Сколько стоит баббит б83 или б16 цена за 1 кг лома этой и других марок в пунктах приема

Что такое баббит Баббит Олово Припой Купорос Никель Ангидрид

Баббит — антифрикционный специальный легкоплавкий подшипниковый сплав олова с сурьмой и медью или сплав свинца с сурьмой, медью и оловом или сплавы на основе цинка, алюминия. Антифрикционные свойства баббиту придает гетерогенная структура — твёрдые частицы, которые служат опорой подшипника, заключены в мягкой пластичной основе сплава , которую составляют олово или свинец. Это дает равномерное прилегание и прирабатываемость подшипника к валу, небольшое трение и износ.

Изготавливается баббит в виде чушек>. Марки: Б-88, Б-83, Б-16, БН. Баббит Б83 (ГОСТ 1320-74), (чушки по 16 кг), баббит Б16 (ГОСТ 1209-90) — качественный первичный баббит от производителя>. Отгрузка в Екатеринбурге. Доставка баббита осуществляется по всей России. ООО «ПКП Металлхимэнерго».

Наиболее популярный антифрикционный сплав — баббит Б83>. У него выше, чем у свинцовых сплавов, показатели износостойкости и при этом он стоит меньше, чем баббит Б88>, в котором более сложный состав металлов. Коэффициент трения баббита Б83 без смазки 0,28, со смазкой — 0,005. Допустимая статическая нагрузка: — 400 кгс/см2, динамическая — 1000 кгс/см2сек, ударная — 100 кгс/см2сек. Скорость вращения максимальная — 60 м / сек. Допустимый нагрев до +110 ° С. Рекомендуемая толщина заливки более1 мм.

Подшипниковый материал представляет собой сочетание достаточно прочной, относительно вязкой и пластичной основы, в которой имеются твердые опорные включения. При этих условиях изнашивается пластичная основа, вал в основном лежит на твёрдых элементах, создающих опору. Следовательно, трение идёт не по всей площади поверхности подшипника, и смазка удерживается в изнашивающихся местах пластичной основы.

К антифрикционным материалам относятся сплавы, частью которых является олово или свинец (так называемые баббиты), меди, алюминия и цинка, антифрикционные чугуны и порошковые подшипниковые материалы>.

Число в наименовании марки баббита показывает процентное содержание олова, или буква, обозначающая дополнительный легирующий элемент. Например, марки Б-83, Б16 означают, что в эти баббиты входят 83 и 16 процентов олова соответственно; марка БН означает, что сплав содержит никель, то есть обозначение носит условный характер и при этом не несет информации о процентном содержании тех или иных элементов сплава.

Чтобы на основе олова можно было получить антифрикционный сплав>, в него вводят элементы, которые упрочняют слишком мягкое и непрочное олово, образуя твёрдые включения. Для этой цели служат добавляемые в сплав сурьма и медь. Сурьма растворяется в олове и образует твёрдый сплав, более твёрдый и прочный, чем обыкновенное олово. Пластичность при этом у новообразованного материала остается почти на том же уровне.

Сурьма с оловом (SbSn) – это высокотвёрдое соединение. Сурьма в данном случае начинает «работать» как средство по упрочнению оловянного баббита и становится уже тем самым элементом, создающим опору для движущихся элементов подшипника.

Олово и медь образуют кристаллы химического соединения Cu3Sn. Олово считается дорогим и дефицитным химическим элементом, поэтому оловянные антифрикционные соединения используются только в особых случаях. Во всех остальных случаях используют свинцовые баббиты>, содержание олова в которых сведено до 5 процентов. В таких сплавах (например, Б16) основой служит свинец. Для упрочнения свинца и создания твёрдых частиц в сплав также вводят сурьму и медь.

Источник: Технология конструкционных материалов / под ред. Ю.М. Барона. СПб, 2012.- С. 83

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение.

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение.

В качестве подшипников или антифрикционных материалов пользуются баббитами, основа которых составляет мягкие пластичные металлы свинец и олово. Одним из основных элементов в оловянистых баббитах являются сурьма и медь. Химический состав оловянистых баббитов приведен в таблице 1.

Таблица 1.

Химический состав оловянистых баббитов.

Марка сплава Химический состав, %
Сурьма Медь Кадмий Никель Мышьяк Теллур Олово Всего примесей не более
Б89 7,25-8,25 2,5-3,5 Ост. 0,55
Б83 10-12 5,5-5,6 » 0,55
Б16 15-17 1,5-2 15-17 0,6
БН 13-15 1,5-2 1,25-1,75 0,75-1,25 0,5-0,9 9-11 0,4
БТ 14-16 0,7-1,1 0,5-0,2 9-11 0,6
Б6 14-16 2,5-3 1,75-2,25 0,6-1 5-6 0,4
Читайте также:  Индикаторная панель LED - Все промышленные производители

Заменители баббитов.

В роли заменителей баббитов пользуются антифрикционными сплавами на основе цинка, они применяются в условиях средней трудности. Также можно сказать и про антифрикционные чугуны, которые обладают низким коэффициентом трения и относительно неплохой стойкостью к износам.

Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе.

Подшипники, которые работают при более высоких ударных нагрузках и жестких температурных режимах, преимущественно изготавливают на оловянной основе. При заливке толстостенных подшипников в больших количествах используют безоловянный свинцово-кальцыевой баббит.

Таблица 2.

Химический состав кальциевых баббитов.

Марка сплава Химический состав, %
Кальций Натрий Олово Магний Свинец Примесей не более
Висмут Сурьма Медь Магний Прочие
БК 0,85-1,15 0,6-0,9 Ост. 0,1 0,25 0,02 0,3
БК2 0,35-0,55 0,25-0,5 1,5-2,5 0,04-0,09 » 0,2 0,2 0,15 0,3

Марки баббитов. Область применения баббитов.

Б89 – баббиты данной марки используют для особо ответственных узлов и механизмов работающих при высоких скоростях и давлениях выше 150 кг/см 2 , например для подшипников авиадвигателей.

Б83 – баббиты ответственного назначения, применяют для изготовления подшипников электродвигателей, компрессоров с большой мощностью, турбин, дизелей и паровых машин.

Б16 – из баббитов данной марки изготавливают подшипники дробилок и паровозов, а также ненагруженные вкладыши электровозов, электродвигателей и паровых машин.

БН – это подшипники, применяемые в легковых и грузовых автомобилях, тракторах, паровозах и компрессорах.

БТ – применяются для изготовления подшипников автомобильных и тракторных двигателей.

Б6 – это подшипники для шаровых мельниц, нефтяных двигателей и дымососов.

БК – баббиты этой марки предназначены для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя более 3 мм).

БК2 – баббиты также используются для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя менее 1 мм), изготавливают подшипники для железнодорожных вагонов.

Баббит свойства.

Таблица 3.

Физико-химические свойства баббитов.

Баббит

Баббит представляет собой сплав на основе олова или свинца, который используется в подшипниках скольжения в виде напыленного или залитого слоя, чтобы подшипник плотно прилегал к валу. Этот сплав обладает антифрикционными свойствами, то есть уменьшает трение, он мало изнашивается при трении и защищает от износа сам подшипник.

Различные виды баббита имеют разный состав, от которого зависят физические свойства материала, такие как температура плавления баббита, его плотность, допустимое давление и механическое напряжение.

Разновидности и состав

Баббиты — это общее название таких антифрикционных материалов. По составу они могут быть разными, выделяют оловянный, свинцовый и кальциевый баббиты. Характеризуются они допустимым рабочим давлением, рабочей температурой, рабочим механическим напряжением. На свойства баббитов существенно влияют твердые включения, основой для которых выступают мягкие металлы — олово и свинец.

Каждая добавка играет свою роль:

  • никель — повышает износостойкость;
  • медь — увеличивает твердость и ударную вязкость;
  • сурьма — делает сплав более прочным;
  • кадмий — противостоит коррозии.

Оловянных баббитов также существует несколько марок, среди которых — Б88, Б83, Б83С, SAE11, SAE12, ASTM2. Используют их для подшипников, которые подвергаются интенсивной нагрузке. В качестве твердых добавок в оловянные сплавы входят сурьма, кадмий, медь или никель. Из-за высокой износостойкости эти баббиты самые дорогие.

К свинцовым сплавам относятся Б16, БН, БСб, БКА, БК2, БК2Ш, SAE13, SAE14, ASTM7, SAE15, ASTM15. Они мягче, чем оловянные, обычно состоят из свинца и сурьмы в соотношении 87% к 13%, и обладают сравнительно низкой эластичностью, поэтому применяются для малонагруженных подшипников, используемых при высоких температурах, например, в дизельных моторах и прокатных станах.

Читайте также:  Не открываются двери с брелка ваз 2110; Все о Лада Гранта

Кальциевый сплав также имеет в своей основе свинец, его особенность — добавки кальция и натрия. Сплавы с кальцием используются для железнодорожных подшипников, которые сравнительно часто проверяют и меняют, так как кальциевая разновидность не обладает высокой износостойкостью.

Существует много марок этого материала, различающихся составом, но основных и наиболее часто применяемых около десяти. Состав и свойства распространенных марок влияют на то, как применяют эти сплавы.

  • Б-88 — 88% олова, сурьмы, кадмия. Это один из дорогих видов сплава, используется он в коренных подшипниках, которые должны выдерживать большие нагрузки и высокие скорости.
  • Б-83 — 83% олова, 11% сурьмы, 6% меди, применяется для средненагруженных подшипников, допустимое давление — 10-15 МПа, используется в механизмах, работающих на больших скоростях (более 1000 оборотов в минуту).
  • Б-16 — 15-17% олова, 15-17% сурьмы, 1,5-2% меди, остальное — свинец, применяется в подшипниках паровозов, электровозов, путевых машин, допустимое давление — до 10 МПа, применяется для заливки нерабочей верхней части подшипника, когда нижняя часть залита баббитом Б-83.
  • СОС6 — 5,5-6,5% цинка, 5,5-6,5% сурьмы, остальное — свинец, используется при больших нагрузках (больше 20 МПа), при температуре более 300 С, в подшипниках дизельных двигателей.
  • БМ — только для шатунных подшипников, которые устанавливают, например, на трактора. Такие детали меняют через каждые 1000 км, но масса баббита в них небольшая, поэтому деталь стоит сравнительно недорого.
  • БН — для деталей, используемых на средних скоростях, например, в судовых водопроводах, компрессорах.

Стандарты

Марки баббита Б88, Б83, Б83С, Б16, БН и БС6 изготавливаются по единому ГОСТу 1320-74. В этом стандарте указан химический состав, допустимое количество примесей, размеры и форма чушек, требования к безопасности. Согласно ГОСТу, по требованию заказчика некоторые компоненты могут быть заменены, также может быть изменена форма слитков.

В состав этих сплавов входят металлы, вредные для человека — это свинец, сурьма. Свинец относится к 1 классу опасности, сурьма — ко 2 классу. Свинец действует на нервную систему, кровь, сосуды, сурьма оказывает раздражающее действие. Поэтому работы с этими антифрикционными материалами (расплавление, заливку подшипников) необходимо проводить, используя средства защиты: сухую спецодежду, респиратор «Лепесток», валяную или кожаную обувь, рукавицы. На эти средства также существуют свои ГОСТы. Хранят антифрикционный сплав в закрытых проветриваемых помещениях. Также в ГОСТе прописаны условия эксплуатации, для которых приспособлена та или иная марка баббита.

Кальциевые баббиты производятся по другому стандарту — ГОСТу 1209-90 . Это сплавы под марками БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.

Лом этого материала должен отвечать ГОСТу 1639-2009 . Под действие этого стандарта попадают кусковой лом баббита (только оловянных разновидностей), кусковой лом свинцовых разновидностей (к нему добавляют отходы типографских сплавов), стружка оловянных баббитов и смешанная стружка.

Производство

Баббиты изготавливают как из первичных материалов, так и из вторичных, то есть переплавленного баббитового лома. Из лома в нашей стране делают до 70% этого материала. В последнем случае важно хорошо очистить лом от загрязнений и примесей.

Сплав баббит отливают в чушки — слитки определенной формы, размера и массы, которые прописаны в стандартах. При использовании сплава важно, чтобы чушки не были загрязнены. Загрязненный материал будет плохо сцепляться со вкладышами, что может привести к быстрому износу или авариям.

Температура плавления

Температура плавления этого материала зависит от его состава. При этом для заливки в форму иногда требуется нагреть сплав выше температуры плавления.

Сплав Б-83 плавится при температуре 240 градусов, но для заливки подшипников его нагревают до температуры 440-640 градусов. Свинцовый баббит Б-16 имеет температуру плавления 240-340 градусов, заливают в подшипники его при этой же температуре.

Заливка подшипников баббитом

Возможность перезалить баббит во вкладыши подшипников — альтернатива замене всего подшипника. Таким образом можно значительно сэкономить. Для заливки или перезаливки вкладышей подшипников баббитом необходимы:

  • баббит в кусках 1-2 кг;
  • древесный уголь;
  • соляная кислота;
  • палочки из олова и баббита для лужения;
  • паста для промазывания неплотно прилегающих мест формы,
  • тигель для плавки металла такого объема, чтобы в нем можно было расплавить баббит для заливки вкладыша за один прием, тигель должен иметь сужающуюся кверху форму, а носик должен выходить из его нижней части;
  • форма для заливки подшипника;
  • печь или горн (выпускаются специальные электропечи);
  • вода температурой 80-90 градусов.
Читайте также:  Рейтинг зимних шин типовые характеристики, разновидности, общие правила выбора обзор лучшей автомоби

Если необходимо перезалить подшипники, то сначала выплавляют старый баббит. Это делают в специальных печах, а также с помощью паяльной лампы или погружением в расплавленный баббит. Старый сплав необходимо тщательно очистить и обезжирить.

Поверхность подшипника также не должна иметь никаких загрязнений. Ее также обезжиривают и протравливают для лучшего сцепления антифрикционного материала с поверхностью. Для обезжиривания используют раствор каустической соды, после это операции деталь тщательно промывают. Для травления применяют соляную кислоту. В результате на поверхности появляются мелкие бороздки.

После очистки поверхность подшипника лудят, баббит нагревают до необходимой температуры и заливают в форму подшипника. После его застывания залитый подшипник очищают и подгоняют.

Оборудование

Какое оборудование используется для заливки подшипников баббитом? Для этого производят специальные комплекты оборудования, например, КО-2, на котором подшипники изготавливаются методом центробежного литья.

Этот комплект выпускают в нескольких модификациях:

  • МПС — для заливки подшипников скольжения 8ТН.263.028 и 8ТН.263.029;
  • D360 x L310 — для заливки подшипников скольжения с наружным диаметром до 360 мм, внутренним диаметром от 40 мм и длиной до 310 мм;
  • D950 x L500 — для заливки подшипников скольжения с внешним диаметром до 950 мм, внутренним диаметром от 60 мм и длиной 500 мм.

Использование специального оборудования позволяет заливать баббит более аккуратно, без перерасхода и дефектов.

Для выплавки баббита из вкладышей старых подшипников также выпускаются специальные печи, например, камерные типа ПКН разного размера и мощности:

  • ПКН-0,6-2000 мощностью 100 кВт,
  • ПКН-0,6-180 мощностью 26 кВт.

Печи сделаны из огнеупорных материалов, а в качестве нагревателей используются спирали из проволоки суперфехраль. Они оборудованы поддоном для установки вкладышей подшипников и лотком для слива расплавленного баббита.

Для заливки сплава во вкладыши подшипников применяются и другие типы печей, например, ППН с нижним клапаном разлива. В такие печи помещают тигели с баббитом. Они также нагреваются электрическими нагревателями. Такие печи имеют канал для аварийного слива, управляются с пульта, на котором задаются режимы работы. Печи типа ППН позволяют дозировано разливать баббит во вкладыши подшипников.

Как купить качественный сплав

От качества сплава зависит, насколько хорошо будут работать механизмы, в которых он используется. Поэтому следует покупать только баббит, изготовленный по ГОСТу.

Слитки должны быть чистыми, однородными, на них должны стоять (быть выдавлены) марка материала, номер плавки и товарный знак предприятия. Важно, чтобы состав сплава соответствовал цели, для которой его будут применять.

Не стоит гнаться за очень низкой ценой. Сплав Б83 продается по цене примерно 1 300 000 р за 1 т. Лом баббита дешевле, чем первичный материал — 500-600 рублей за килограмм.

Баббит Б16 стоит дешевле — около 350 тысяч рублей за тонну. Предприятия, которые занимаются оптовыми поставками, могут установить свои цены, они ниже, чем розничные.

Заключение

Несмотря на то что баббит был изобретен давно, он до сих пор применяется в подшипниках и эффективно выполняет свою функцию. Для каждого вида подшипников применяется сплав различного состава, различные добавки к основному металлу — олову или свинцу — меняют свойства материала, делая его мягче, тверже, более гибким или, наоборот, хрупким. Перезаливка сплавом подшипников позволяет не менять их полностью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector