Сколько стоил бензин в СССР в 1960, 1970, 1980 году

Сколько стоил бензин в СССР и сейчас

Сейчас, когда цены на бензин взлетели, как нам кажется, до небес, многие вспомнили про СССР. Про то, как там было хорошо и бензин там стоил в буквальном смысле копейки. Так ли это?

Если быть точным, то с 1 января 1969 года цены на бензин устанавливались следующие:

*АИ-93 — 95 копеек.

Это цены за 10 литров топлива, то есть 1 литр бензина стоил по сути 7,5 и 9,5 копеек соответственно. Почему цены приводились за 10 литров? Всё просто: сверхточных автомобильных колонок раньше не было и у тогдашних бензоколонок была градация по 10 литров (позже по 5 литров). Были отметки по одному литру, но они были весьма условными.

На заправках меньше пяти литров бензина не продавали, заправлялись в то время всегда до полного, да еще и канистры с собой возили, потому что заправок было немного и не всегда на них был бензин.

Были и другие марки топлива, но рассмотрим эти (76-ой и 93-ый) как самые популярные, тем более АИ-93 тогда и АИ-92 сейчас — это фактически одно и то же для тогдашних и нынешних машин, так что цены на них можно сравнивать напрямую.

Сколько бензина можно было купить на одну зарплату?

Если можно сравнивать, то давайте сравним и посмотрим, сколько бензина можно было купить на одну зарплату полвека назад в стране, которой уже не существует, но которую так часто вспоминают в СНГ.

Итак, средняя зарплата советского гражданина в 1969 году составляла 115 рублей 60 копеек. При цене на бензин в 95 копеек за 10 литров на месячную зарплату можно было купить 1216 литров АИ-93, на котором будут ездить Жигули, начиная со следующего 1970 года.

В России в марте 2018 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составила 42 364 рубля, а цена за литр 92-го сейчас — в среднем 41,74 рублей. То есть на одну зарплату можно купить 1015 литров бензина.

— Ага, — скажете вы, — в СССР было лучше! Бензин в СССР был доступнее для населения, чем сейчас.

В 1969 году это действительно было так, но в начале 70-х бензин немного подорожал, на 5 копеек за 10 литров. Таким образом, за 10 литров 93-го нужно было заплатить целый рубль. Однако зарплаты тоже подросли, так что в целом бензин стал даже доступнее, в месяц можно было покупать около 1320 литров.

Всё изменилось в 1978 году — бензин подорожал вдвое, за 10 литров 93-го просили уже 2 рубля. Причем, так как цены устанавливало государство, на всех заправках цены были одинаковые. Зарплаты выросли, но не на столько. Бензин стал менее доступным — на одну зарплату можно было купить 822 литра. То есть меньше, чем сейчас.

В 1981 году бензин опять подорожал. И опять вдвое! (А мы жалуемся, что у нас цены на 8,2% выросли с начала года). За 10 литров 93-го брали уже по 4 рубля. Зарплата вновь не успевал за ростом цен на топливо, на месячный заработок было возможно купить всего 445 литра бензина. При расходе Жигулей в среднем около 10 литров бензина на 100 км пути, можно было проехать за месяц всего 4450 километров.

Читайте также:  Васаби что такое, из чего делается, состав, польза, сколько сковиллей в васаби, рецепт как сделать в

Сегодня моторы другие — у того же Hyundai Solaris, например, средний расход топлива составляет 7 л/100 км. Получается, на 948 литрах топлива — с учетом, что 95-й бензин стоит сейчас 44,69 рублей — на таком авто можно уехать на 13 543 километра.

Получается, сейчас бензин доступнее для россиян, чем в СССР в 1981 году. А за месячную зарплату можно проехать в 3 раза больше километров, чем 37 лет назад.

Цена бензина в СССР

Многие автомобилисты со стажем вспоминают, что бензин в СССР стоил намного дешевле, чем в современной России. Они отмечают, что в прежние времена и цены на заправках были одинаковыми, не менялись ни в Москве, ни в Вологде, ни в Новосибирске. Это было связано с тем, что все АЗС были государственные и ценовую политику определяли госорганы.

Маркировки и цены бензина в СССР

В Советском Союзе существовало большое разнообразие марок бензина, чем СССР всегда гордился. Самым ходовым и востребованным был А-72, цена на который за 1 литр составляла 70 копеек.

Такая цена бензина в СССР никого не отпугивала, поскольку при средней зарплате в 120–150 рублей автомобилисты могли заправлять полный бак и покупать дополнительную канистру бензина, чтобы возить с собой.

Марки бензина за весь период Советского Союза

К основным видам бензина и топлива в 1969 году в СССР относились марки, указанные в таблице 1 (стоимость приведена, согласно действующему тогда государственному стандарту).

Марка Цена за 10 литров, которая была утверждена 29.11.1968.
Авиационный 1 р. 20 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р.
АИ-98 1 р. 05 коп.
А-66 60 коп.
Сланцевый 60 коп.
А-72 70 коп.
А-76 75 коп.
Топливная смесь 80 коп.
АИ-93 95 коп.

Под топливной смесью понималась смесь, состоящая из бензина А-72 (25 частей) и автотракторного масла (1 часть), которое принялось для двухтактных двигателей.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. существовали следующие марки бензина:

  • А-56.
  • А-66.
  • А-70.
  • А-74.

А-70 и А-74 нужны были, чтобы заправлять иномарки, ЗИМы и ЗИС-110, которых в СССР было очень мало. Бензин марки А-56 нужен был для грузовых автомобилей ГАЗ и ЗИС. А-74 как и А-72 был неэтилированным.

АИ-93 продавался в начале 1980-х гг. на курортных трассах или в очень далёких сельских регионах. Чаще всего на АЗС встречались А-72 и А-76. Если бензина на заправке не было, то колонка обматывалась шлангом.

Редко продавали бензин АИ-98 и марки «Экстра». Его использовали в основном крупные государственные предприятия. Частным лицам данные марки бензина не отпускали.

Топливная смесь и бензин марки А-66 полностью пропали из продажи в 1970-х годах. Проблемы с А-72 начались в начале – середине 1980-х гг.

Бензин для государственных и не частных машин продавали в Советском Союзе за талоны, которые выпускал Государственный комитет по ценам, желающий регулировать цены на бензин в СССР.

Потом для не частников бензин и топливо стали отпускать за наличные деньги, за исключением двух периодов в конце 1960-х – начале 1970-х гг. и в начале 1980-х гг. Тогда были сделаны попытки ввести талоны на бензин для частников, которые вынуждены были искать такие талоны в продовольственных магазинах. В других местах реализация талонов не происходила.

Читайте также:  Медсправка в гибдд для замены водительских прав в 2019 2020 году как получить

Так выглядели талоны на бензин в СССР

Кто устанавливал стоимость бензина во времена СССР

Регулировкой цены на топливо и бензин в СССР занимался Государственный комитет цен. Работники этой структуры выпускали специальный прайс-лист на бензин, утверждая его в конце календарного года. Действие прейскуранта начиналось с первого января следующего года.

Небольшие отклонения от государственной цены допускались только в удалённых сибирских регионах. В остальных частях страны цены всегда были фиксированные.

Государственный комитет цен следил за тем, чтобы деньги на АЗС взимались за 10 литров, поскольку именно такой расчёт приводился в прейскуранте. Необходимость продавать бензин сразу по 10 литров объяснялась тем, что в стране не было сверхточных заправочных колонок.

Бензоколонка в СССР

Качество бензина и кто это контролировал

Качество бензина определял тот же Госкомитет цен, устанавливая соответствующие ГОСТы для разных марок бензина, дизельного топлива и топливной смеси. Очень редко встречался на АЗС разбавленный бензин, но за это учреждение могло сильно пострадать.

В каких годах повышались цены

Стоимость бензина в СССР менялась несколько раз. Динамика изменений цены отражена в таблице 2.

Период Особенности Исключения
Начало 1970-х гг. Поднялись на несколько копеек. АИ-93 подорожал на 5 коп. и стал стоить 1 р. Повышение не коснулось бензина марки А-76
1978 г. Цена повысилась в два раза
1981 г. Цена повысилась в два раза

В 1981 году 10 л. А-76 стоило 3 рубля, а АИ-93 повысился с 2 р./за 10 литров (цена на 1978 г.) до 4 р. за 10 литров.

Таблица 3. Стоимость 1 литра бензина в Советском Союзе по годам

Марка бензина 1969 г. Начало 1970-х гг. 1978 г. 1981 г.
А-66 60 коп. Вывели из продажи
А-72 70 коп. 75 коп. Вывели из продажи
А-76 75 коп. 80 коп. 1 р. 50 коп. 3 р.
АИ-93 95 коп. 1 р. 2 р. 4 р.
АИ-98 1 р. 5 коп. 1 р. 10 коп. 2 р. 20 коп. 4 р. 40 коп.
Сланцевый 60 коп. 65 коп. 1 р. 30 коп. 2 р. 60 коп.
Экстра (для мотоциклов и двухтактных двигателей) 1 р. 1 р. 5 коп. Мотоциклисты смешивали прямо на АЗС самостоятельно
Авиационный 1 р. 20 коп. 1 р. 25 коп. 2 р. 40 коп. 4 р. 80 коп.
Топливная смесь 80 коп. 85 коп. 1 р. 70 коп. 3 р. 40 коп.

Сравнение цен на бензин во времена СССР с настоящим временем

Последнее подорожание произошло в 1981 году, тогда АИ-93 и А-76, стоил 3 и 4 р. соответственно за 10 литров. Сейчас эти марки бензина соответствуют А-95, стоимость которого по России варьируется от 44 до 48 рублей за 1 литр. Цену на бензин в городах России сейчас, можно узнать пройдя по данной ссылке.

Современных автомобилистов всегда интересовал вопрос, сколько стоил бензин в СССР. Сводные данные, начиная с 2001 года, приведены в таблице 4.

Таблица 4. Динамика цен на бензин А-95 и топливо в РФ в 2000-е гг. (за 1 литр в рублях).

Год Цена
2001 7 р. 90 коп.
2002 9 р. 80 коп.
2003 11 р. 30 коп.
2004 14 р. 40 коп.
2005 16 р. 80 коп.
2006 18 р. 70 коп.
2007 20 р. 30 коп.
2009 24 р.30 коп.
2010 25 р.
2011 27 р. 40 коп.
2012 26 р. 30 коп.
2013 28 р. 90 коп.
2014 29 р. 40 коп.
2015 33 р.
2016 35 р. 50 коп.
2017 37 р. 10 коп.
2018 45 р. 50 коп.
2019 44–48 р.
Читайте также:  Стартер Рено Флюенс где находится, как снять, замена

Таблица 5. Цены на ДТ, газ и бензин в 2020 году, в России

Марка бензина Стоимость (в рублях)
АИ-92 40,79–43,42
АИ-95 44,39–48,99
ДТ 43,50–50,79
Газ 22,90–24,5

Сколько стоил бензин в СССР?

Последнее повышение стоимости топлива породило много разговоров о том, что во времена СССР заправить бензобак под завязку было гораздо выгоднее, нежели сейчас. Но для того чтобы понять, насколько соответствует действительности это утверждение стоит узнать, сколько стоил бензин в СССР на разных этапах развития страны.

Кто устанавливал стоимость бензина?

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взымалась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

Повышения цены

Изменений по годам было несколько. И первое повышение фиксированных цен произошло в начале 70-х. Затронуло оно все марки топлива, за исключением А-76. К примеру, бензин АИ-93 прибавил в цене пять копеек.

Но наиболее ощутимое для населения повышение стоимости бензина произошло сперва в 1978 году, а затем ещё спустя три года. В обоих случаях ценник был увеличен сразу в два раза. Люди, заставшие те времена, очень часто вспоминают, что государство поставило их перед выбором: либо заправиться, либо купить литр молока за эти же деньги.

На этом повышения цен окончились, и установленный в 1981 году прейскурант продержался неизменным вплоть до последнего дня существования СССР.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector