Снятие и замена втулок стартера на ВАЗ 2108, 2109, 21099; Avtochanel

Устройство стартера Ваз 2109

Стартер Ваз 2109 состоит из двух основных частей, двигатель и втягивающее реле, устройство стартера Ваз 2109 показано ниже на рисунке:

Схема стартера ваз 2109: 1 – крышка со стороны коллектора, 2 – корпус, 3 – крышка со стороны привода, 4 – привод, 5 – вал якоря, 6 – втягивающее реле стартера Ваз 2109, 7 – контактные болты, 8 – вывод обмотки статора.

Ремонт стартера Ваз 2109

Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:

ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.

Отверните гайку крепления ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.

Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.

Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.

Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.

Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2019 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.

Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109

Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.

1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.

Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.

Замена втулок стартера Ваз 2109

На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).

Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.

Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.

Замена втулок стартера ваз 2109 своими руками

Как производится замена втулок стартера ВАЗ-2109

Замена втулок стартера ВАЗ-2109 становится необходимой при сильном осевом биении. Эту проблему можно обнаружить во время запуска – обороты и мощность двигателя снижаются.

Чтобы проверить состояние втулок, придется полностью разбирать стартер, так как по-другому определить их пригодность не представляется возможным. Работа несложная, поэтому ее можно легко выполнить самостоятельно в своем гараже, не прибегая к посторонней помощи и без применения специального инструмента. Если техобслуживание автомобиля давно не проводилось, понадобятся новые втулки, а также щетки.

Снятие стартера

Перед тем как снять стартер, необходимо подготовить два ключа на 10 и на 13, они понадобятся для того, чтобы снять клемму с аккумулятора. Чтобы избежать короткого замыкания, вначале снимите минусовую клемму. В случае если на вашем автомобиле стоит инжектор, придется снимать воздушный фильтр, находящийся над стартером.

Стартер ВАЗ-2109 можно демонтировать двумя способами: через верх или через низ. Если выбран второй вариант, то нужно временно снять защиту картера, чтобы она не мешала. Далее необходимо отсоединить втягивающее реле от двух проводов. Вначале отсоединяем силовой (толстый) провод, по которому подается напряжение на стартер, затем тонкий – необходимый для питания обмотки реле.

Тонкий провод можно просто вытянуть руками. Для отключения силового нужно ключом на 13 открутить гайку с контакта втягивающего реле. После того как отсоедините провода, уберите их в сторону.

Далее нужно выкрутить три гайки крепления стартера к блоку сцепления. Для этого используйте ключ на 13.

После откручивания гаек нужно потянуть корпус вправо и увести и увести его со шпилек. Теперь можно вытянуть стартер через верх или низ и заняться его ремонтом.

Демонтированный стартер положите на верстак и уберите с него всю грязь. Отсоедините втягивающее реле, которое закреплено на два болта с головками под отвертку. Далее снимите якорь с металлических пластин бендикса. Возьмите ключ на 10 и открутите заднюю крышку стартера. После снятия крышки откроется вид на ось стартера, с которой нужно снять стопорное кольцо. Его можно снять, воспользовавшись плоской отверткой.

Корпус стартера на «девятке» состоит из трех частей, который держится благодаря трем шпилькам стягивающим его. В процессе выкручивания гаек на шпильках все части агрегата отсоединяются, поэтому разборка стартера не будет сопровождаться трудностями. Существует два вида стартеров: с планетарным редуктором и без него, коллекторы которых немного отличаются.

Читайте также:  Как самостоятельно заменить ниппель (сосок) на бескамерной шине без снятия колеса

Если в стартере ВАЗ-2109 установлен планетарный редуктор, его щетки будут расположены параллельно корпусу, во втором варианте – перпендикулярно оси стартера. Старая втулка надежно запрессована в корпус стартера, поэтому чтобы ее извлечь, придется хорошо постараться. Для избавления от старой втулки возьмите молоток, кусок трубы подходящего диаметра или оправку. Приставьте ее к втулке и резкими, короткими ударами молотка выбейте ее из посадочного места. Главное, в процессе не перестараться, так как крышка стартера может в любой момент лопнуть, а заменить ее окажется нечем.

Чтобы не пришлось искать похожий стартер, с которого можно снять крышку, будьте предельно осторожны. Перед запрессовкой новой втулки желательно пройтись по месту установки мелкозернистой наждачной бумагой. Для запрессовки новой втулки лучше всего использовать старую, так как он изготовлена из мягкого металла и будет смягчать силу удара во время установки, это позволит не допустить появления трещин на корпусе крышки. Пока стартер в разобранном состоянии, осмотрите щетки, возможно, их нужно заменить. Сборка стартера выполняется в обратной последовательности.

Для проверки работы стартера подключите его к аккумулятору. Ровная, спокойная работа будет подтверждением того, что процесс замены втулок и сборке стартера выполнены правильно. Далее можно устанавливать его на свое место.

Замена втулок стартера ваз 2109 своими руками

Мама моя родная роди меня обратно.
Втулка графитовая расковыривается любой более менее мощной отверткой

БРОНЗО-графитовая. Расковыривать не пробовал, но удары молотка выдержала легко, когда забивал новую обратно.

У всех видимо эта втулка достается в разном состоянии. У меня она практически пальцем выколупалась.

поддерживаю,у меня со стартером вышла,а иной раз и пое***ся

у кого легко выходит втулка значит разбито отверстие под втулку,
новая легко войдет и быстро разболтается в отверстии

У меня так. Что с этим делать?

я облудил у себя втулку, твердоплавким припоем, больше на баббит
похожим, тонким слоем, зашла плотно

последнее время в продаже чаще медно-графитовые, они
не такие хрупкие на вид

У втулки одна сторона была на сквозь изношенная. . может для профилактики заменить эту втулку.

поменял эту втулку. На глаз износа на старой не обнаружил.

Авто 21093. Запарил меня через раз включающийся стартер! Сегодня снял его.. Стартер снялся вместе со втулкой на валу.. Вернее, с ее остатками..

У втулки отсутствует 1/3 часть боковой поверхности. Т.е. если посмотреть на втулку сверху, получится буква «С». Я думаю, что остальное отломилось и упало в картер сцепления. Чем чревато, если оно все-таки туда упало? До весны пролежит?

И еще вопросик. Как запрессовывать новую втулку? Тупо молотком или как?

И еще вопросик. Как запрессовывать новую втулку? Тупо молотком или как?

Как запрессовывать новую втулку? Тупо молотком или как?

с большой вероятностью она у вас пальчиками будет вставляться ��

Я думаю, что остальное отломилось и упало в картер сцепления. Чем чревато, если оно все-таки туда упало? До весны пролежит?

а о какой втулке речь?

а мурзилку изучить никак?

У втулки одна сторона была на сквозь изношенная. . может для профилактики заменить эту втулку.

поменял эту втулку. На глаз износа на старой не обнаружил.

Цитировать надо правильно. Я писал, что купил машину с пробегом 60 и втулка была на сквозь изношенная. Тогда я ее сразу заменил. А для профилактики я поменял очередной раз втулку, на пробеге 147тыщ (на днях менял). Т.е. машина на меняной втулке прошла почти 90тыщ и заметного износа на втулке не было. Вот мне и странно, как предыдущий хозяин за 60 тыщ в хлам убил втулку, а я за 90 не смог ее убить.
Кстати, извлек втулку метчиком на 12. Резьбу толком не нарезал, но загнав метчик до упора, я подколупнул метчиком эту втулку и вытащил. Снимал втулку на снятой КПП.

Устройство стартера Ваз 2109

Стартер Ваз 2109 состоит из двух основных частей, двигатель и втягивающее реле, устройство стартера Ваз 2109 показано ниже на рисунке:

Схема стартера ваз 2109: 1 – крышка со стороны коллектора, 2 – корпус, 3 – крышка со стороны привода, 4 – привод, 5 – вал якоря, 6 – втягивающее реле стартера Ваз 2109, 7 – контактные болты, 8 – вывод обмотки статора.

Ремонт стартера Ваз 2109

Перед началом ремонта и выявлением неисправности стартера Ваз 2109, его необходима снять с автомобиля, как снять стартер:

ВАЖНО: Перед началом снятия стартера на Ваз 2109 отключите массу от АКБ. Отсоедините колодку с проводом от клеммы тягового реле стартера.

Отверните гайку крепления ключом на 13 и снимите провод с контактного болта втягивающего реле стартера.

Отверните болты крепления и снимите защиту картера.

Снизу отсека двигателя отверните две гайки крепления стартера ключом на 13.

Отверните третью гайку ключом на 13 крепления стартера сверху отсека двигателя.

Выньте стартер Ваз 2109 из картера сцепления.

Как стартер окажется в руках, можно начать поиск неисправностей. Основные неисправности стартера Ваз 2019 — это выход из строя втягивающего реле или износ втулок стартера в редких случаях изнашиваются щетки, так как они не подлежат ремонту, требуется замена щеток стартера Ваз 2109.

Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109

Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.

Читайте также:  АЗС Лукойл заправки на карте России Ближайшая заправка Lukiol

1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.

Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.

Замена втулок стартера Ваз 2109

На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).

Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.

Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.

Замена втулки стартера ВАЗ 2109. Ничего сложного нет

Имея индивидуальные особенности конструкции, замена втулки стартера ВАЗ 2109 отличается от аналогичного ремонта на других ВАЗовских моделях автомобилей. «Девятка» комплектовалась стартерами 3 типов – с торцевым коллектором, с коллектором цилиндрического вида и с редуктором в виде планетарного механизма.

В остальных параметрах все три вида стартеров сходны, как по конструкции, так и по посадочным крепежным местам.

Замена втулки стартера ВАЗ 2109 осложнена тем фактом, что на всех трех видах, она впрессовывается в крышку картера и является концевой опорной точкой для вала. Сама втулка изготовлена из металлокерамического сплава, хотя этот факт ее не предохраняет от износа и повреждений при постоянной нагрузке.

Содержание

Признаки надвигающейся замены втулки аналогичны тем, которые сопровождают перебои в работе карбюратора, или изменение расстояния между плоскостями прерывателя – появляется непривычный гул в моторном отсеке и двигатель начинает работать не синхронно и без привычной динамики разгона.

Профилактика и диагностика

По возможности максимально удлинить срок эксплуатации втулки стартера может правильное обслуживание и пользование автомобилем в целом. Давно подмечено, чем заботливей автолюбитель относится к своей машине, тем реже она ломается.

Заводить автомобиль тоже нужно умеючи и не «насиловать» его, если запуск двигателя не получился с первой попытки. Не держите стартер под нагрузкой при пуске более 10 секунд, двигатель уже не заведется с этой попытки.

Перед последующим подходом к проворачиванию ключа в зажигании лучше сделать 30-секундный перерыв – и водитель успокоится, и автомобиль отдохнет, и аккумулятор восстановит свои силы.

Стартер может работать не в штатном режиме не только по вине разрушения втулки. Имеются и другие неисправности, которые влияют на его функционирование, например:

  • проскальзывание муфты (поломка фиксируется только на стенде диагностики);
  • ось рычага выскальзывает со штатного места (выработка ресурса самого рычага);

Ремонт

Какая бы конструктивная деталь не вышла из строя в составе стартера, без его снятия и полной разборки ремонт невозможен. Перед тем, как демонтировать стартер лучше всего зарисовать схему его подключения, а не надеяться на память, как-никак, а у стартера пять положительных выходов и все необходимо правильно впоследствии подключить.

На «девятке» стартер расположен на картере механизма сцепления на левой стороне двигателя.

  • Первый шаг при снятии стартера – отключение его от «массы» и от бортовой сети запитки. Затем снимаются все разъемы;
  • Гайки крепления в количестве двух штук находится в нижней части двигателя под защитой картера, которую необходимо снять;
  • Последняя, третья гайка крепления, расположена в верхней части моторного отсека, после скручивания которой, корпус стартера изымается из картера;
  • После этого начинается поэтапное тестирование механизмов. Начинать его нужно с реле, подав на управляющие контакты 12 вольт. При нормальной работе муфта сдвигается;
  • Затем проверяются щетки (их высота не должна быть меньше 20 мм), целостность обмотки и коллектора. Не должно быть следов сильного нагара, которые свидетельствуют о наличии пробоя в обмотке.

Как можно заключить из вышеприведенных манипуляций, снятие и замена втулки стартера ВАЗ 2109 не относится к простому ремонту, поэтому хотя бы один раз их желательно произвести при чутком руководстве опытного специалиста, чтобы не пришлось затем производить полную замену стартера на СТО.

Не работает стартер на ВАЗ 2109, что делать?

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки.

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Щетки

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

Втулки

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector