Сколько драгметаллов в одном автомобильном катализаторе

Палладий в радиодеталях список, где и сколько содержится, чем и как извлечь, куда сдать

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы поговорим о том, содержится ли палладий в радиодеталях, где именно следует искать легкий платиноид и выясним, какой способ его излечения наиболее эффективен.

В каких радиодеталях содержится

При производстве советских приборов использовались драгметаллы, поскольку в то время рынок был ориентирован на высокое качество. Благородные металлы устойчивы к действию неблагоприятных условий внешней среды, не истираются и не окисляются. В каких именно радиодеталях можно найти золото, палладий и платину, можно догадаться по их важности в устройствах.

Чем более значима деталь, тем выше вероятность содержания в ней драгоценных компонентов. Потенциометры или конденсаторы, переключатели, транзисторы, микросхемы, разъемы, резисторы, радио- и генераторные лампы содержат благородные металлы, что продлевает срок их службы.

Приблизительное процентное содержание палладия в радиодеталях.

Наименование элемента Процентное содержание палладия (%)
Спирали и обмотка реохорд маркировок КСП, КСУ, КСД и потенциометров ПТП-2 80
Контакты реле КСП, реле РЭС 7 и 8 78
Конденсаторы ППМЛ ИМ 60
Контакты с резисторов СП5-14 22 Ом и СП5-14 33 Ом 58
Иголки контактной группы резисторов СП5-17-10 Ом, СП3-37 28
Обмотка валиков и контактная группа резисторов, ПП3 от 40 до 47 20
Площадки контактов, кружки СП5 18

Какие радиодетали содержат больше всего Pd

  1. Радиотехнический лом военного электронного оборудования.
  2. Палладиевые конденсаторы (обычно зеленые) с маркировкой КМ.
  3. Металлические сердцевины резисторов.
  4. Проволока осциллографов типов С114 — 125, С1-9-9.
  5. Контакты переключателей.

Большинство полупроводниковых устройств содержит металлы платиновой группы, но в незначительных для проведения аффинажа количествах.

Где еще его можно найти

Палладий можно извлекать из деталей компьютеров. Здесь действует тот же принцип – чем старше агрегат, тем больше шансов получить хороший выход металла.

В современных микросхемах есть Pt-Pd сплав, но выход палладия из этих деталей будет незначительным. А вот поискать микросхемы пионерных образцов стоит.

Сегодня палладий применяют в качестве катализатора в системах очистки воздуха от выхлопных газов, а в СССР его использовали в фильтрах противогазов типа ДП-2

Зачем отделять металл

Выделенный из радиодеталей палладий многие химики используют как катализатор. Ювелиры аффинируют этот металл для ремонта палладиевых украшений. Некоторые умельцы добытый благородный металл сбывают в ломбарды, что попадает под статью 19.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях .

Многих прельщает, что стоимость Pd на рынке драгметаллов на сегодняшний день превышает стоимость золота. По мнению экспертов, в этом году цена на этот элемент будет расти, так как спрос значительно превышает предложение.

Как отличить палладий от платины в радиодеталях

Может помочь знание химии. Палладий, в отличии от платины, реагирует с концентрированной азотной кислотой, при этом капелька HNO3 приобретет красноватый оттенок.

Способы выделить палладий из радиодеталей

Palladium – наиболее химически активный элемент из всех платиноидов. Существует несколько способов получения этого металла:

  1. Электролитический – при помощи концентрированной HCl.
  2. Метод вытравливания – палладиевый лом, дабы очистить его от других металлов, выдерживают сутки в соляной кислоте, затем отфильтровывают.
  3. Аффинаж.

Поскольку именно методом аффинирования, в результате последовательной цепи химических реакций, можно получить чистый Pd, расскажу подробнее именно об этом методе:

  1. В палладиевом ломе, скорее всего, будет несколько драгоценных элементов. Поэтому выделять их нужно будет поэтапно.
  2. Все драгметаллы растворяются в царской водке – смеси концентрированных азотной и соляной кислот в соотношении 1:3. Все радиодетали с потенциальным содержанием палладия опускаем в этот раствор. Помним о технике безопасности – защищаем руки, глаза и органы дыхания.
  3. Процесс растворения, в зависимости от количества лома, может длиться до 2 суток. Колбу периодически следует помешивать. Если раствор окрашивается в бордовый оттенок – наличие палладия очевидно.
  4. Далее – восстановление нужных нам веществ. Pd можно восстановить из раствора йодидом калия.
  5. Чтобы отделить Palladium от Aurum, если он был в составе лома, в колбу добавляется аммиак. Жидкость с растворенными металлами оставляем еще на 2 дня.
  6. Следующим этапом фильтруем золотой раствор. Золото восстанавливают цинком.
  7. И последнее: палладиевый фильтрат заливаем небольшим количеством соляной кислоты. Получившийся желто-оранжевый осадок фильтруем, несколько раз промываем водой, затем спиртом, высушиваем и в результате получаем палладиевый порошок, который можно переплавить при помощи бензиновой или газовой горелки.
Читайте также:  Из чего и как делают резину (шины)

Один из вариантов аффинажа палладия из радиодеталей показан в этом видео.

Цены на лом палладия

Цены на лом зависят от многих параметров – чистота, количество, наличие пробы, известности марки. Если это чистый элемент, добытый путем аффинажа, есть шанс сбыть его за неплохую цену. В радиодеталях проба палладия обычно пятисотая, и его стоимость редко превышает 500 рублей за грамм .

Пункты приема могут оценивать изделие поштучно, особенно если сохранилась маркировка. А некоторые детали, например конденсаторы, коллекционеры могут купить по стоимости, в разы превышающей стоимость палладия в них. Поэтому прежде чем предпринимать попытки переплавить лом самостоятельно, проконсультируйтесь со специалистами.

Заключение

Если в вашем распоряжении есть старые радиодетали, можно попробовать извлечь из них палладий. Главное – соблюдайте технику безопасности при работе с кислотами и в процессе переплавки. Берегите себя и своих близких.

Если у вас остались вопросы – задавайте их в комментариях, заглядывайте чаще на наш сайт, делитесь полезностями с друзьями. Всего доброго и до новых встреч!

Содержание драгметаллов в автомобилях: извлекаем ценные элементы из старых машин

Вопрос переработки подержанных транспортных средств, а также деталей отслуживших авто, является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов, таких как пластик, стекло и металлы.

Особый интерес представляет последний пункт, ведь металлы содержатся там не только черные и цветные, но и драгоценные.

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы, пойдет речь в данном материале.

Драгоценные металлы в составе деталей автомобилей

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы» от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиля Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золото серебро платина металлы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-3310 0,4461 9,7419 0,0476
ГАЗ-3309 0,0407 9,0241 0,0476
МАЗ-5440 0,4461 9,7419 0,0476
КАМАЗ-4308 0,00849 14,9881 0,0434
Легковые
ВАЗ-24 0,00764 5,46485 0,08674
ВАЗ-2106, 2103 0,02263 5,1229 0,005

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники:

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров, составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Металлы платиновой группы, а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

Читайте также:  Штраф за ксенон в противотуманки - наказание, можно ли ставить, лишают ли прав

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве, ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Содержание металлов различается в зависимости от автопроизводителя, объемов двигателя и размеров автомобилей.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий.

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Содержание платины в японских и китайских автомобилях на 15% меньше, чем в европейских, в катализаторах российских машин на 40% меньше родия, чем в европейских. В американских автокатализаторах драгоценных металлов вполовину меньше, чем в европейских.

Методы обогащения отходов

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы.

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих, содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов:

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов» Шипачева В.А. 2008 года.

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий:

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе (меди, железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств, далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома» Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты, там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

  • ООО «Катутиль»;
  • «Скупка Катализаторов»;
  • научный центр «Академия благородных металлов»;
  • компания «AutokatRecycle»;
  • ООО «Экспром», принимающие и перерабатывающие катализаторы со всей России.

Перед заключением договора купли-продажи компания проводит анализ катализатора на предмет того, какой ценный элемент в нем содержится и в каком количестве.

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля.

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Читайте также:  14ТС-10 Теплостар виды, характеристики, коды ошибок и их устранение своими руками

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Нечестный способ заработка на драгметаллах

Среди множества нечестных способов заработка на рынке драгоценных металлов есть один, о котором наверняка слышали немногие. Речь идет о краже катализаторов выхлопных газов с автомобилей.

Как выясняется, воры знакомы с таблицей Менделеева и котировками редких металлов, и катализаторы, в которых содержится палладий, воруют с целью сдачи в пункты приема металлов. Цены на палладий выросли только с 2000 года более чем на 200 процентов, и на данный момент унция этого металла стоит более 1 400 долларов (унция золота стоит 1 300 долларов).

Палладий является более редким металлом, чем золото — в год его добывается около 200 тонн, а золота – 2 500 тонн. Специфика добычи не позволяет выбросить на рынок большие объемы металла — основным сырьем для получения палладия служат медно-никелевые руды, при переработке которых палладий является побочным продуктом. Поэтому предложение растет очень медленно — с 2010 года, к примеру, оно выросло всего на 10 процентов.

На рынке постоянно существует дефицит палладия. В 2016 году общая добыча составила 6 762 тысячи унций, 2 491 тысячу унций получили из вторсырья, в результате чего общее предложение палладия в мире составило 9 253 тысяч унций. Спрос на палладий в это же время составил 9 416 унций металла, что указывает на дефицит в размере 163 тысячи унций. В 2015 году дефицит металла был равен 356 тысяч унций, в 2014 — целых 1 854 тысячи унции, в 2013 году — 560 тысяч унций, в 2012 году дефицит был равен 1 113 тысяч унций. По оценкам специалистов, в 2017 году дефицит составил 792 тысячи унций.

Дефицит палладия объясняется высоким спросом со стороны автомобильной промышленности: металл используется в катализаторах по очистке выхлопных газов в двигателях внутреннего сгорания, главным образом – в бензиновых двигателях. Благодаря своей способности поглощать водород, палладий используется как нейтрализатор вредных углеводородов, т.е. для сокращения вредных выбросов в атмосферу. С ужесточением экологических требований к автомобилям спрос на палладий постоянно растет.

И здесь мы возвращаемся к получению палладия из вторсырья. Как выяснилось, воры знакомы со свойствами палладия и внимательно следят за динамикой цен. Учитывая тот факт, что в катализаторе выхлопных газов содержатся драгметаллы, а деталь сравнительно легко снимается, интерес воров к этой детали выхлопной системы значительно вырос.

Каталитический нейтрализатор или катализатор служит для снижения выброса в атмосферу вредных продуктов горения топливной смеси. Внутри корпуса данного устройства располагается металлическая или керамическая конструкция, состоящая из множества сот. Сверху их покрывают тонким слоем металла – сплава драгоценных металлов: платины, родия и палладия, что имеют достаточно высокую стоимость. К примеру, в катализаторе Тойоты Приус содержится около двух грамм палладия.

Катализаторы воруют очень просто, просто срезая нужную деталь с помощью ножовки по металлу. Особенно не повезло владельцам пикапов и джипов, так как в них до катализаторов проще добраться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector