Топ 10 Легендарных гонщиков Формулы 2

Паули Пииппола великий финский гонщик на снегоходах; BRP Центр «КРАБ»

2020 модельный год Ski-Doo задает новый уровень в сегменте утилитарных снегоходов и расширяет возможности горных

Статья из финского журнала MK (Mootorikelkkailun Erikoislehti)

Текст: Йони Лаунонен
Фото: Йони Лаунонен и из архива П. Пииппола

Легендарный финский гонщий Паули Пииппола в особых представлениях не нуждается. Многократный призер различных международных соревнований и конструктор легендарной подвески PPS скорости не сбавляет.

Был 1982 г., когда Паули Пииппола решительно ступил на порог завода Lynx со своей королевской идеей. Профессионал по мотокроссу прошлых лет решил внести свой вклад в гонки на снегоходах и предложил Юсси Тапио уговорить тогдашнего директора завода начать производить гоночные снегоходы Lynx.

– Я участвовал одну зиму в гонках на Ski-Doo MX и преуспел. Lynx имеет тот же двигатель, так что дело знакомое.

Разрешение было дано не сразу, но, в конце концов, тогдашний директор-распорядитель Лаури Луопаярви одобрил проект. Кроме Паули и Юсси, работать над новым снегоходом начали Эрик Ахмасало и Эса Колппанен. По слухам, когда было получено разрешение, ребята успели уже тайком выполнить проект наполовину.

– Мы решили использовать для создания гоночного снегохода серийную модель. Мы долго думали, возьмем ли мы GLX Finlandia с широкой гусеницей или GL 3300. Остановились на модели с узкой гусеницей, для которой сделали отдельную подвеску, – вспоминает Пииппола.

Пииппола и Peltinokka-Lynx (Lynx-Жестяной нос) в свое время создавали историю финских снегоходов!

GL 3300 – это представление Lynx о спортивном снегоходе для свободного времени. Стандартно в нем использовался двигатель Rotax 377 и, в отличие от других спортивных снегоходов того времени, гусеница длиной 130 дюймов (330 см), тогда как другие использовали 121-дюймовую гусеницу (307 см).
Готовая гоночная машина стала известна под именем «Пелтинокка-Lynx» (Lynx-Жестяной нос). Это был очень удачный для своего времени снегоход, гоночные способности которого были доказаны уже во время первых же соревнований, которые Паукка выиграл. Эта победа стала отправной точкой истории успеха, с которой может сравниться только карьера Янне Тапио.

Снегоход весил 205 кг, его управляемость и проходимость, по словам Паукки, были «весьма хорошими».
По масштабам современных гоночных машин «Жестяной нос» с точки зрения своей мощности был совсем уж непрезентабельным агрегатом, потому что был способен только чуть больше чем на 60 лошадиных сил. Разница с первым гоночным снегоходом Паукки, Винхой (Winha), который он получил от Auto Wihuri в 1969 г., была значительной, потому что максимальной скоростью Винхи, которая была измерена при помощи «Шкоды» Юсси Тапио, была 65 км/ч.

На хлеб – гонками

Молодым человеком Паукка время от времени отправлялся во Францию. Он обеспечивал себя и свою семью, участвуя в мотокроссах. В это время во Франции и в прочей материковой Европе мотокросс был исключительно популярен. Уровень был лучшим в мире, и соревнований хватало. Кроме чемпионатов мира, большой интерес вызывали международные соревнования, которых во Франции проводилось в особо удачные выходные по нескольку штук одновременно.

Мотокроссная жизнь во Франции была не слишком светской, но, по мнению Пауки, очень приятной. По тем временам и особого оборудования для этого не требовалось.

– В это время не нужно было ездить со всем снаряжением, которое есть в мире. Мотоциклы были прочные. И колеса были такими, что их не приходилось менять слишком часто.

Так что не нужно было делать ничего, кроме замены масла, тросов, цепей и шестерен. Нервов на это, правда, уходило иногда много. Так как расход запчастей был небольшим, ездить было несложно. Свой первый рейс Паукка совершил на Volvo Duet, в багажнике которого мотоцикл Husqvarna помещался прекрасно.

Пииппола участвовал в гонках как профессионал 10 лет. Он сосредоточился, в основном, на международных гонках, потому что удачно участвующий в них молодой человек зарабатывал столько, что зимой студент в Рованиеми не был вынужден питаться только овсяной кашей. За гонки платили стартовые деньги, а кроме этого, и призовые.

– Этого хватало. Гонки были крупными, публики много. В это время у людей, похоже, не было в свободное время так много других возможностей что-то посмотреть, так что по воскресеньям они приходили смотреть гонки. Да и расходы в это время были небольшими.

Современники поражались скорости Паукки. Доказательством скорости и способности молодого человека подчинить себе мотоцикл является плакат, на котором он с огромной скоростью проходит поворот на этапе чемпионата мира. Удивление вызывает то, что, по словам главного редактора Й.Хельминена, двигатель тогдашнего Husse был настолько маломощным, что никогда прежде и никогда в дальнейшем, по мнению Хельминена, не было менее пригодной к гонкам гоночной машины.

– Да, на твердой трассе все двигались быстро. Где-нибудь в Испании, где трасса сделана по сухому глинистому полю, никакого трения не было. Иногда именно маломощный и двигался быстрее, потому что не буксовал, – размышляет Паукка.

Пииппола и его товарищи летом участвовали в эндуро-приключениях на велосипедах. На снимке Паукка преодолевает реку на DR 350 Suzuki.

Паукки Пииппола успел продемонстрировать свою скорость и в Финляндии, хотя в этапах чемпоната Финляндии он участвовал мало.
– Да, я в одной серии чемпионата Финляндии участвовал. Выиграл в 1973 г. чемпионат Финляндии для пятисоток на CZ 360 кубометров.
Профессиональное участие в мотокроссе закончилось в 1980 г. Однако езда на мотоцикле на этом не закончилась, до сих пор Паукка участвует в hictoric motocross на старой «Яве». В этом году он участвовал в кроссах чемпионата мира на мотоциклах-ветеранах. Личный результат был хорош: Пиипола был вторым. Недоукомплектованная команда Финляндии заняла 4 место.

Раньше снегоходы были – железо, и люди тоже

Увлечение снегоходами началось уже в 1969 г.

– Я тогда от «Вихури» получил «Винху». На ней ездил на Лаплдандские игры. В 1970 г. я поступил в техническое училище в Рованиеми. Тогда я зимой участвовал в соревнованиях Кооператива «Окелбо». В конце апреля я уехал во Францию для участия в мотокроссах.

«Жестяной нос» из гоночных машин Паукки – наверняка самый известный и обсуждаемый. С дебютом «Жестяного носа» в Кемиярви связана небольшая история. Так как в то время снегоходы Lynx, в основном, были рабочими машинами, люди, приехавшие посмотреть на гонки на «Линксах», оставляли свои снегоходы за сугробом, как бы подальше от чужих глаз. Когда Паукка выиграл первый заезд, «Линксы» один за другим перекочевали на стоянку поближе к трассе.

Результаты свидетельствуют о том, что первая гоночная модель Lynx была вполне удачной.

– Снегоход имел стальной корпус, а на заводе был большой опыт и умение выпускать стальные корпуса. Это был хороший и надежный снегоход. Его конструкция была очень простой, а вес небольшим, всего 205 кг.

– Запчастей в тогдашних снегоходах была едва половина по сравнению с нынешними, – поясняет Паукка, – В начале 1980-х годов гоночные машины были довольно похожи друг на друга. Гусеницы были примерно одинаковые. Ходовые качества уже и тогда были хорошие. Мощности в «Поларисах» и «Ямахах» было, пожалуй, больше, но так как гусеницы были во всех машинах довольно низкими, преимущество в мощности использовать было нельзя.

Жидкостные машины появились в середине 1980-х годов. Под капот установили двигатели в 521 кубометр Rotax 534, которые в те времена использовались на Ski-Doo Formula Plus.

– В них было 100 лошадок. У Rotax были модернизированные серии, которые были сделаны под европейский бензин. В машине использовались две трубы. Силы в них, конечно, было много.

Чемпионских достижений в гонках на снегоходах скопилось с десяток. Были и медали других достоинств.

Атмосфера командных соревнований

Командные соревнования собирали публику уже в 1970-х годах. Сначала финны спорили за превосходство на снегоходах в Скандинавии со шведами, а затем подключились и норвежцы. В 70-х первые снегоходы покупали в Швеции.

Читайте также:  Снятие и замена втулок стартера на ВАЗ 2108, 2109, 21099; Avtochanel

– У нас были всегда старые шведские снегоходы. Но когда мы поехали в Швецию на гонки, шведы с нами тягаться не смогли, хотя ездили на новых снегоходах, – вспоминает Паукка.

В 1970-х годах Рованиеми был оживленным снегоходным центром. Были хорошие водители и в соседнем населенном пункте, Кемиярви. В следующем десятилетии снегоходы стали популярны в Йоенсуу. В борьбу за лидерство включились гонщики из Восточной Финляндии под руководством Юкки и Петри Варисов.

– В то время было так, что если где-нибудь какая-то компания увлекалась чем-то, то страсти было больше, чем умения, а учились на опыте друг друга, когда все делалось всей компанией. Тогда ведь не было видеофильмов, которые можно было смотреть и учиться, как нужно ездить.

В Швеции ездили и в 1980-х годах. Дебют Паукки на «Жестяном носу» не остался незамеченным теми, кто следил за этим видом спорта. Стартовый список на стёруманских гонках у шведов вызвал улыбку, потому что гонщика на «Линкс» никто всерьез не принимал.

– Над «Линксом» немного насмехались, потому что он был известен только как снегоход для работы. Я не помню, выиграл ли Паукка гонку, но выступил он хорошо в любом случае, – вспоминает Ханс Бак, который в то время был главным редактором шведской газеты «Snowmobil» («Снегоход»).

– Но все равно люди, за гонками на снегоходах следившие, Пииппола запомнили, потому что гонок в Швеции он выиграл немало, – вспоминает Хассе.

Человек множества историй

Когда участвуешь в соревнованиях так долго, как Паули Пииппола, набирается материала на множество историй. Так что не удивительно, что в среде, близкой к гонкам на снегоходах, ходит множество легенд о приключениях вечно молодого дедушки Пииппола.

Одна из самых забавных историй относится к гонкам в Швеции, где финским снегоходам с воздушным охлаждением было нелегко пройти тест на шум. Как гласит легенда, Паукка отвез свой снегоход на замеры и прошел тест без замечаний.

Это вызвало в лагере финнов вопросы, в ответ на которые Паукка выдал свою тайну и сказал, что он напихал шишек в шумоглушитель.

Да сгорят они там без следа, – так, по слухам, гонщик прокоментировал свой фокус.

Паули смеется над этой историей.

Пииппола и «Торни-Оккели» были серьезной командой в 70-х годах

Мотокросс все еще числится среди увлечений вечно молодого и находящегося в вечном движении, а успех на мотоцикле класса historic сопутствует даже на уровне чемпионата мира.

О Паукке ходит множество историй, но правда, в конце концов, и в этом случае удивительнее легенд

Как не имеет под собой почвы и легенда о том, что отправившийся на свои первые соревнования во Францию молодой человек в качестве провианта взял с собой ведро вареных яиц.

Но и реальных историй множество. В начале 1970-х годов команда ЛаМК ехала на соревнования в Нуоргам. Ехали на клубном автобусе, который был известен под нежным прозванием «крематорий». Причиной этого названия было то, что салон обогревался посредством выхлопной трубы, так что температура в салоне шведскую сауну укладывала на лопатки походя.

У Паукки во время гонок был поврежден снегоход, а на следующий день нужно было опять участвовать в гонках. Для эффективного использования времени Паукка во время поездки находился в багажном отделении, где приводил в порядок свой «Окелбо» для следующих гонок.

Теро Юлианттила вспоминает довольно грубое поведение Паукки на трассе. В командных соревнованиях где-то в начале 1980-х годов швед Фредрик Холмгрен захватил лидерство на Yamaha Vmax и, двигаясь широко, заботился о том, чтобы шедший за ним Юлианттила на своем более маломощном Polaris не мог его обогнать.

– Так я на прямой и не смог его обойти. Я слышал, как Паукка шел на своем «Жестяном носу» позади меня. Я смекнул, что если Паукка пройдет, то и я пройду следом. На следующем повороте Паукка так долбанул в бок Холмгрена, что он перелетел через сиденье. После заезда Паукка сказал, что именно так нужно обгонять.

Советы гонщикам

Сейчас Паули Пииппола работает на заводе ВRP в Рованиеми. С того времени, как он пришел на завод, он конструирует новые изделия. Своей основной работой он считает доводку. Он работает как над рабочими, так и над спортивными снегоходами. Его подход бескомпромиссный, а цель – целесообразность. Это означает прямолинейное мышление, когда все несущественное отбрасывается.

– Если машина отрегулирована хорошо, то менять регулировку просто ради того, чтобы поменять, смысла нет. Сложно что-то менять, не зная, для чего ты это делаешь. Это как изменить место дырки.

– Это касается и спортивных снегоходов. Если машина не претерпевает никаких изменений, то и доводить ее постоянно не нужно. То, что отрегулировано в прошлом году, будет работать и следующей зимой, уж если с самого начала сделано хорошо.

На соревнованиях Паукка практически не регулирует свой снегоход между заездами. После заезда он обычно смотрит в воздухозаборное отверстие, как бы проверяет, на месте ли еще двигатель:

– Да зачем понапрасну беспокоиться.

Молодым гонщикам старый мастер может много чего посоветовать, но из этих советов упомянем лишь один. По мнению Паукки, современный сноукросс уже настолько совершенен, что изменений уже не требует.

– Если регулировка не работает, то нужно просто немного быстрее ехать.

Пииппола все еще выполняет на заводе Lynx работы по технической доводке.

Устами Паукки глаголет истина

Паули Пииппола был мастером на трассе, а теперь он действительно кладезь премудрости по снегоходам. Но желающий получить его совет должен быть и сам в какой-то степени мастером, потому что ответы Паукки можно иногда охарактеризовать как зашифрованные. Поэтому на первый взгляд они могут восприниматься и как зубоскальство.

Вилле-Пекка Юрттиахо считался бесспорно самым талантливым молодым snowcross-дарованием начала XXI века. Досадно, что интерес Вилле к гонкам угас слишком рано.

В 2002 г. Вилле гонялся еще по полной. Он участвовал в гонках в классе Sport 500, и его выводило из себя, что его Enduro 500F не шел так, как молодому человеку хотелось бы. Полный надежд, он отправился к Паукке за советом, как заставить Lynx идти быстрее. Ответ был четкий и содержал суровую правду.
– 98 в бак и газу, – посоветовал Паукка Вилле.

Теро Юлианттила, в свою очередь, вспоминает товарища, имевшего проблемы с карбюратором и мучившегося от того, что двигатель чихал и кашлял.
– Ну мешает ли это чихание езде? – спросил Паукаа.
Товарищ четкого ответа не имел.
– Ну и какие тогда проблемы, если не мешает? Езжай и пусть себе чихает!

Юсси Мякеля, в свою очередь, вспоминает, что тактичность никогда не была сильной стороной Паукки. В Оулу в ходе гонки по дороге произошел несчастный случай, когда гонщик, шедший впереди Паукки, не вписался в поворот и на высокой скорости вылетел с трассы, получив травму. После заезда Паукка спросил у лежавшего на носилках товарища: «Ну что, приемчики на повороте закончились?»

Паули Пииппола

Возраст: 62
Семейное положение: женат, жена Тиина
Дети: один

Увлечения: historic motocross, эндуро-приключения
Любимое блюдо: оленье жаркое
Любимая музыка: фоновая музыка
Достижения: чемпион Европы по гонкам на снегоходе, 2-кратный чемпион чемпионата Скандинавии и 10-кратный чемпион Финляндии, из которых один раз – по мотокроссу. Многочисленные победы и призовые места в проводимых во Франции международных мотокроссах в 1970-х годах.

Пять самых быстрых гонщиков в мире

Пока Tesla из личной коллекции Илона Маска рассекает просторы космоса, а учителя литературы угнетают школьников риторическим вопросом, какой русский не любит быстрой езды, в мире есть вполне земные парни, которых хлебом не корми — дай погонять. 19 марта на Discovery Channel стартует «Неделя скорости», мегагонка, где будут соревноваться самые крутые стритрейсеры и дрэгрейсеры Америки. Им не дают покоя лавры легендарных гонщиков. Про Шумахера и «Формулу-1» ты и сам слышал, не маленький, но помимо них есть еще много крутых пилотов, именами которых можно ненароком козырнуть с ученым видом знатока.

Читайте также:  Шаровые опоры ВАЗ 2107 какие лучше для замены, описание процесса с видео, вариант без съёмника

Вместе с Discovery Channel мы выбрали пять гонщиков, которых стоит знать приличному человеку. И это было вовсе не просто! Например, мы хотели бы видеть в списке Стива Маккуина и Колина Макрея. А еще целую кучу достойных джентльменов из далекого прошлого. Льюиса Хэмилтона (именно он красуется на фото выше) и Айртона Сенну в шорт-лист не включили, поскольку думаем о тебе хорошо и верим, что ты о них знаешь и без нас. В общем, пятерка — это чертовски мало для мира автоспорта, и все же оцени наш совместный выбор.

Вундеркинд Себастьян Феттель

Германия все делает качественно, на совесть, — от автомобилей и пива до промышленного оборудования, тезисов Реформации и философских школ. Всегда были на слуху и немецкие спортсмены: тут тебе и Борис Беккер, и Йоахим Лёв, и Мануэль Нойер, и Дирк Новицки, и много еще кто. В 2010 году лучшим спортсменом года в Германии был признан двадцатитрехлетний Себастьян Феттель, четырехкратный чемпион мира «Формулы-1», причем в каждый из сезонов (с 2010 по 2013 год) он оставался самым юным победителем серии. В перерывах, проездом, он успел стать самым молодым вице-чемпионом мира (в 2009 году) и разжиться другими престижными наградами и званиями. Его часто называют вторым Шумахером — такой же талантливый и бесшабашный немец. Но сам Феттель всю жизнь открещивается от навязываемого сходства: конечно, Красный Барон — кумир его детства, но сегодня Себастьян неоднократно подчеркивает, что он самостоятельная единица автоспорта и сравнения тут неуместны. Легендарный Ники Лауда, снимая в 2011 году перед Феттелем свою не менее легендарную красную кепку, назвал его идеальным чемпионом, и это уже ближе к истине.

Себастьян Феттель на Гран-при Австралии, март 2018 года. Фото www.ferrari.com

Страдания юного Феттеля по машинам начались, как и у всех мальчиков, в раннем детстве, и уже в семь лет он впервые сел за руль. Правда, параллельно с этим Себастьян мечтал стать певцом, но вокальных данных ему катастрофически не хватило. В отличие от большинства людей, которых эти незначительные детали не останавливают, Феттель здраво рассудил: не можешь петь — не мучай связки. И сделал ставку на автоспорт. Не прогадал. Феттель начинал карьеру с выступления за команду BMW. Правда, всего год, после чего ушел в Toro Rosso, позже — в Red Bull, а в 2014 году подписал договор с Ferrari. Но публика и журналисты любят его не только за послужной список. Феттель — простой парень из соседнего двора: его не коснулась звездная болезнь, он летает обычными рейсами, охотно дает развернутые интервью, на прием к князю Монако Альберу II приходит в джинсах и тапочках и может себе позволить подарить на 80-летие боссу «Формулы-1» ходунки с шутливыми кнопками приема виагры и вызова медсестры и юриста (что еще нужно человеку в 80 лет?). Всем своим машинам Феттель дает имена (признайся, ты тоже так делаешь): в коллекции есть Маргарита, Джина, Ева, Голодная Хайди, Сексапильная Лиз и еще несколько ярких и легкомысленных, если верить прозвищам, девушек.

Себастьен Лёб: орел Почетного легиона

Себастьен Лёб — французский автогонщик, который девять раз подряд, с 2004 по 2012 год, становился чемпионом мира по ралли, что делает его самым титулованным раллистом за всю историю. Ему же принадлежит серебро 2005 года в старейшей гонке на выносливость «24 часа Ле-Мана», а также ряд рекордов по числу очков, побед и выигранных спецучастков чемпионата мира по ралли. В отличие от Феттеля, с детства Лёб всерьез увлекался не машинами, а гимнастикой и даже занимался ею на околопрофессиональном уровне. Видимо, однажды он отрабатывал какой-то особенно каверзный трюк и случайно совершил кульбит в другую спортивную дисциплину. Но, как бы там ни было, в 1995 году брусья на гоночное кресло-ковш он променял раз и навсегда.

Себастьен Лёб. Фото Citroen

В 1998 году Лёб дебютирует на международной арене от команды Citroen, ей он остается верен и по сей день (двадцать лет, между прочим). Еще одна большая любовь Себастьена — асфальтовые гонки: он выиграл почти все состязания на этом покрытии. Трижды Себастьен становился победителем «Гонки чемпионов», в которой крутизной мерятся лучшие пилоты «Формулы-1», NASCAR, чемпионата мира по ралли, IndyCar и других культовых состязаний. В 2015 году он на полторы минуты превзошел действующий рекорд «Гонки в облаках», взлетев по трассе Пайс-Пик за 8 минут 13 секунд. Это было даже быстрее потенциально возможного времени, которое предварительно просчитал компьютер. Последний этап на высоте 4300 метров ему пришлось проходить практически на ощупь, поскольку финальный поворот — слепой, но Себастьену не привыкать. Повадки у него — на зависть ниндзя: сложные участки треков он преодолевает по памяти, за время тренировок успевает выучить их наизусть и ориентируется по рельефу местности. Однажды на ночном участке Ралли Уэльса Лёб тоже шел вслепую через дождь и туман — фары барахлили, поэтому пришлось снова призывать на помощь свои суперспособности. В 2009 году за заслуги перед Францией и автоспортом Николя Саркози посвятил Лёба в рыцари ордена Почетного легиона.

Себастьен Ожье: позднее зажигание

Если ты еще не запутался в Себастьянах, Себастьенах и прочих производных на один квадратный метр трассы, то вот тебе еще один. Себастьен Ожье дышит в бампер Лёбу: пятикратный чемпион мира по ралли (2013—2017 годов), он уступает тезке и по количеству побед на этапах — 40 против 78. В отличие от Феттеля Ожье, достаточно поздно пришел в автогонки: до этого он предпочитал гонять на горных лыжах и даже получил профессиональный разряд. Если Феттель в 23 года уже стал чемпионом мира, то Ожье в двадцать два только дебютировал, причем начал свою карьеру он в качестве механика Peugeot Sport. Впрочем, торопиться по жизни ему некуда — не на трассе же. После серии удачных выступлений за Citroen в 2011 году Ожье покидает команду из-за внутренних разногласий: его чемпионские амбиции не уживались ни с руководством, ни с Лёбом. Практически сразу он подписал контракт с Volkswagen, и с этого момента начинается его чемпионский путь и неофициальная дуэль на моторах с Лёбом.

Фото с официального сайта Ожье www.sebastien-ogier.com

В 2013 году он стал вторым нескандинавским пилотом после Лёба, которому удалось выиграть Ралли Швеции. Чуть позже на гонке в Аргентине он уступил бывшему сокоманднику, однако Ралли Франции наконец принесло Ожье долгожданную победу — первый титул чемпиона мира. Всего же за сезон 2013 года он набрал в сумме 290 очков — это был не только рекорд раллийного чемпионата, но и то самое блюдо, которое нужно подавать холодным: предыдущий лучший результат в 276 очков принадлежал, разумеется, Лёбу. После такого внушительного триумфа можно было и успокоиться, но Ожье погнал дальше — и гонит до сих пор. Буквально на днях, 11 марта 2018 года, завершилось Ралли Мексики, первое место в котором занял уже пятикратный чемпион мира Ожье. Не обошлось и без красивых побочных историй: во время заезда гонщик спас сбитую кем-то из участников собаку, несмотря на то что это стоило ему драгоценного времени, — к восторгу самой собаки, поклонников, прессы и своей жены, которая, по словам самого Ожье, просто ушла бы от него, если бы он проявил малодушие.

Читайте также:  Система зажигания в ОКА схема и установка

Скотт Диксон: властелин колес

Противостоять французской гегемонии и наплыву Себастьянов в мир автоспорта пришел новозеландец Скотт Диксон — звезда IndyCar, наиболее статусной и престижной гонки в Северной Америке. Диксон — четырехкратный чемпион серии IndyCar (2003, 2008, 2013, 2015), победитель Indy 500 (2008), гонки на выносливость «24 часов Дайтоны» (2006 и 2015) и чемпион серии Indy Lights — 2000. Карьеру в картинге Диксон начал тогда, когда все нормальные люди начинают карьеру школьника, в семь лет. Он добился таких успехов, что властям Новой Зеландии пришлось специальным приказом выдать ему права уже в 13 лет. Получив лицензию, Диксон тут же отправился на взрослые состязания и быстро прославился на серии Nissan Sentra. Правда, на него обратили внимание не столько из-за выдающихся результатов скорости, сколько из-за инцидента на трассе, когда маленький мальчик с привязанной к спине подушкой (чтобы было удобнее дотягиваться до педалей) пытался вернуть на трек свою перевернувшуюся на крышу машину.

Скотт Диксон. Фото с официального сайта гонщика www.scottdixon.com

После такого дебюта стало понятно: Диксону упорства не занимать, а вот с инстинктом самосохранения у парня, похоже, беда. Поэтому, разумеется, дорога у него одна: в профессиональный автоспорт. Благодаря спонсорской поддержке он сначала перебрался в Австралию, а позже — в Северную Америку. В 1999 году он с порога устанавливает рекорд трассы на тестовой сессии Indy Lights, чуть позже одерживает первую победу на официальном этапе серии. На тот момент Диксону было чуть больше двадцати. Таких юных талантов в Indy Lights не было с 1949 года, поэтому Скотту даже вручили статуэтку как лучшему новичку серии. Дальше все было не столь гладко, и путь к чемпионству был не хуже незнакомой трассы с непредсказуемым рельефом. Финансовые проблемы в команде, неудачные заезды, скромные результаты, авария одна за другой, гибель близкого друга, постоянные проблемы с техникой — все это привело к тому, что в 2004 году Диксон, несмотря на свой первый чемпионский титул, оказался на грани увольнения из Chip Ganassi Racing.

Но гонщик на то и гонщик, чтобы мастерски вписываться в слепые повороты сюжета. Диксону удалось крепко взять в руки себя и руль, одержать победу на автодроме Уоткинс-Глен (первую за последние 39 стартов) и вернуть себе место в команде. Дальше дело техники, вернее, ее оттачивания. Этому Диксон и посвятил следующее десятилетие, завоевывая одну награду за другой. В его коллекции трофеи Джима Кларка и Брюса Макларена (тоже новозеландца, кстати), звание спортсмена 2008 года в родной стране, ну и куча чемпионских наград, что делает его одним из самых крутых новозеландцев вместе с Расселом Кроу, Питером Джексоном и Тайкой Вайтити.

Не так прост Ален Прост

«Красный Барон» у Шумахера, «Лев» у Мэнселла, «Бык Пампасов» у Гонсалеса, «Господин Монако» у Хилла, «Айсмен» у Райкконена, «Волшебник» у Сенны — прозвища у гонщиков обычно довольно лестные и громкие (бедный Ники Лауда со своей «Крысой» несколько выбивается из общего потока, но вряд ли это так уж сильно портит жизнь человеку-легенде). А вот французскому гонщику Алену Просту досталась совершенно неспортивная кличка — «Профессор». Никаких научных достижений за Простом не числится, зато его прославили почти компьютерные аналитические способности, сверхосторожный и расчетливый стиль вождения, аккуратность, предусмотрительность и невероятная точность. Все это принесло Просту титул четырехкратного чемпиона мира в классе «Формула-1» (1985, 1986, 1989, 1993 годов) и массу рекордов своего времени — по числу побед, очков, подиумов и лучших кругов. Позже, когда в девяностых на международную арену автогонок с ревом влетел Михаэль Шумахер, Просту пришлось отступить на одну ступень пьедестала вниз, и сегодня ему принадлежит второе место по большинству абсолютных показателей.

Фото из Зала славы FIA, www.fia.com

Свою карьеру Профессор начинал в 1980 году в легендарной команде McLaren, в ней же он оставался на протяжении почти всего пути с короткими перерывами на Renault, а под конец — на Ferrari и Williams. Но все-таки в историю он вошел как пилот «Макларен» — вместе со своим неизменным соперником, партнером по команде Айртоном Сенной, противостояние с которым было не менее ярким, чем у Федерера и Надаля на теннисном корте. Конфликт больше смахивал на гражданскую войну: в ход шли интриги, грязные приемы на трассе, сговоры с руководством и спонсорами, а в 1990 году Сенна и вовсе незатейливо, но эффектно протаранил машину Проста. Ситуация сгладилась, когда исчез сам предмет вражды: в 1993 году, выиграв свой четвертый чемпионский титул (уже за Williams), Прост заявил, что завершает карьеру в «Формуле-1». После этого обстановка резко разрядилась: гонщики, которые брезговали называть друг друга по имени и даже на рукопожатие не соглашались, начали общаться как цивилизованные люди, а на подиуме Гран-при в Австралии Сенна даже протянул Просту руку, втащил к себе на верхнюю ступень пьедестала и приобнял.

А вот для героев проекта Discovery Channel «Неделя скорости» противостояние только начинается: на телеканале стартует мегагонка, на старт которой выйдут сразу четыре команды, причем участникам одного из заездов предстоит предварительно самостоятельно собрать свой дрэгстер. Кто окажется самым быстрым и получит крупнейший денежный приз в истории Discovery Channel? Следи за мегагонкой «Недели скорости» на Discovery Channel с 19 марта в 22.00.

Доменикали: Лоренсо не знает, кто он — великий гонщик или чемпион

Эхо расставания Хорхе Лоренсо с Ducati будут слышать и после завершения их двухлетнего периода. Всё получилось крайне неудачно для обеих сторон. У Лоренсо слишком долго не получалось найти подход к итальянскому мотоциклу, у команды слишком долго не получалось создать мотоцикл под его вкусы.

Самый тёмный час наступил перед рассветом: в прошлом году перед ГП Италии Лоренсо было решено заменить на Данило Петруччи из Pramac Racing, Лоренсо уже наладил контакт с Repsol Honda, и несколько дней спустя выиграл первую гонку на Ducati. Этого все и ждали, но обратного пути не было. В Муджелло испанец уже знал, что после 2018 года покинет команду. Итальянец ждал новости, когда его объявят новым гонщиком заводской Ducati.

Пока Петруччи оправдывает ожидания Ducati. Он начал сезон лучше, чем Лоренсо начинал свои. После испанского Гран-При Петруччи стоит на пятом месте в зачёте — на две ниже, чем коллега Андреа Довициозо. Результаты 6-6-6-5 приемлемы для этой стадии, но Ducati хочет большего. Если не побед, то постоянных битв за подиум. Данило рядом, только последний шажок сделать не удаётся. В Катаре до призовой зоны было 2 секунды, в Аргентине — 3,2, в США — 13, в Испании — 2,3.

У ездока #9 годовой контракт. С такими результатами сложновато защитить своё место, но время есть, сказал президент Ducati Клаудио Доменикали, вспомнив и Лоренсо. В этом сезоне новичок Repsol Honda выступает в шлеме, на тыльной части которого написаны его собственные слова. В прошлом году испанец назвал себя «не великим гонщиком, а чемпионом», прокомментировав слова Доменикали. После ГП Франции, ставшим переломным моментом для пары Лоренсо-Ducati, Доменикали заявил, что «Лоренсо — великий гонщик, который не добился успеха в получении максимума от нашего байка, от байка, у которого большие силы и кое-какие слабости».

Доменикали так сравнил пятую позицию Петруччи и 14-ю Лоренсо:

Данило прекрасно выполняет работу. Ему надо сохранять спокойствие. Нужно дать ему время, чтобы показал, на что способен. Он унаследовал байк от гонщика, который не знает, то ли он великий гонщик, то ли чемпион, но который до сих пор позади.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector