Установка электронного или бесконтактного зажигания на ВАЗ 2106 подключение и настройка

Как выставить зажигание на Ваз 2106 карбюратор — правильная установка момента по меткам, лампочке и

Работа двигателя напрямую зависит от исправности систем зажигания и подачи топлива. Они определяют мощность мотора, расход топлива, приёмистость, лёгкость пуска. Сбой в настройке момента зажигания карбюраторного двигателя приводит к появлению детонации, калильному зажиганию, увеличению температуры выхлопа и быстрому выходу агрегата из строя. Существует несколько способов, как выставить зажигание на ВАЗ 2106. Все они просты и доступны начинающему автолюбителю.

Устройство системы зажигания на классических двигателях ВАЗ

Моторы, устанавливаемые на ВАЗ 2106, отличаются рабочим объёмом, но имеют одинаковую конструкцию. Трамблёр, детали ГРМ, передняя крышка с метками и шкив коленвала взаимозаменяемы при ремонте. Встречается контактная (КСЗ) и бесконтактная (БСЗ) системы зажигания. В первом случае размыкание контактов происходит механическим способом при повороте вала трамблёра на 90 0 . Во втором варианте применён датчик Холла и контроллер, позволяющий точно определять момент подачи искры в цилиндры.

Простейшая контактная система состоит из следующих элементов:

  • Замок зажигания, он же выключатель;
  • Катушка зажигания с двумя обмотками для получения высокого напряжения;
  • Механический прерыватель, размыкающий первичную обмотку катушки в нужный момент;
  • Ротор и контактная крышка для распределения напряжения к свечам зажигания;
  • Центробежный и вакуумный регуляторы;
  • Транзистор для снижения силы тока в первичной обмотке и продления срока службы;
  • Свечи зажигания;
  • Высоковольтные провода.

Схема контактного зажигания: 1 — генератор, 2 — замок зажигания, 3 — распределитель зажигания, 4 — кулачок прерывателя, 5 — свечи зажигания, 6 — катушка зажигания, 7 — аккумуляторная батарея

Принцип работы любой системы зажигания выглядит следующим образом. В момент, когда поршень в цилиндре находится в верхнем положении и максимально сжимает топливную смесь, происходит размыкание обмоток катушки. Высокое напряжение через крышку-распределитель попадает по высоковольтному проводу к соответствующей свече зажигания, на электродах которой возникает мощная искра. Происходит воспламенение. Этот процесс называется рабочим ходом поршня.

С увеличением оборотов двигателя угол опережения зажигания (УОЗ) изменяется, а центробежный регулятор делает угол оптимальным. Вакуумный регулятор смещает угол в зависимости от разрежения во впускном коллекторе. Это позволяет добиваться оптимальной мощности на всех режимах работы двигателя.

Признаки неисправности

Регулировка зажигания на машине требуется после ремонта двигателя или снятия трамблёра. Как и любая механическая система, он имеет свойство изнашиваться, появляются характерные симптомы:

  • Двигатель не заводится или работает с перебоями. Если бензин поступает в карбюратор, то причина кроется в неправильной настройке угла зажигания или смещении меток на цепи ГРМ.
  • Снижение динамики разгона и ухудшение эластичности мотора. Воспламенение смеси происходит не в оптимальное время, поэтому КПД снижается.
  • Увеличение расхода топлива. Это бывает при позднем зажигании, когда для получения прежней динамики приходится активнее нажимать на педаль газа. Часть бензина не успевает сгорать и вылетает в выхлопную трубу.
  • Позднее зажигание является причиной хлопков в глушителе, когда воспламенение несгоревшей топливной смеси происходит в момент открытия выпускного клапана.
  • Жёсткая работа двигателя возможно при раннем воспламенении бензина в цилиндрах. Взрыв в момент недохода поршня до ВМТ является причиной характерного тарахтящего звука и звона.

Внимание! Позднее зажигание часто становится причиной прогара выпускных клапанов, которые в этот момент перегреваются.

Обнаружив неисправность, следует проверить правильность установки зажигания на ВАЗ 2106, а при необходимости отрегулировать его. Для работы понадобится свечной ключ, ключ на «13», лампочка или стробоскоп, пластинчатый щуп.

Инструкция по выставлению зажигания ВАЗ 2106

Разберём 3 известных способа регулировки угла зажигания на двигателях ВАЗ.

При помощи стробоскопа (по меткам)

Данный способ позволяет очень точно выставить зажигание по меткам, и не требует снятия трамблёра и клапанной крышки. Весь процесс регулировки занимает 5 минут. Стробоскоп возможно найти в любом автомагазине. Порядок действий следующий:

  1. На заглушённом автомобиле ослабляем гайку крепления трамблёра, предварительно сделав на его корпусе отметку начального положения;
  2. На передней крышке двигателя находим две короткие и одну длинную метку, очищаем их от грязи и масла;
  3. Подключаем минусовой провод стробоскопа к «массе» двигателя, плюсовой — к катушке зажигания, а специальный зажим — на высоковольтный провод первого цилиндра;
  4. Пускаем двигатель и включаем стробоскоп. Свет от его лампы, направленный на шкив, покажет истинное положение момента зажигания;
  5. Медленно поворачивая корпус трамблёра, добиваемся совмещения метки на шкиве коленвала и приливов на передней крышке;
  6. Проверяем обороты двигателя по тахометру и при необходимости регулируем холостой ход на карбюраторе;
  7. Затягиваем гайку фиксации трамблёра.

Метку «4» на шкиву необходимо совместить с нужной вам меткой на крышке. Метка «1» соответствует углу в 10 0 , «2» — 5 0 , «3» — 0 0

Читайте также:  Куда отправить видео и фото с нарушением ПДД в ГИБДД в 2020 году

Метки имеют значение в 0 0 , 5 0 и 10 0 относительно верхней мертвой точки (ВМТ). Для правильной работы на 92 бензине выбирают опережение 0 градусов.

Установка по лампочке

Если под рукой не оказалось стробоскопа, а зажигание требуется выставить точно, рекомендуют использовать простую автомобильную лампу на 12 вольт. К ней припаивают два провода с зачищенными контактами. Настройку производят в такой последовательности:

  1. Выкрутить свечу из первого цилиндра;
  2. С помощью храповика или подходящего ключа вращаем коленвал до начала такта сжатия в первом цилиндре;
  3. Совмещаем метки на шкиве коленвала с приливами на корпусе крышки, для 92 бензина выбираем среднюю или последнюю короткую;
  4. Снимаем крышку трамблера, отметив при этом положение бегунка на роторе напротив первого цилиндра;

После снятия крышки трамблёра необходимо отметить положение бегунка на роторе напротив первого цилиндра

  • Ослабляем крепление корпуса трамблёра, застёжки крышки должны располагаться параллельно двигателю;
  • Установка трамблёра после его снятия производится сразу же в этом положении — это упрощаёт дальнейшую настройку;
  • Провода от лампочки присоединяем к корпусу (минус) и низковольтному проводу внутри трамблёра (плюс);
  • Включаем в салоне зажигание (стартер не прокручиваем);
  • Если зажигание выставлено верно, то контакты будут разомкнуты, и лампочка не загорится;
  • Можно покрутить корпус трамблёра и добиться устойчивого положения, в котором лампочка потухнет;
  • Затягиваем крепление трамблёра, ставим крышку и выключаем зажигание. Регулировка окончена.
  • Совет! Вместо сигнальной лампы используют вольтметр, который подключается аналогичным образом. Вращением корпуса трамблёра ищем положение, в котором напряжение отсутствует.

    Выставляем зажигание на слух

    Быстро настроить примерное положение трамблера возможно и без всяких приборов. Потребуется немного терпения и хороший слух. Этот способ применим только при условии исправности карбюратора и ГРМ. Действуем таким образом:

    • Пускаем двигатель, даём прогреться до рабочей температуры, ручка дроссельной заслонки в карбюраторе должна быть утоплена;
    • Немного ослабляем крепёж трамблёра и начинаем его аккуратно поворачивать;
    • При повороте на большие углы двигатель будет глохнуть или наоборот увеличивать обороты;
    • Необходимо добиться ровных холостых оборотов в диапазоне 700-800 об/мин без посторонних стуков и детонации;
    • В таком положении фиксируем распределитель.

    Такая регулировка на слух требует проверки на дороге или стробоскопом, но для первичной настройки — это оптимальный вариант.

    Видео: как выставить зажигание на ВАЗ 2106

    Как установить бесконтактное (электронное) зажигание

    Установка электронного зажигания – это самый простой способ улучшить работу мотора. Замена на бесконтактную систему даёт такие преимущества:

    • Уверенный холодный пуск;
    • Стабильная работа двигателя на любых оборотах;
    • Высокая надёжность;
    • Увеличивается срок службы свечей зажигания;
    • Мощная искра;
    • Не требуется регулировка зазора и центробежного регулятора.

    В состав готового набора входит трамблёр с датчиком Холла, специальная катушка зажигания и коммутатор. Высоковольтные провода возможно оставить и старые.

    Электронная система зажигания включает в себя: катушку зажигания, трамблёр, коммутатор и комплект проводов

    Чтобы установить бесконтактное зажигание взамен старого нам потребуется ключ на «13» и на «10», два винта для крепления коммутатора и стробоскоп для настройки угла опережения.

    Порядок выполняемых работ:

    1. Подводим шкив коленвала к метке на крышке двигателя, поршень первого цилиндра должен находиться в ВМТ.
    2. Отсоединить минусовую клемму аккумулятора.
    3. Снимаем со старого трамблёра крышку и отмечаем положение бегунка относительно двигателя. Это поможет быстро установить и настроить новый трамблёр.
    4. Отсоединяем провод, идущий с катушки зажигания, откручиваем фиксатор ключом на «13» и извлекаем трамблёр из блока двигателя.
    5. Новый распределитель устанавливаем по сделанным отметкам, стараясь совместить метки на корпусе и положение бегунка. Крепление полностью не затягиваем.
    6. Заменяем катушку зажигания на новую и устанавливаем коммутатор под капотом. Электронный блок размещаем в сухом месте, подальше от нагретых деталей. Например, на крыле или моторном щите.
    7. Подключаем проводку по схеме в инструкции к БСЗ. Подсоединяем высоковольтные провода.
    8. Закрываем трамблёр крышкой и затягиваем гайку крепления. Система установлена и готова к работе. Остаётся только отрегулировать угол опережения зажигания.

    Схема бесконтактного зажигания ВАЗ 2106

    Важно! Системы БСЗ могут отличаться длиной вала трамблёра для разных моделей двигателей классических «Жигулей», поэтому перед покупкой стоит уточнить у продавца о взаимозаменяемости компонентов.

    Проверка угла зажигания во время движения автомобиля

    Проверку работоспособности системы зажигания после любой регулировки лучше всего производить в движении. Это связано с особенностями конструкции трамблёра и октановым числом используемого бензина. Бывает так, что выставленные по меткам углы зажигания не дают достаточной динамики и приёмистости. Поможет регулировка на слух по началу детонации:

    • Разгоняем автомобиль до скорости 45-50 км/ч на ровном участке дороги;
    • Включаем прямую передачу (на ВАЗ 2106 четвёртую) и нажимаем педаль газа до упора;
    • Должен появиться характерный звон (детонация), который пропадёт через 2-3 секунды, а ускорение будет ровным и мощным без провалов;
    • Если детонация не исчезает на протяжение всего разгона, значит угол зажигания «ранний»;
    • Полное отсутствие звона и вялая динамика говорят о запаздывании искры в цилиндрах;
    • Регулируем положение трамблёра на месте, доворачивая его на 3-5 градусов;
    • Когда регулировка будет завершена, положение корпуса трамблёра относительно блока отмечают риской или краской.

    Работы по регулировке зажигания следует проводить регулярно. Интервал обслуживания простой контактной системы зажигания — 15000 км, для электронной — вдвое больше. Также регулярно проверяется состояние свечей зажигания и высоковольтных проводов. Все операции по настройке легко могут быть проделаны самостоятельно, гараж для этого не нужен. Навык самостоятельного ремонта зажигания ВАЗ 2106 всегда пригодится в дальней дороге или зимой, когда возникают проблемы с запуском.

    Как можно выставить электронное зажигание на ВАЗ-2106

    Автомобиль ВАЗ-2106 давным-давно снят с производства. Однако несмотря на это на российских дорогах можно встретить огромное множество этих машин. Наиболее опытные их владельцы предпринимают все возможные меры для того, чтобы усовершенствовать конструкцию авто, внести модернизации, приводящие транспортное средство хотя бы в приблизительное соответствие с современными стандартами. Одним из видов такого тюнинга является установка электронной системы зажигания.

    Принцип работы бесконтактного зажигания

    Чтобы устанавливать бесконтактное зажигание на автомобиль ВАЗ-2106 необходимо знать его конструкцию и принцип работы. Это поможет значительно быстрее разобраться с принципиально новой системой и точно отрегулировать ее, не привлекая для этой цели специалистов автосервиса.

    Итак, электронное зажигание, используемое сегодня практически на всех авто, состоит из следующих основных компонентов:

    • распределитель зажигания или трамблер. Внутри этого устройства установлен бегунок, оснащенный подвижным контактом, а также привод, позволяющий установить позднее или ранее зажигание;
    • коммутатор, представляющий собой электронный модуль с собственной системой охлаждения;
    • высоковольтная катушка, состоящая из первичной и вторичной обмоток;
    • датчик Холла. Так называется фотоэлемент, который фиксирует прохождение поршнем двигателя верхней мертвой точки;
    • проводка для подключения системы к бортовой сети автомобиля.

    Как работает бесконтактная система? Ее функционирование осуществляется следующим образом:

    • первичная обмотка катушки зажигания подсоединяется к генератору и аккумулятору авто через коммутатор, и всегда находится под высоким напряжением. Как только датчик Холла фиксирует приближение поршня к верхней мертвой точке, она отключается от аккумуляторной батареи;
    • после разрыва электрической цепи во вторичной обмотке катушки возникает импульсный разряд. Именно он передается в распределитель по высоковольтному проводу;
    • бегунок распределителя осуществляет передачу импульса дальше, на свечу зажигания того цилиндра, поршень которого был зафиксирован датчиком;
    • возникает искра, что приводит к возгоранию топливовоздушной смеси;
    • датчик Холла фиксирует прохождение поршнем верхней мертвой точки, и цепь вновь замыкается. Процесс является цикличным и повторяется требуемое количество раз.

    Как установить бесконтактную систему зажигания на ВАЗ-2106

    Установка электронной системы зажигания – относительно простая процедура, с которой вполне сможет справиться любой опытный водитель.

    Осуществляется она в описанной ниже последовательности:

    • устанавливаем поршень первого или четвертого цилиндра в верхнюю мертвую точку;
    • извлекаем трамблер. При этом желательно запомнить положение бегунка, а также заменить высоковольтные провода, чтобы избежать проблем при выполнении последующих этапов;
    • ставим трамблер с бесконтактной системы зажигания. Подключаем высоковольтные провода и вакуумную трубку;
    • монтируем новую высоковольтную катушку и подсоединяем к ней проводку;
    • устанавливаем коммутатор. Обычно он ставиться в непосредственной близости от трамблера на специально предназначенное место. Присоединяем разъем с проводами.

    Сегодня в специализированных магазинах можно без особых проблем пробрести полный комплект электронного зажигания для установки на автомобили ВАЗ-2106. Если же вы по каким-либо причинам вынуждены покупать детали системы по отдельности, настоятельно рекомендуем уделить особое внимание выбору трамблера.

    Все дело в том, что на разные модификации «шестерок» устанавливались разные двигатели и поэтому к ним подходят далеко не все распределители зажигания. Если на головке блока цилиндров силового агрегата нанесена маркировка 2106 и 2103, то потребуется покупать трамблер с удлиненным валом.

    Настройка электронного зажигания

    Как выставить электронное зажигание на автомобиле ВАЗ-2106? Опытные автолюбители смогут сделать это даже без стробоскопа, так как процедура не отличается повышенной сложностью. Потребуется выполнить следующие действия:

    • немного ослабляем гайку, удерживающую трамблер. Двигатель при этом должен работать в обычном режиме;
    • проворачиваем распределитель в разные стороны, стремясь добиться наиболее стабильной работы мотора, определяя ее на слух;
    • как только цель будет достигнута, закручиваем гайку до упора.

    При выставлении зажигания таким образом точность будет не слишком высока. Поэтому мы настоятельно рекомендуем все же использовать стробоскоп.

    Данный прибор подключается к высоковольтному проводу первого цилиндра, а также к аккумуляторным клеммам. После этого запускается двигатель, и лампа стробоскопа подносится вплотную к меткам на блоке. Благодаря устройству, вы сможете разглядеть специальную риску, нанесенную на шкив. После этого можно ослаблять гайку трамблера и вращать распределитель таким образом, чтобы совместить эту саму риску с самой короткой меткой.

    Мы полностью уверены, что рекомендации, приведенные в данной статье, помогут вам не только установить систему электронного зажигания, но и грамотно настроить ее, обеспечив максимально стабильную работу силового агрегата.

    Бесконтактная система зажигания

    В предлагаемой вашему вниманию статье мы еще раз поговорим о тюнинге силовой установки автомобилей, произведенных Волжским автозаводом. Он затрагивает систему зажигания, без преувеличения являющуюся одной из основных систем любого автомобиля. Мы предлагаем вам не только понять, что представляет бесконтактная система зажигания «ВАЗ 2106», но и ознакомиться с инструкцией по ее практической установке.

    Преимущества бесконтактной системы зажигания

    Подавляющее большинство «шестерок», выпущенных в 70-90-х годах прошлого столетия, оснащены системой зажигания механического типа, основным рабочим элементом которой служил кулачек. Однако любой механизм подвержен воздействию многочисленных внешних факторов: истирание, деформация, механические повреждения и т.д. Проблемы штатной системы зажигания создает, как правило, контактная группа прерывателя. Это и преждевременный износ кулачка прерывателя, ослабление пружины подвижного контакта, окисление и повышенная вибрация контактов, небольшой эксплуатационный срок опорного подшипника, обусловленный присутствием серьезных механических нагрузок.

    Кроме того, этот тип зажигания предполагает регулярное проведение регулировок и технического обслуживания.

    Главное преимущество данного решения заключается в том, что установка бесконтактного зажигания «ВАЗ 2106» предполагает функционирование фотоэлемента, то есть оптики. Благодаря этому фактору значительно облегчается запуск силового агрегата в условиях низких температур, поскольку бесконтактная система позволяет генерировать достаточно мощную искру и обеспечивает более точное размыкание цепи. К тому же, управление автомобилем с бесконтактной системой зажигания (далее по тексту БСЗ), не предполагает приобретение водителем специальных навыков и дополнительных знаний.

    Приобретая БСЗ, следует учесть следующие моменты:

    Соответствие модели трамблера мощности двигателя.

    Наличие свечей зажигания, способных генерировать искру большой мощности, и комплекта проводов высокого напряжения.

    Прежде чем мы поговорим об установке БСЗ на транспортное средство, разберем принципиальное устройство данной системы. Функцию прерывателя, размыкающего цепь низкого напряжения в механической системе зажигания, в БСЖ выполняет электронный коммутатор. Он замыкает (размыкает) цепь, запирая или отпирая выходной транзистор. Бесконтактная система не только повышает напряжение на электродах свечи, увеличивая энергию искрового разряда, но и сохраняет его (напряжения) уровень даже на малых оборотах силовой установки, что значительно улучшает условия ее пуска.

    Катушка зажигания, адаптированная к использованию в составе БСЗ преобразовывает прерывистый ток низкого напряжения (12 Вольт) в ток более высокого (до 20 киловольт) напряжения, что обуславливает наличие между электродами свечей, так называемого «пробоя воздушного зазора».

    Установка бесконтактного зажигания на «ВАЗ 2106»

    Процесс установки БСЗ включает выполнение следующих мероприятий:

    Демонтируем старую крышку трамблера и штатные провода высоковольтного напряжения.

    При помощи стартера устанавливаем бегунок в положение, соответствующее верхней мертвой точке первого цилиндра.

    Проверяем расположение клемм катушки.

    Высоковольтный провод катушки вставляем в трамблер.

    Провода коричневого и зеленого цвета, оставшиеся от штатного трамблера, подсоединяем к катушке. С клеммой, маркированной «Б», соединяем зеленый и синий с полоской провода, а с клеммой, маркированной «Л», соединяем провода сиреневого и коричневого цвета.

    Устанавливаем на штатное место новый трамблер и устанавливаем бегунок в первоначальное положение.

    Совмещаем метки, нанесенные на трамблере и блоке цилиндров.

    Производим полную замену свечей зажигания.

    Устанавливаем крышку трамблера и подключаем высоковольтные провода в соответствии со схемой очередности работы цилиндров.

    Подключаем провода к контактам свечей зажигания.

    Центральный провод катушки зажигания стыкуем с соответствующим контактом крышки трамблера.

    Установка бесконтактного зажигания на «ВАЗ 2106» завершена.

    Финальным аккордом процесса установки БСЗ служит регулировка зажигания, включающая в себя следующие технологические операции:

    Регулировка величины угла между контактами, находящимися в замкнутом состоянии.

    Корректировка величины угла опережения зажигания.

    Контрольная проверка полученных результатов в процессе езды.

    Основными показателями, которыми характеризуется правильно отрегулированная бесконтактная система зажигания «ВАЗ 2106», специалисты считают:

    — четкая работа силового агрегата (отсутствие сбоев, ровный набор скорости без рывков и провалов, стабильность оборотов);
    — уменьшение шума работы двигателя;
    — снижение расхода топлива.

    Видео обзор установки бесконтактной системы зажигания

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector