Сцепка тягача с полуприцепом как отцепить, самосвальным

Как правильно зацеплять и отцеплять полуприцеп ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА ПОЛУПРИЦЕПОВ, ТРАЛОВ И СПЕЦТЕ

БОРТОВЫЕ, ТРАЛЫ, ФУРЫ ТЕНТОВАННЫЕ, ЦИСТЕРНЫ, САМОСВАЛЫ

Полуприцеп без тягача передвигаться не может! Как бы вы не старались. Поэтому, чтобы использовать этот вид транспорта по назначению важно еще и … правильно его зацепить. А это, как оказалось, тоже весьма специфическое умение. И порядок работы тут будет следующим:

  1. Самое первое, что здесь необходимо будет сделать, это проверить, присутствуют ли на полуприцепе какие-то посторонние, ненужные и незакрепленные предметы, если да, их необходимо будет убрать.
  2. Следующий шаг – застопорить трал-полуприцеп.
  3. Теперь следовать нужно будет такой схеме: отвести предохранитель саморасцепки в сторону, перевести предохранитель расцепки в сторону, подать тягач задним ходом, чтобы шкворень вошел в соединение седельного механизма до упора, теперь нужно, чтобы рычаг сцепки перешел в крайнюю заднюю позицию, теперь опорный механизм нужно будет перевести вверх и зафиксировать.

Примерно так. По сути – ничего сложного, главное довести действия до автоматизма и строго следовать заданной последовательности.

Теперь стоит сказать и о том, как полуприцеп с тягачом расцепить.

  1. Остановите полуприцеп и тягач и поставьте их на тормоз. Для этого необходимо использовать стояночную тормозную систему.
  2. Дальше нужно будет снять нагрузку с тягача, для этого производим следующие манипуляции: опускаем опорное устройство, тем самым происходит разгрузка задних рессор тягача.
  3. Отводим электпропневмопитание от трала.
  4. Теперь переводим рычаг в крайнее переднее положение, благодаря этому произойдет открытие замка и можно будет потихоньку отъехать от полуприцепа.

Понятное дело, что это только поначалу процесс сцепки и расцепки трала и полуприцепа может показаться сложной процедурой, но по мере наработки и отработки этого навыка все постепенно будет переходить в «автоматический режим» и никаких сложностей у вас здесь возникать уже не будет.

Единственно, еще раз повторимся, вся схема сцепки и расцепки должна выполняться по схеме, без пропуска какого-либо звена. От этого будет зависеть и правильность процедуры, и ваша безопасность, и состояние транспорта. Так что будьте внимательны!

Как правильно загрузить прицеп, чтобы поездка с ним была безопасной и комфортной

Как правильно грузить прицеп, чтобы поездка с ним была безопасной? Каких ошибок стоит избегать при загрузке? Это то, что нужно обязательно знать каждому, кто пользуется прицепом. Ведь прицеп транспортное средство, которое, хоть и в составе автопоезда, но ездит по дорогам общего пользования. Поэтому помимо пользы, которую он приносит своему владельцу, таит в себе немало опасностей.

Последствия неправильной загрузки прицепа

К чему может привести неправильная загрузка? Прицеп может потерять устойчивость на дороге и начать «рыскать» из стороны в сторону. Как показывает практика остановить этот процесс невозможно ни ускорением автопоезда, ни торможением. В интернете есть много видеороликов, которые наглядно это подтверждают. Их легко найти, например, по запросу: «расколбас прицепа». Причем произойти это может абсолютно с любым прицепом, будь то бортовой прицеп, автовоз или прицеп-дача. Если Вы посмотрели хотя бы часть этих видео, то обратили внимание, что частым героем роликов являются бортовые прицепы, на которых везут пиломатериалы. В чем причина их неустойчивости на дороге? Центр тяжести груза, расположенного на прицепе находится позади оси прицепа.

Таким образом, вместо того, чтобы давить на фаркоп, прицеп пытается его (фаркоп) разгрузить. Если не правильно загрузить прицеп, произойти этот казус может даже, на небольших скоростях. Чтобы неправильно загруженный прицеп вывести из равновесия, достаточно любой неровности на дороге, потока воздуха от проходящей рядом или идущей на встречу фуры. Избежать этого достаточно легко. Нужно всего лишь соблюдать правила загрузки прицепа.

Нагрузка на фаркоп

Чтобы правильно загрузить прицеп, нужно знать несколько прописных истин: центр тяжести должен быть как можно ниже и немного смещен вперед, относительно оси прицепа. Нагрузка на ТСУ (тягово-сцепное устройство) должна быть положительной, т.е. давить на шар фаркопа, а не разгружать его. Это касается и двухосных прицепов. В идеале вес, которым сцепная головка давит на фаркоп прицепа должен быть не меньше 15 килограмм. Излишняя нагрузка тоже не будет полезной, особенно небольшим и достаточно легким автомобилям. Поэтому, желательно, чтобы она не превышала 50 кг.

Читайте также:  Двигатель К4м, его конструкция, периодичность обслуживания, выбор моторного масла воздушного фильтра

Мне приходилось слышать мнение и о том, что прицеп должен давать нагрузку на ТСУ не меньше 70 килограмм. На мой взгляд, мнение ошибочно. Помимо того, что лишь небольшое количество фаркопов рассчитаны на такую нагрузку, так ещё и излишняя нагрузка на фаркоп будет разгружать переднюю ось автомобиля. К тому же речь идет про нагрузку в статичном состоянии. Представьте, когда прицеп идет за машиной по трассе. С учетом того, что живем мы не в Европе и дороги у нас далеки от совершенства, при движении автопоезда, нагрузки на фаркоп, порой, увеличиваются в разы.

Но ни в коем случае нельзя допускать отрицательной нагрузки на сцепное устройство. Т.е. при правильной загрузке прицеп не должен опрокидываться назад, когда Вы снимаете его с фаркопа. Это может быть причиной аварийной ситуации на дороге, даже если тягачём выступает внушительный джип.

Я, загружая прицеп, постоянно проверяю правильность его загрузки, периодически расцепляя его с автомобилем.

Высоко расположенный центр тяжести

Но что делать, если центр тяжести груза, расположенного на прицепе, находится слишком высоко и нет возможности расположить его ниже? С такой ситуацией, одно время, я сталкивался постоянно.

Опять же, первое, что нужно сделать — отцепить прицеп от ТСУ и понять, где находится центр тяжести прицепа относительно оси. Важно, чтобы прицеп, во первых, давил на фаркоп. Во вторых, чем выше центр тяжести, тем больше он должен быть смещен вперед, чтобы не получилось так, что во время движения на подъёме или во время продольного раскачивания прицепа, центр тяжести перевалит назад, за линию оси прицепа. Не следует, если центр тяжести у прицепа высоко, ездить по пересеченной местности со сложным рельефом. По крайней мере нужно, при возможности, избегать таких дорог. Ну и естественно правильно выбирайте скоростной режим, в зависимости от того, как загружен Ваш прицеп.

Перевозка длинномеров

Как правильно грузить прицеп, если нужно перевезти длинные пиломатериалы или другие длинномерные грузы? Воспользуйтесь удлинителем дышла, если такое приспособление предусмотрено заводом-изготовителем Вашего прицепа. Если удлинителя дышла нет, можно воспользоваться прицепом для перевозки лодки. Если такого прицепа под рукой у Вас не оказалось, возьмите его в прокат или в аренду. В противном случае стоит отказаться от затеи самостоятельной перевозки длинномера и нанять подходящий транспорт.

Следим за исправностью подвески

Что может быть причиной нестабильного поведения прицепа на дороге? Помимо вышесказанного, конечно же и неисправная подвеска. Если подвеска прицепа рессорная, то обязательно следите за состоянием и положением рессор. Частый перегруз может привести и к поломке рессоры, и к её «усталости». Обычно рессора крепится к раме через сайлентблоки. Если они изношены, или неправильно запрессованы, то рессора может поменять свое положение относительно рамы прицепа, изменив в свою очередь и положение оси.

Изношенные ступичные подшипники приводят к люфту колеса. Как следствие — неправильная геометрия колес по отношению к кузову прицепа, повышенный износ резины и неадекватное поведение прицепа на дороге. В крайнем случае колесо может просто отвалиться. Мне приходилось встречаться и с такой ситуацией. Так же не поленитесь перед дальней или ответственной поездкой проверить состояние амортизаторов. Вытекший или сломанный амортизатор может стать причиной некомфортного поведения прицепа. И если изношенные подшипники можно менять по одному, то амортизаторы обязательно меняются парой. Даже несмотря на то, что второй ещё выглядит вполне себе «бодрячком».

Читайте также:  Стеклоочистители на Lada Priora; Про щётки

Крепить или не крепить

Что ещё нужно знать, чтобы правильно загрузить прицеп и чтобы поездка с ним была и безопасной, и комфортной? Абсолютно правильно. Нужно знать как и чем закрепить перевозимый груз. Причиной нестабильного поведения прицепа на дороге может стать не закрепленный или плохо закрепленный груз, его смещение в прицепе во время движения.

В идеале, для крепления груза прицеп должен иметь крепежные петли. Но далеко не у всех прицепов они есть. Здесь я вижу как минимум три варианта выхода из сложившейся ситуации. Можно, покупая прицеп, попросить продавца установить крепежные петли, за дополнительную оплату, разумеется. При этом лучше оговорить какие петли и где будут установлены. Второй, более бюджетный вариант – установить их самостоятельно. Третий – обойтись вовсе без них. Если петель нет, груз можно крепить стяжными ремнями цепляя их за борта прицепа или вовсе, пропустив ремень под кузовом, так сказать вкруговую. В последнем варианте обращаю Ваше внимание на то, что именно под кузовом, а не под рессорой прижав её к кузову и практически лишив прицеп подвески. Т.е. ремень в районе рессор нужно пропускать именно между кузовом и рессорой.

Для крепления груза в прицепе лучше всего подойдут стяжные ремни или, если груз не тяжёлый, резинки с крючками. Я предпочитаю резинки в оплетке из лески, а не из нитки. Они не так быстро перетираются и служат гораздо дольше. Можно, конечно, использовать веревки, но это далеко не лучший вариант, т.к. веревки имеют свойство ослабевать и провисать, растягиваясь от влажности или при неправильно завязанных узлах.

Но какой бы способ крепления Вы ни выбрали, обязательно надежно фиксируйте груз в прицепе. Это поможет избежать многих неприятных моментов на дороге. К тому же незакрепленный груз может покалечить и сам прицеп.

Выполнение сцепки и расцепки тягача с полуприцепом

При перевозке грузов необходимо не только обеспечить их сохранность, но и безопасность движения всей фуры. Неважно, планируется ли дальняя поездка или передвижение по городу, сцепка и расцепка тягача с полуприцепом должна быть выполнена правильно.

Следование требованиям безопасности гарантированно убережет водителей от потери грузов, дорожных происшествий, продлит сроки эксплуатации машин.

Общие рекомендации

Цеплять тяжелую технику водитель должен только после получения подробного инструктажа на рабочем месте. Кроме того, новичку нужно иметь представления о требованиях СНИП, изучить фото устройств и видео, пройти практическое обучение.

Чтобы избежать происшествий, нужно максимально сконцентрироваться, устранить все отвлекающие факторы, соблюдать следующие правила безопасной работы:

  1. Следить за тем, чтобы техника была надежно закреплена с помощью стояночного тормоза. Для дополнительной фиксации положения полуприцепа опускаются опорные устройства. Особенно важно контролировать устойчивость конструкции на морозе.
  2. Не стоять между тягачом с работающим двигателем и полуприцепом во время сцепки.
  3. Не пользоваться при буксире посторонними предметами.
  4. Запрещается применять метод толкания техники, чтобы зацепить полуприцеп к стоящему тягачу.

Пошаговые инструкции

Независимо от производителя, будь то европейские тягачи (Магнум, Ман, Даф, Мерседес или Вольво), американские (Фредлайнер) или российские (Зил, Маз или Камаз) сцепление с полуприцепами проводится в одинаковом порядке:

  1. Подготовка транспортных средств.
  2. Полуприцеп устанавливается на стояночный тормоз, после этого можно спускать и закреплять опорные устройства.
  3. Сцепка.
  4. Присоединение шлангов и электропроводки.
  5. Поднятие опорных устройств, снятие прицепа с тормоза.
  6. Проверка надежности сцепки.

Подготовительный этап

Прицеплять можно только исправную технику, поэтому перед проведением любых манипуляций проверяется работа механизмов: шкворня (деталь поворотных узлов на прицепе в форме металлического стержня) и сцепного устройства (стальная плита полукруглой формы на раме тягача).

В первую очередь оценивается состояние седельной части – основного узла и элементов для крепления. Седло тягача тщательно очищается от загрязнений, с поверхности убираются посторонние предметы.

Следующий шаг – закрыть борта прицепа, установить его в устойчивое состояние с помощью стояночных тормозов. Зацеплять и отцеплять технику нужно на ровной горизонтальной поверхности. Для надежной фиксации полуприцепа используются опорные механизмы. Накатная плита прицепа выравнивается на уровне или чуть ниже седла тягача.

Читайте также:  Коды ошибок на Lada Kalina самодиагностика бортового компьютера и расшифровка - New Lada

Шланги, провода для безопасности подвешиваются к тягачу.

Сцепка

Процесс осуществляется по определенному алгоритму, который включает в себя несколько шагов:

  1. Рычаг управления устанавливается в крайнее переднее положение, а предохранитель расцепки отводится в сторону.
  2. Потихоньку тягач передвигается назад до полного вхождения полуприцепного шкворня в седло тягача. Сцепка проводится автоматически. Как только это произошло, прицеп сразу останавливается стояночным тормозом.
  3. Проверяется надежность сцепки автопоезда: рычаг управления сцепкой должен быть отведен назад до упора, а предохранитель самопроизвольной расцепки установлен в рабочее положение (перекрывает шток).
  4. Присоединить электрические провода и шланги воздуха пневматического привода, проверить работоспособность систем.
  5. После завершения сцепки транспорт растормаживается, поднимаются и закрепляются опорные устройства, отпускается стояночный тормоз полуприцепа.

Последний этап – проверка крепления, работы тормозов и приборов.

Расцепка

Чтобы отсоединить полуприцеп от тягача, используется следующий порядок действий:

  1. Транспортные средства поставить на стояночный тормоз.
  2. Максимально опустить опорные устройства на прицепе.
  3. Отсоединить кабель электропроводки, а головки пневматического привода тормозов по очереди: сначала питающую, затем – управляющую магистраль, закрыть крышками. Шланг закрепляется на тягаче.
  4. Поднять предохранитель расцепки, а ручку управления потянуть на себя до фиксации. При этом сильная запорная задвижка откроет запорный крюк.
  5. Медленно отцепить полуприцеп от тягача, на первой передачи отъезжая до полной расцепки.

Проблемы и способы их решения

В процессе сцепки тягача и полуприцепа у неопытных водителей могут возникнуть сложности. Большинство проблем связаны с технической неисправностью элементов, например, износа тормозных колодок или пружин, нарушение герметичности соединений. Если при диагностике выявлены такие факты, детали нужно заменить.

В некоторых моделях сцепных устройств производители предусматривают дополнительные элементы конструкции, снижающие ее износ:

  1. Резиновые накладки между опорной плитой и кронштейнами. Изношенные элементы можно заменять новыми.
  2. На седельных тягачах, используемых для транспортировки цистерн или самосвальных прицепов, устанавливаются резиновые втулки на седле. Это позволяет расцеплять технику, снижая риск деформации рамы.

Наиболее подверженными износу элементами седельно-сцепной системы считаются шкворень, плита, подшипники опорных кронштейнов.

Устранить люфт, возникший из-за зазора и изнашивания механизмов, можно несколькими способами:

  1. Купить и заменить изношенное полукольцо на плите.
  2. В некоторых моделях сцепных устройств запорные клинья поджимаются ручным способом к шкворню.
  3. Опорную плиту защитить от износа можно нанесением на ее поверхность пластичной смазки. Еще один способ – поставить на нее накладки антифрикционные, заменять их по мере износа.

При заклинке разжимного кулака используется смазка.

Где можно научиться

Самый простой вариант научиться подцеплять тягач и полуприцеп – найти опытного дальнобоя и временно прикрепить к нему новичка. Этот процесс только на первый взгляд кажется сложным. По мере накопления опыта действия водителя проводятся на автомате, быстро и качественно.

Обычно в автошколе нет нужной техники. Можно на время обучения сцепки с тягачами взять недорогие полуприцепы в аренду. А когда новичок освоится в полной мере, запланировать выкуп, рассрочку или обмен подходящего по мощности и грузоподъемности транспорта. Важно понимать, что автошкола только помогает получить базовые навыки, изучить теорию, а все остальное приобретается с опытом.

Детальная информация видна на видео:

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector