восточного фронта.

Гудериан против

У огромного «Мауса» было немало противников — боевая машина поглощала большое количество ресурсов, которых у проигрывавшей войну Германии становилось все меньше. Например, электрическая танковая трансмиссия требовала много дефицитной меди, а расход топлива находился на уровне 350 л/10 км. Осмотревший «мышонка» генерал-инспектор бронетанковых войск Гейнц Гудериан подверг танк значительной критике.

Округлая форма лобовой детали башни способствовала рикошету снарядов прямо в моторное отделение, у танка не было пулеметов, необходимых для противодействия пехоты. Также Гудериан раскритиковал планы по установке 20-мм зенитной пушки в башне — учитывая, что ее горизонтальное наведение осуществлялось поворотом башни (весом в 51,5 тонны она вращалась чрезвычайно медленно), попасть по самолету было просто невозможно.

Было еще много других замечаний, которые вынудили Гудериана вступить в жесткий конфликт с Танковой комиссией, еще до завершения испытаний принявшей решение об увеличении серийного производства со 120 до 141 танка.

Гудериан считал, что необходимо выпустить установочную партию из пяти танков и провести фронтовые испытания, а уже потом начинать крупносерийное производство.

Жертва бомбардировщика

Пересмотренные под давлением Гейнца Гудериана планы серийного впуска танка предусматривали производство по пять машин в месяц, но и они не сбылись. К концу июля 1943 года на заводе Krupp были прокатаны плиты для тридцати корпусов, два из которых были практически завершены. Но в этот момент эффектную точку планам производства «мышат» поставили бомбардировщики королевских ВВС, превратившие современный немецкий завод в Эссене в руины.

В цеху завода сгорели документация на башню и вооружение Pzkpfw. VIII, а также ее полноразмерный макет. Сами британцы о столь крупном успехе, как и самом сверхтяжелом танке, узнали значительно позже. Завод в Эссене настолько сильно пострадал за несколько налетов, что о планах производства «мышонка» пришлось забыть.

Задействованные в производстве «мышонка» фирмы Alkett и Siemens также серьезно пострадали от налетов, поэтому отмена крупносерийного производства была лишь формальностью — организовывать его было негде.

Бой, который не состоялся

К концу войны немцам удалось собрать всего два «Мауса», причем вооружен и готов к боевым действиям был только один — «объект 205/II». Танк был включен в состав подразделений, охранявших ставку немецкого Генштаба в районе Цоссена.

Впрочем, повоевать «мышонку» так и не удалось. Хотя он был отлично вооружен: в качестве основной использовалась 128-мм пушка KwK-44 L/55, до конца войны не имевшая аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости. До 1948 года в мире не было танка, способного выдержать попадание ее 28 кг снаряда. Дополнительно в башне было установлено 75-мм орудие KwK-40.

Город был взят советскими войсками в ходе ночной атаки с 21 на 22 апреля 1945 года, но высокопоставленным немецким офицерам удалось эвакуироваться, прямо под носом у боцов 6-го гвардейского танкового корпуса. По воспоминаниям командира 53-й гвардейской танковой бригады Василия Архипова, эсэсовцы расстреляли часть офицеров.

Экипаж же единственного «Мышонка» готовился дать бой, но в ходе выдвижения на позицию у него сломался двигатель. В итоге гигант весом около 188 тонн застыл на перекрестке Цеппелинштрассе и Церенсдорферштрассе в Вюнсдорфе, причем настолько неудачно, что даже не мог использоваться в качестве неподвижной огневой точки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector