Самые необычные трамвайные маршруты мира Page 3 of 4 CozyZone

Про канатный трамвай Сан-Франциско; TheWonderBird

Несколько фактов про канатный трамвай в Сан-Франциско.

Вместо вступления: речь идёт об исторических канатных трамваях в Сан-Франциско, которые приводятся в движение кабелем, проходящим под рельсами. Кабель двигается с постоянной скоростью с помощью электромоторов, расположенных в депо. Сами трамваи полностью механические. Не путать с просто историческим трамваем F Market & Wharves (вот про него, много хороших фотографий).

По трём линиям некогда большой сети сегодня ходят два вида канатных трамваев:

  1. Односторонние трамваи, которые ходят по линиям Powell-Hyde и Powell-Mason. На конечных остановках их вручную разворачивают на специальных поворотных площадках. Трамваи управляются и машинистом, и кондуктором. Машинист управляет сцеплением трамвая с канатом и передними тормозами, а кондуктор только поджимает задние тормоза на крутых спусках.
  2. Двусторонние трамваи, которые ходят по линии California Street. На этой линии нет поворотных площадок; на конечных остановках машинист переключает управление на рычаги с другой стороны вагона и с помощью специального механизма «схватывает» другой кабель, после чего трамвай готов ехать в обратном направлении.


Фото Ильи и Даши (Америкэйн дримз). Работники выталкивают трамвай с поворотной площадки.

Каждое лето проходит соревнование по звону в колокол среди работников трамвая. Выглядит как-то так, на видео чемпион 2013 года:


По статистике, кабельные трамваи это один из наиболее опасных видов транспорта по числу инцидентов в год и на милю пути.

Канатный трамвай в Сан-Франциско

Канатный трамвай Сан-Франциско — одно из первых общественных транспортных средств во всей Америке. Уникальный механизм сделал его известным на весь мир. Устаревшая система уже не пользуется популярностью, но трамвай продолжает курсировать по туристическому маршруту. Он стал одной из самых популярных достопримечательностей города.

История создания

Канатная железная дорога представляет собой смесь классического трамвая и канатной подвесной дороги. Первым подобную конструкцию придумал Эбнер Даблдей и запатентовал свой проект. По дороге ходили вагоны, соединенные с канатом с помощью специального механизма. Финансовую часть взял на себя Эндрю Смит Хэллидай.

Уже 1 сентября 1873 года первые пассажиры насладились поездкой. Это был настоящий успех. Дорога набирала все большую популярность, и многие предприниматели захотели вступить в этот бизнес. Подобная популярность принесла изобретателю немалые деньги и обеспечила безбедное существование.

Канатный трамвай в 1890 году

Восьмидесятые годы XIX века стали периодом расцвета канатных дорог. Они во множестве появляются как в самом Сан-Франциско, так и в других городах, но успех длился недолго.

Упадок идеи

Уже в 1891 году на улицах города стали появляться первые электрические трамваи. Они оказались намного рентабельнее. Строительство стоило намного дешевле, но еще дешевле обходилось содержание. Канатные дороги начали постепенно переоборудовать в электрические.

Толчком к окончательному упадку этого вида общественного транспорта послужило землетрясение, случившееся в 1906 году. От самого сильного толчка разрушилась моторная станция, были повреждены несколько линий. Крушение в депо уничтожило более 100 вагонов. Восстанавливая коммуникации, дорогу сразу переделали на электрический привод.

Читайте также:  Как это работает камеры фиксации нарушений ПДД; Naked Science

Уцелело лишь восемь линий. Сохранились они только благодаря тому, что электрические вагоны не могли преодолеть крутые подъемы.

Развитие бензиновых двигателей нанесло новый удар по канатным дорогам. Автобусы стали настолько мощными, что смогли преодолеть холмы, где еще оставались трамваи. Последние могли уничтожить совсем, но этого не произошло.

Защита населения

1947 год мог стать последним в истории канатного трамвая. Мэр города был уже готов подписать указ о ликвидации двух остававшихся еще муниципальных линий, но об этом узнало население. На защиту дороги встали женщины. В борьбу вступило 27 общественных организация, все их объединила Фридел Классман. Она организовала комитет спасения. Мэр не смог игнорировать такое положение и предоставил жителям города возможность самим решать дальнейшую судьбу канатной дороги.

В результате референдума более трети населения проголосовало за сохранение исторических линий. В 1952 году разорилась последняя коммерческая компания, она не смогла вовремя заплатить налоги. Правительство города выкупило линии, но их хотели заменить автобусами. Классман снова начала борьбу, но успехи не были столь блистательны. Канатная дорога сохранилась, но в «урезанном» виде. Осталось только две полные ветки и два небольших отрезка от глобальной сети по всему городу.

Канатная дорога сегодня

В 1982 году пришлось провести глобальную реконструкцию депо. Механизмы сильно износились и нуждались в немедленном ремонте. Многое было заменено, но принцип действия сохранился тот же. В ходе ремонта все дороги объединили на единой силовой подстанции, держать несколько приводных систем уже давно было нерентабельно.

Современный городской транспорт в Сан-Франциско намного быстрее, поэтому местные жители почти не пользуются канатными дорогами. Но они вызывают большой интерес у туристов, как к историческому средству передвижения. Особенность вагонов в том, что двери не закрываются, а снаружи есть удобные подножки. Можно прокатиться, не заходя внутрь вагончика. Этим способом очень любит пользоваться молодежь.

Сейчас продолжают работать три линии. Первая ветка ведет к музею морского флота, где неподалеку расположена площадь Жирардели и небольшой пляж. Вторая приведет проголодавшихся к рыбацкой пристани, на набережной которой есть множество кафе с вкусными блюдами из морепродуктов. Последняя ветка ведет к историческому центру города.

Terraoko — мир твоими глазами

[:RU]Как всем известно, в Сан Франциско целых три системы трамвая. Самая старая из них, и пожалуй самая знаменитая за пределами города — это сеть канатных трамвайчиков (cable cars). С одной стороны, в отличии от исторических трамваев F-line, эти милые старые вагончики скорее являются забавой для туристов, нежели серьёзным видом общественного транспорта. С другой, уникальность этой системы делает её очень интересной с инженерной точки зрения.

Читайте также:  Лучше буду рабом, чем возьму машину в лизинг» водитель самосвала о минусах работы на себя – Спецтехн

Плюс, на сегодняшний день ни один другой город в мире не может похвастаться действующими трамвайчиками, работающими по такому принципу…

Как можно догадаться по названию, канатный трамвай двигается за счёт троса, который тянется по всей длинне его маршрута. Стальной трос диаметром в полтора дюйма проходит под землёй, в специальной канавке между трамвайными рельсами. Если туда заглянуть его прекрасно видно — он всегда движется с постоянной скоростью — около 15 км/ч.

Соответсвенно в самих вагончиках отсутствует какой-либо мотор — чтобы ехать, они цепляются за этот трос специальным зажимом. Если надо остановиться, кондуктор откывает зажим, отпуская трос, и приводит в действие тормоза (есть целых три системы торможения). Зажим сверху узкий, чтоб пролезть в щель между рельзами, а снизу похож на кулак, которым и хватается трос.

Вся система в разрезе выглядит примерно вот так (тут изображён другой тип зажима):

Первый канатный трамвай появился в Сан Франциско в 1873 году. В центре города много очень крутых холмов, по которым трудно было подниматься пешеходам и конным повозкам. Трамвайчик тянущийся тросом решал эту проблему. Первая линия была очень прибыльной, и за следующие двадцать лет в городе были построены 23 линии канатного трамвая!

В самом конце 19-го века стали появляться электрические трамваи, такие к которым мы все привыкли. Городские власти посчитали, что строить такие линии в два раза дешевле канатных, а стоимость их содержания вообще была в шесть раз ниже! Поэтому к 1912 году в Сан Франциско осталось лишь восемь канатных линий. Зато все они карабкались на знаменитые здешние холмы. Электрические трамваи попросту не могли осилить такие крутые склоны. Максимальный наклон — 21 градус. Так что канатный трамвай уцелел, хотя на протяжении 20-го века было несколько попыток закрыть систему полностью.

На сегодняшний день работают три линии. Как я уже сказал, на серьёзный общественный транспорт канатный трамвай нынче не тянет. Вагоны ходят медленно, с частыми остановками, а подавляющее большинство пассажиров, готовых заплатить $6 за поездку — туристы. При этом трамваи часто забиты под завязку, а у конечных станций стоят длинные очереди приезжих, желающих прокатиться.

Вагоны канатного трамвая полу-открытые. Спереди и сзади площадки, куда запрыгивают пассажиры. У этих вагонов особо широкие приступочки, на них тоже вроде можно ездить, вывесившись сбоку трамвая. Из за такой открытости сидений в них не так много, и расположены они так, чтоб пассажиры сидя смотрели наружу. Сразу ясно, сделано для туристов.

Но я не зря сказал, что система очень интересна с инженерной точки зрения. Ведь протянуть несколько многокилометровых тросов под улицами большого города — задача не из простых. Все эти тросы сходятся к одному зданию, в подвале которого находится моторная станция. Там, внутри, огромные моторы General Electric крутят четыре набора больших колёс, которые и гонят по городу четыре длинных троса (по одному для каждого из маршрутов, и ещё один, чтоб доставлять трамваи в депо на ночь).

Читайте также:  Ремонт ваз 2112 самостоятельная замена датчика уровня топлива MasteraVAZa

Колёса эти могут ездить взад-вперёд, чтоб поддерживать нужное напряжение в троссе (иначе он может соскочить!) Каждый трос с годами ослабевает, и колесо отодвигается всё дальше и дальше, чтоб держать его натянутым. Когда дальше отъезжать уже некуда, трос меняют — это трудный процесс, но механики должы успеть всё сделать за одну ночь, пока трамваи стоят.

Кстати помещение это открыто для посетителей, там работает музей канатных трамвайчиков, и если вас эта тема интересует, туда стоит заглянуть.

На участках, где рельсы лезут в гору останавливаться проблематично, поэтому в таких местах все остановки происходят на перекрёстках — там дорога горизонтальная.

Говорят, что светофоры на таких перекрёстках специально насторены переключаться на красный, когда на них выезжает трамвай. Вагон останавливается посреди улицы, и люди выходят и садятся.

Кстати от водителей канатных трамваев (их называют «грипмэнами») требуется огромная координация и сила. Рычаг, который управляет зажимом очень тяжёлый, а закрывать и раскрывать его надо в очень точных местах. Отпусти трос на секунду раньше нужного, и трамвай покатится назад вниз по склону. Ещё в системе есть одно место, где два троса пересекаются, и один проходит поверх другого. Грипмэн трамвая на «нижнем» тросе должен в правильном месте отпустить его, чтоб вагон проехал это пересечение по инерции. Если он зазевается, и не сделает этого в нужнуй момент, то верхний трос может получить серьёзные повреждения. Пройдя опасное место, трос захватывается вновь, и трамвай едет дальше, а пассажиры даже не замечают, что что-нибудь произошло — для них дёрганье рычага грипмэном схоже с переключением скоростей водителем автобуса.

Но самое интересное и зрелищное — это как трамвайчики разворачивают на конечной остановке маршрута. Разворачивать трос так, чтоб трамвай мог бы вместе с ним развернуться было бы очень сложно, поэтому в конце кажой линии стоят вот такие круги с отрезком рельсов:

Вагон подкатывается к такому, отпускает трос, и его руками заталкивают на круг.

После этого кондуктор разворачивает трамвай на месте, пока он не поравняется с рельсами в обратную сторону.

Вот такие чудные трамвайчики, остатки старого Сан Франциско второй половины 19-го века.

Понравилось? Мне важно ваше мнение о том, что я делаю и что пишу. Ваш комментарий — лучшая оценка моей работы. Давайте общаться больше!

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector