Великан из Швеции - лесовоз Скания

Лесовозы Скания с манипулятором технические характеристики

Лесовоз Скания представляет собой грузовик – гигант высокой мощности, оснащенный оборудованием для самостоятельной погрузки и транспортировки длинномерных грузов — промышленного леса и доски любой изготавливаемой длины.

Лесовозы Скания

Торговая марка «Скания» создана в 1891-м году в Швеции как изготовитель железнодорожной вагонной спецтехники. Позднее расширение производства позволило «Скания» выпускать грузовые автомобили-тяжелогрузы, прицепные и полуприцепные системы. Сейчас они насчитывают несколько серий машин строительного и хоз.назначения, которые активно поставляются в Россию и очень ценятся хозяйственниками за надежность и высокую производительность.

Преимущества и недостатки

Современные лесовозы (сортиментовозы) Скания или, как их еще называют, колесные погрузчики входят в состав практически всех крупных автопарков страны благодаря существенным преимуществам:

  • Полной адаптированности под работу в российском климате и движение по бездорожью, имеющим много общего со шведскими.
  • Высочайшим тягловым возможностям и способности работать с особенно тяжелым сортиментом, прошедшим предварительную проверку на лесозаготовках своей Родины (в отличие от аналогичных им южных образцов).
  • Экономичности работы двигателя, «обгоняющей» отечественные КамАЗы почти вдвое – те же затраты горючего позволяют работать силовому агрегату «КамАЗ» в 260 лошадиных сил, а «Скания» — в 500.
  • Большой грузоподъемности – до 26-ти тонн.
  • Широкому выбору модификаций и настроек к ним от производителя, выполняемых по нуждам и требованиям заказчика. При этом можно выбрать только нужное оснащение, прилично сэкономив на второстепенных опциях.

ВНИМАНИЕ! Недостаток этих машин – увесистая стоимость, примерно в 2,5-3 раза превосходящая технику русского производства. Кроме этого, мощнейшие великаны зачастую просто не могут показать себя у нас в полную силу из-за существующих в России дорожных требований (в Швеции разрешено движение автопоезда длиной до 25-ти метров).

Конструктивные особенности

Основная особенность этих лесовозов – наличие манипулятора, позволяющего одной машине управляться как с транспортировкой, так и с погрузкой леса разной длины и массы. Манипулятор представляет собой сложный механизм, работающий от гидравлики машины и имеющий несколько степеней свободы для легкости пространственного управления погрузкой длинномеров.

«Скания» представляют потребителю следующие особенности конструкции:

  • Оснащение силовыми агрегатами с установленным номиналом мощности от 230-ти до 620-ти л.с., а также настоящая гордость компании – двигатели силой до 700 л.с.
  • Система впрыска и его контроля Scania PDE от собственных конструкторов компании позволяет снизить расход горючего.
  • Коробки передач 12-ступенчатого типа с ускорением либо с использованием защиты сцепления, увеличивающей срок службы машины.
  • Ходовые могут иметь различную изначальную комплектацию – полный или частичный привод (6*4, 8*4), вариации конфигураций мостов, индивидуально подобранные высота рамы и типаж подвески – рессорная либо комбинированная, с добавлением пневмобаллонов.
  • Высокая маневренность и точность дозировки нагрузок на передние и задние мосты обеспечиваются 12-ступенчатой трансмиссией.
  • Наличие электронного блока автоматического контроля-тестирования-наладки систем подвески и двигателя.
  • Новейшая система Selective Catalytic делает машину еще и экологичной, так как в процессе работы двигателя нейтрализует выбросы окиси азота в атмосферу.
  • Объемная кабина оснащается по всем требованиям комфорта работы оператора.

ИНТЕРЕСНО! На все лесовозы Скания устанавливают ретардеры собственного производства, обеспечивающие безопасность движения даже при неисправной тормозной системе.

Обзор популярных моделей

Наибольшей популярностью пользуются лесовозы марки Скания, относящиеся к серийным линейкам R, G, и P и имеющие каждая свои отличительные особенности:

  • Модели R – самые мощные из названной тройки. Именно к ним относятся 700-сильные лесовозы, используемые для дальних перевозок грузов. Наиболее востребованы среди них международные транспортировщики мощностью 420-500 л.с.
  • Серия P дает более компактные спецагрегаты высокой маневренности, применяемые для внутренних и городских перевозок сравнительно нетяжелых грузов.

Фото лесовоза Скания P-440

  • G представляет «золотую середину» между двумя другими линейками, так как при сравнительно меньших габаритах может применяться для перевозки тяжелых длинномеров как на региональном, так и на международном уровнях.
  • Эта модель создана на базе первых поколениях грузовиков Скания, выпускавшихся в двух вариантах – L с колесной формулой 4*2 и LT – 6*4. Их достоинство – возможность больших нагрузок на передний и задний мост. Они востребованы до сих пор благодаря необыкновенной надежности конструкции и свободной возможности модернизации.

    Технические характеристики лесовоза Скания 145:

    Характеристики Показатели
    Общая масса, кг 32000
    Двигатель, мощность/объем, л.с./л 350/14
    Колесная формула 4*2, 6*4
    Тип подвески рессорная
    Коробка передач МКПП
    Длина базы, мм 3400
    Объем бака для горючего, л 300
    Грузоподъемность, т 20

    R 500

    R-500 включается в серию тяжеловесов R, выпускаемую предприятиями торговой марки с 2004-го года. Он отличается высочайшим ресурсом двигателя (1000 тысяч км), высоко отстоящей от земли кабиной и эргономичностью дизайна.

    Силовые агрегаты этих машин имеют V-образное расположение 8-ми цилиндров, а трансмиссия – 12 ступеней.

    Технические характеристики лесовоза Скания R-500:

    Характеристики Показатели
    Общая масса, кг 34500
    Двигатель, мощность/объем, л.с./л 500/15,6
    Колесная формула 6*4
    Тип подвески комбинированная
    Коробка передач МКПП
    Длина базы, мм 4700
    Объем бака для горючего, л 450
    Грузоподъемность, т 26

    R 580

    Эта мощнейшая модель имеет компактную конструкцию, что позволяет использовать ее для крупных перевозок в составе автопоезда. Подвеска машины – комбинированная (использование рессоров и 4-х баллонов), рама оснащена съемными бортами, позволяющими перевозить грузы без упаковки. Особый комфорт кабины дополняется высокопроизводительным манипулятором двутелескопного вида.

    Технические характеристики:

    Характеристики Показатели
    Общая масса, кг 40910
    Двигатель, мощность/объем, л.с./л 580/16
    Колесная формула 6*4
    Тип подвески комбинированная
    Коробка передач МКПП
    Длина базы, мм 3300
    Объем бака для горючего, л 450
    Грузоподъемность, т 16

    Фото лесовоза Скания R-580

    G 440

    Основные плюсы этой машины – оснащение сверхмощным двигателем с коробкой передач модернизированного типа, работа которой направлена на экономию горючих средств. При этом работа на машине дополняется особой комфортабельностью устройства кабины – подогрев сидения, спальное место, козырек от солнца и противотуманное освещение. Большинство систем являются электронно-управляемыми.

    Технические характеристики модели G-440:

    Характеристики Показатели
    Общая масса, кг 28300
    Двигатель, мощность/объем, л.с./л 440/12,7
    Колесная формула 4*2
    Тип подвески комбинированная
    Коробка передач МКПП
    Длина базы, мм 3400
    Объем бака для горючего, л 700
    Грузоподъемность, т 30

    Фото лесовоза Скания G440

    P 440

    На этих машинах установлены финские лесовозные надстройки при усиленной раме и силовом агрегате, работающем от 6-ти цилиндров.

    Система мониторинга позволяет контролировать технику в действии даже он-лайн, а коробка КПП значительно упрощает управление благодаря наличию 12-ти передач и задней скорости.

    Технические характеристики лесовоза P-440:

    Лесовозы: что русскому хорошо

    У российской лесной промышленности своя специфика. В частности, для лесозаготовок в России традиционно характерен высокий уровень транспортных издержек. Выясняем, какие лесовозы позволят лесозаготовителю остаться рентабельным

    Исходя из конкретных условий перевозок, лесозаготовитель подбирает оптимальное сочетание шасси или тягача, прицепа или полуприцепа, коников и гидроманипулятора. На выбор влияют многие факторы, от климатических и дорожных условий и параметров груза до наложенных законодательством ограничений. Для вывоза сортимента — леса стандартизованной длины 2, 3, 4 и 6 м — строят лесовозы-сортиментовозы (англ. timber trucks или timber-loggers) на базе шасси и прицепа и на базе седельного тягача и полуприцепа.

    Шасси в сочетании с прицепом — это специализированное решение для перевозки леса, отличающееся максимальной грузоподъемностью, маневренностью и проходимостью, поскольку прицеп идет за тягачом практически след в след. Длинные 4-осные прицепы позволяют перевозить большой объем. Манипулятор, установленный в заднем свесе шасси, загружает и разгружает шасси и прицеп. Манипулятор — это опциональный аксессуар. Для массовых перевозок между крупными узлами, оснащенными своей грузоподъемной техникой, манипулятор не нужен, более того, противопоказан, так как «съедает» грузоподъемность и пространство.

    Сортиментовоз на шасси МАЗ-6312В9

    Если же лесовоз обслуживает мелкие пилорамы или собирает сортимент по разбросанным по лесу делянкам, то без манипулятора не обойтись.

    Вариант лесовоза с полуприцепом имеет то преимущество, что тягач можно использовать с разными полуприцепами. Также можно занять простои полуприцепа-сортиментовоза перевозкой кругляка, бруса, доски, комплектов готовых деревянных строений, труб. Под лесовоз подойдет стандартный тягач, желательно трехосный — из соображений проходимости и максимальной грузоподъемности. Если тягач предназначен исключительно для вывоза леса, то за кабиной можно установить манипулятор. Есть варианты, когда манипулятор монтируют на полуприцепе.

    Читайте также:  Инструкция Как проверить высоковольтные провода зажигания по основным симптомам

    Сортиментовоз IVECO-AMT 633920 c 3-осным прицепом

    На рынке в свободном доступе сортиментные прицепы и полуприцепы отечественных и зарубежных марок: «Уралавтоприцеп», «Политранс», «Тонар», МАЗ, «СпецАвто-Восток», «Новтрак», Schmitz, Zaslaw, Krone, Istrail и др. За Уралом в продаже прицепная техника многочисленных китайских марок.

    Эксплуатируют сортиментовозы по технологическим дорогам с улучшенным грунтовым и усовершенствованным покрытием и дорогам общего пользования с твердым покрытием. Последние накладывают на сортиментовоз такие же ограничения по габаритным размерам, полной массе и нагрузкам на ось, как и на остальной грузовой транспорт. В свою очередь парк тяжелых сортиментовозов предъявляет определенные требования к технологическим дорогам — их необходимо поддерживать в таком состоянии, чтобы техника проходила без задержек и аварий. Надо понимать, что когда европейский поставщик говорит о высокой проходимости своих автомобилей, он подразумевает проходимость по дороге с усовершенствованным покрытием на прочном, скалистом основании, а не по болоту. Тут же стоит добавить, что облегченные коники не рассчитаны на бревна толще 400 мм.

    Гидроманипулятор в заднем свесе загружает и автомобиль, и прицеп

    Практика показывает, что оптимальный сортиментовоз — это автомобиль полной массой 33 т с колесной формулой 6х4 или 6х6, мощностью 300–360 л. с. и больше, с двускатной ошиновкой, дорожными шинами R20 или R22,5. По дороге общего пользования они движутся вместе с потоком, легко преодолевают подъемы, а подключаемый передний мост поможет в сложной ситуации на технологической дороге.

    В скандинавских странах традиционно сильная лесная промышленность, и скандинавские автокомпании, накопившие огромный опыт в этой области, в кооперации с производителями грузовых платформ, прицепной техники и гидроманипуляторов выпускают эффективные сортиментовозы. Кроме того, скандинавы защищают свой рынок. В Швеции, например, разрешены 30-метровые трехзвенные лесовозные автопоезда грузоподъемностью 60 т.

    Сортиментовоз Volvo FH16 — абсолютная уверенность в себе на дороге

    Scania строит лесовозы на заказ, поскольку каждый лесовоз — это практически индивидуальный проект. С учетом специфики российских лесозаготовок, Scania сформировала предложение сортиментовозов серий P, G и R с колесными формулами 6х4 и 6х6 и сортиментовозные прицепы. Лесовозы строят на строительных шасси, поскольку они уже рассчитаны на жесткую эксплуатацию. Автомобили оснащают двигателями мощностью от 420 до 500 л. с., агрегатирующимися с 12-ступенчатыми механическими коробками передач или с опциональной автоматизированной КП Scania Opticruise.

    Надстройка производства финской фирмы Alucar состоит из алюминиевого надрамника, четырех пар передвижных стальных коников, алюминиевого щита, защиты топливного бака и крыльев задних колес. Коники переменного сечения с внутренними перегородками выполнены из высокопрочной стали. На каждом конике груз дополнительно фиксируется цепью.

    Сортиментовоз на шасси Mercedes-Benz Actros 3346 6×4 с 4-осным раздвижным прицепом Istrail

    Под заказ доступны любые варианты шасси и тягачей с колесными формулами 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, двигателями различной мощности, механической или автоматизированной КП, пакетом Off-Road, гидроманипулятором в заднем свесе или за кабиной.

    Марка Mercedes-Benz входит в число основных поставщиков шасси и тягачей под лесовозы. Именитые немецкие автомобили успешно эксплуатируются в самых суровых условиях, например, в Республике Коми.

    Лесозаготовители предпочитают шасси и тягачи семейства Actros с колесной формулой 6х4 и 6х6, двигателями мощностью 450–625 л. с. и рессорной подвеской на всех осях либо сочетанием рессорной на передней оси и пневматической на задней тележке. Сортиментная надстройка, как правило, фирмы Alucar с манипулятором Kesla, Hiab или Palfinger.

    Сортиментовоз Volvo FMX 6х6

    MAN также входит в число основных европейских поставщиков шасси и тягачей под лесовозы. Для этих целей отлично подходят тягачи TGX и тягачи и шасси TGS 33-й серии. Семейство TGS располагает большим выбором по колесным базам и заднему свесу и предпочтительнее для монтажа сортиментной надстройки и манипулятора.

    Автомобиль может быть с колесной формулой 6х4 и гидростатическим приводом передней оси MAN HydroDrive либо с колесной формулой 6х6 с подключаемым передним мостом. На выбор заказчика — рессорная подвеска на всех осях либо комбинация рессорной спереди и пневматической сзади. Двигатель Евро-6 мощностью до 480 л. с. у семейства TGS и до 560 л. с. у TGX агрегатируется с автоматизированной механической КП MAN TipMatic.

    В зависимости от условий работы и того, будет ли за кабиной установлен манипулятор, заказчик может выбрать между дневной кабиной (TGS), кабиной со спальником (TGX и TGS) и высокой кабиной со спальником (TGX и TGS).

    Лесовоз на базе Урал-4320

    Выбор сортиментных надстроек и манипуляторов для шасси MAN аналогичен другим маркам. Стоит отметить, что сегодня на вторичном рынке — обилие предложений лесовозов MAN TGA с двигателями Евро-5. Все-таки Евро-6 — не тот рубеж, к которому надо стремиться всеми силами.

    Volvo Trucks с большими потерями входит в новую экономическую реальность, и причина этого только одна — их цены. Volvo поставляет шасси FM, FH и FMX для монтажа на них лесовозной надстройки компаниями-установщиками. Шасси собирают под заказ из своеобразного конструктора — рамы, кабины, двигателя, трансмиссии, ходовой части, чтобы автомобиль полностью вписывался в российские нормативы и при этом сохранял достаточную эффективность. Все шасси собирают на головном заводе в Гетеборге, Швеция.

    Сортиментовоз на шасси КамАЗ-43118 с манипулятором ВЕЛМАШ

    Лесовозы строят и на других европейских марках — Renault, DAF, Iveco, тут особых ограничений нет. Хороший пример интеграции европейского автопрома и российского леспромхоза — совместное предприятие Iveco-АМТ, основанное в 1994 г. в Миассе, для которого производство лесовозов — одна из приоритетных задач. Сегодня предприятие предлагает сортиметовоз Iveco-AMT 633920 в нескольких комплектациях, предназначенный для перевозки сортимента длиной до 8 м (две пачки по 4 м) по всем видам дорог. Сортиментовозы выпускают в северном исполнении с колесной формулой 6х4, под заказ — полный привод 6х6 с подключаемым передним мостом. Ошиновка двускатная шинами R20 или R22,5; доступна односкатная ошиновка под заказ.

    Основа шасси — усиленная рама, рассчитанная на значительные знакопеременные нагрузки. На выбор несколько вариантов по длине и колесной базе, и заказчик может подобрать оптимальный для своих условий вариант по длине грузовой платформы, с гидроманипулятором или без.

    Сдвижные коники создают дополнительное удобство. В передней части платформы устанавливают стальной щит для защиты кабины с решетчатым верхом и нишей для гидроманипулятора. Выхлопная труба выведена вверх, и автомобиль способен преодолевать достаточно глубокий брод.

    Сортиментовоз на шасси КамАЗ-65115 с манипулятором Майкопского машиностроительного завода

    Автомобиль оснащают 6-цилиндровым дизелем мощностью 420 л. с. (возможны варианты с 410 и 450 л. с.), агрегатирующимся с 16-ступенчатой КП ZF. Подвеска рессорная на всех осях, имеется блокировка межколесных и межосевых дифференциалов. Предусмотрена работа сортиментовоза в сцепе с 2-, 3- и 4-осными сортиментовозными прицепами.

    На вывозе леса используют практически все модели автомобилей производства ПАО «КАМАЗ», тем не менее можно выделить самые «ходовые». Вездеход КАМАЗ-43118 применяют в качестве хлыстовоза и сортиментовоза для вывоза леса по полному бездорожью. Обратная сторона проходимости — невысокая грузоподъемность, а с манипулятором от нее остается тонн 7–8. Двигатель мощностью 300 л. с. позволяет тянуть двухосный прицеп полной массой до 12 т.

    КАМАЗ-53228 с колесной формулой 6х6 с двускатной ошиновкой колес задней тележки уверенней чувствует себя на асфальте, везет вдвое больше, буксирует двухосный прицеп и может даже сам выбраться из лужи с помощью подключаемого переднего моста. Это автомобиль для перевозок по дорогам с усовершенствованным и твердым покрытием с эпизодическим выездом на бездорожье. КАМАЗ-65115 везет столько же, но только по дорогам с усовершенствованным и твердым покрытием.

    Лучший дорожный вариант сортиментовоза ПАО «КАМАЗ» — это модель КАМАЗ-6520 6х4 грузоподъемностью 20 тонн с двигателем мощностью 400 л. с. Он способен транспортировать 22,5 м3 леса, манипулятор и буксировать 20-тонный прицеп.

    В линейке автомобилей завода «Урал» наиболее распространена боевая колесница Урал-4320. На этом шасси строят хлыстовозы и сортиментовозы, способные вывезти 7–8 тонн леса по самому непроходимому бездорожью. Высокая проходимость — главное и единственное достоинство Урал-4320 и родственной модели Урал-5557. Выведенный на рынок в прошлом году Урал NEXT вряд ли вызовет интерес у лесозаготовщиков. Монтажные размеры у него такие же, а цена выше.

    Читайте также:  Замена тормозных колодок и тормозных дисков, когда менять

    Тягач Scania 4 с манипулятором

    Сортиментовоз на длиннобазном дорожном шасси Урал-63685 представляет больший интерес для массовых перевозок, и сегодня эти автомобили еще можно найти на вторичном рынке. Грузоподъемность сортиментовоза 18–20 тонн, в зависимости от наличия манипулятора, двигатель мощностью 400 л. с. агрегатируется с 9-ступенчатой КП, то есть все, что нужно лесозаготовителю. Главный недостаток автомобилей Урал в необходимости частого ремонта.

    Шасси Минского автозавода также используют в качестве шасси для сортиментовозов — и 2-, и 3-, и 4-осные. Когда-то с полноприводного 2-осного капотного МАЗ-501 и начинались специализированные лесовозы.

    Сам Минский завод предлагает комплектные сортиментовозы без манипулятора на шасси МАЗ-6312 и МАЗ-6317 с колесной формулой 6х4 и двигателями Евро-4 мощностью 412–420 л. с. Автомобили МАЗ-6312 с двускатной ошиновкой полной массой 33,5 т, а полноприводные МАЗ-6317 с односкатной ошиновкой и полной массой 33,5 т.

    Сортиментовоз на шасси Scania P440 6×4 с надстройкой Alucar и манипулятором Hiab

    Сегодня что рынок новых автомобилей, что вторичный переполнены предложениями. Спрос угасает, большие проблемы с оборотными средствами, к предпринимательскому корпусу пришло понимание, что лучше уже не станет, и многие ищут пути, как сбросить, а не обновить или нарастить активы.

    В лесной промышленности проблемы усугубляются постоянно растущей себестоимостью перевозок. Кроме того, вывозить приходится из все более и более неудобных мест.

    Самосвалы, тягачи 6х6 Скания ЯКУТИЯ ХАБАРОВСК МАГАДАН БЛАГОВЕЩЕНСК

    Дилер Скания Хабаровск Якутия Магадан Амурская область — ООО «ДВ СКАН»

    • Главная
      • Скания в России
      • Дилер SCANIA ДВ Скан
      • Новости
        • Road Show 2016
      • Часто задаваемые вопросы
      • Лизинг
      • Фото банк
      • Вакансии
    • Контакты
      • Алдан
      • Нерюнгри
    • SCANIA NTG
    • Техника в наличии
    • Электростанции
      • 200 кВт
      • 300 кВт
      • 400 кВт
      • 500 кВт
      • Статьи, вопросы
        • Расход топлива
    • Продажа техники
      • Scania 2017
      • Выбор тягача
      • Тягачи Scania G-серии
      • Тягачи на метане
      • Тягачи Скания — отзывы
        • R620 6×6 V8 (02.15)
        • R620 V8 6×6 (12.15)
        • Scania R560
      • Седельные тягачи
        • Scania Streamline
        • Тягачи Griffin
          • P400 6×4 HSA
          • P440 6×4 HSZ
          • G400 4×2 HNA
        • P серия
          • Фургон изотерм 6×2
        • Scania G-серия
          • G420 6×4
        • P400 6×6 EHZ
        • Scania R-серия
          • R730 V8
          • R560 6×4
          • R620 6×4
      • Самосвалы
        • Карьерные самосвалы
          • R 500 CB10X4х6 EHZ
          • Углевозы
          • G440CB 8×8 EHZ
        • Самосвалы 6×4
        • Самосвалы 8×4
        • Самосвалы 6×6
        • Самосвалы 8х8
        • Самосвалы 10х4
      • Карьерная техника
      • Спецтехника Scania
        • Автовозы
        • Бензовозы
        • Бетоносмесители
        • Ломовозы
        • Мусоровозы
        • Подметально-уборочная
        • Смесительно-зарядные
      • Продажа лесовозов
        • Сортиментовоз
        • Сортиментовозы 6х4
        • Тест R500
      • Тягачи Scania Off Road
        • Строительная техника
      • Основные компоненты
        • Двигатели
          • Common Rail XPI
        • Кабины
          • Длинные кабины
          • Дневные кабины
          • Короткие кабины
        • Трансмиссия
        • Шасси Scania
      • Автобусы
        • Городские/пригородные
        • Междугородные автобусы
          • Scania Higer A80
          • Scania Лиаз
      • Выбор тягача б/у
      • Прицепы
        • Автовозы полуприцепы
        • Автофургоны
        • Выбор полуприцепа
        • Контейнеровозы
        • Лесовозы
        • Для нефтегазовой отрасли
        • Самосвальные
          • Самосвальный прицеп ТОНАР
        • Тентовые полуприцепы
        • Шторные полуприцепы
        • Полуприцепы Wielton
          • Бортовой тентовый
          • Самосвальный
          • Изотермический
        • Прицепы Новосиб АРЗ
      • Двигатели
        • Сервис двигателей Scania
    • Запчасти
      • Запчасти, оси SAF
      • Наборы ТО
      • Насос-форсунки PDE
      • AdBlue ( мочевина ) продажа
      • Цены на запчасти
      • Сувениры
    • Сервис
      • SCANIA FLEX
      • Scania Драйв
      • График ТО Скания
      • Дистанционная диагностика
      • Запись в сервисный центр
      • Обучение водителей
      • Обратная связь
      • Сервисная поддержка техники Scania для…
      • Сервисные контракты
      • Мониторинг (FMS)
        • Пакет Контроль
        • Пакет Мониторинг
      • СоТО

    Тест сортиментовоза Scania К50

    Сортиментовоз Scania R 500: репортаж с делянки

    Текст: Максим Сергеев

    200 км по заснеженным грунтовкам вологодской области на лесовозном автопоезде Scania R500 с полной загрузкой через метель. Это не сюжет триллера на производственную тему – это обычный рабочий день в Бабаевском Леспромхозе. С одной лишь разницей, что за рулем, ваш покорный слуга.

    Еще 25-30 лет назад лесовозы работали на коротком плече 10-20 км, дальше просто никто бы не поехал – невыгодно. А сегодня, особенно летом, разрабатывают делянки, с которых приходится вывозить лес за 250-300 км. Объяснений этому много, и одно из них, как раз в том, что коренным образом изменилась технология лесозаготовки. Если раньше деревья пилили, практически вручную, обрубали ветки и потом трелевочный трактор выволакивал хлысты на дорогу… То теперь, лес заготавливают сортиментами. Лес в 21 веке не рубят, во всяком случае, ни одного топора мне увидеть не удалось, зато удалось посмотреть на современные лесозаготовительные комплексы. Названия у них рычащие: харвестер и форвардер. А если переводить эти названия на русский язык, то получается еще впечатляюще, например, харвестер – это «валочно – сучкорезно – раскоряжевочная машина». Харвестер спиливает дерево, освобождает его от коры и сучьев, и пилит на бревна определенного размера по 4-5-6 метров. Это и есть сортименты. Наиболее распространенная размерность 4 м и 6 м. Под эти размеры и строят современные сортиментовозы. Машина, на которой мне предстоит отработать целый день пока единственная в леспромхозе – это шикарная Scania R500 с колесной формулой 6Х4, двигателем V8 (объем 16 л), мощностью 500 л.с., автоматизированной трансмиссией OptiCruise, межколесными и межосевыми блокировками в задней тележке и просторной спальной кабиной. Остальные ездят на лесовозах попроще – Scania P440, тут устанавливается рядная шестерка, объемом 13 л., мощностью 440 л.с. и механическая коробка передач. Да и кабина серии Р пониже. Забегая вперед могу сказать, что при всех достоинствах автоматизированных трансмиссий, местные водители все-таки предпочитают механику, с их точки зрения именно механическая КП позволяет полностью сохранять контроль над машиной. Так это или нет – мне судить сложно, но обо всем по порядку.

    В настоящее время есть два варианта лесовозных автопоездов. Первый – это «голова с полуприцепом». Преимущество таких автопоездов очевидны: гораздо меньше требования к квалификации водителя, лучше маневренность и, при наличии погрузчика на делянке и на месте разгрузки, выше оборачиваемость.Мне же достался второй вариант: машина с кузовом под 6-метровый сортимент, лесовозная надстройка установлена отечественной компанией В-Кран, а комплектующие (щит и алюминиевые коники) финской компании Alucar, и манипулятор Pulfinger с вылетом стрелы 10 м. Плюс, четырехосный прицеп-роспуск, с двускатной ошиновкой, АБС и кучей электроники. Колеса, кстати, на прицепе с посадочным диаметром – 18 дюймов.

    В сложенном варианте на прицеп помещается два пакета 4-метровых сортиментов, в разложенном два по 6 м. Но в максимально раздвинутом состоянии сейчас никто не работает, габаритная длина далеко выходит за максимально разрешенные у нас 20 м – это под «скандинавскую сцепку» – 25,25м (максимально разрешенная длина автопоезда в Швеции, Норвегии и Финляндии). А в наших условиях приходится грузить два пакета по 4 м. Масса машины 14 тонн, масса прицепа — 8 тонн. Итого: 22 т, а мы еще даже не тронулись с места. Плюсы такого лесовоза тоже очевидны – выше автономность, сами себя грузим и разгружаем. Но выше эксплуатационные расходы, приходится таскать с собой еще и манипулятор, который тоже весит немало. И очень высокие требования к квалификации водителя. Ему не просто надо довести машину, но еще и погрузить/разгрузить. А это виртуозная операция, которая требует не просто обучения, но и постоянного нарабатывания опыта. Здесь опыт решает все – чем больше опыта и навыка, тем быстрее будет грузиться автопоезд, и выше оборачиваемость транспорта. Понятно, что у меня такой квалификации нет, строго говоря я и за рулем лесовоза с манипулятором впервые. Поэтому со мной в качестве инструктора и оператора едет водитель, который постоянно работает на этом сортиментовозе Scania.

    Утро туманное, утро седое

    Утром, выглянув в окно, я подумал, что за окном туман… Но это не туман, твою дивизию, это мелкая метель. Не видно ничего от слова «совсем»… В середине декабря на русских северах день короток, и это хорошо! Большинство водителей, и я в их числе, предпочитают ездить по зимникам в сумерки или ночью: свет фар высвечивает рельеф, и ты видишь бугры и выбоины. А днем, если нет солнца и сыплет вот такой снежок, за лобовым стеклом серенькая муть и что произойдет с машиной в следующий момент можно только догадываться. Мне досталась средняя дистанция, от перевалочной базы в поселке Бабаево, Вологодской области, до места погрузки в лесу — всего 104 км. Из них на асфальт приходится около 70 км. И асфальт этот условный, дорогу конечно чистят бульдозерами, но ни чем не посыпают, так что ехать приходится по укатанному снегу и асфальтовая часть пути отличается от грунтовки только тем, что она немного ровнее. Два часа до делянки, час на погрузку, два часа обратно и полчаса на разгрузку… Итого, даже при максимальной интенсивности и отсутствии форс-мажора, в день максимум два рейса или 400 км по укатанному снегу сквозь метель… Естественный вопрос, и сколько парни зарабатывают при таких раскладах? (Все любят считать деньги в чужих карманах). Спрашивали – отвечаем, средняя зарплата 60-80 тыс. руб. Зимой больше, летом меньше. Почему? Да просто потому, что летом древесина идет, в основном на бумагу, дороги расползаются и ездить за ней приходится далеко. Зимой, древесина деловая (для строительства и т.д.) – она существенно дороже, да и забирать ее, по промерзшим зимникам, ближе. Вот такая арифметика. К слову, если забраться севернее, в республику Коми, то там заработки еще выше, но и работают там вахтовым методом.

    Читайте также:  Лучшие АКПП и двигатели для Toyota HiAce, характеристики, бензиновые, дизельные ДВС

    Ну это все лирика, а у нас реальный рейс

    Кабина серии R – самая просторная в сегодняшнем поколении Scania, интерьер привычный, рассказывать о нем особенно нечего, разве что стоит упомянуть, что диапазоны регулировки руля и водительского сиденья одни из лучших в классе. Приблизительно такие же регулировки есть и у Merceds Actros четвертого поколения, но четвертый Актрос в наших краях зверь еще пока очень редкий, а в ипостаси лесовоза я его, вообще не видел. Поэтому, убедить меня в том, что есть машина более комфортная с водительской точки зрения, чем Scania очень сложно. Пристегиваемся, автоматизированную коробку в нормальный режим, сбрасываем ручник и трогаемся. 500 сильный V8 тянет автопоезд не чувствуя, что, в принципе, неудивительно. Особенности эксплуатации на укатанном снегу в том, что нельзя пользоваться штатным ретардером, чтобы «не сложить автопоезд», ведь при использовании ретардера тормозное усилие приходит только на ведущие колеса, а хвост живет совершенно самостоятельной жизнью, но и пользоваться штатными тормозами приходится ооочень аккуратно – дорога, прокатанная бульдозером, неровная и в какую сторону может стащить машину предсказать невозможно. До делянки доехали без происшествий за два часа. Я вылез из-за руля, а постоянный водитель машины уселся за рычаги манипулятора. Когда на манипуляторе работает мастер – завораживающее зрелище, кадры из фильма «Восстание машин»… 25-30 минут и машина полностью загружена, остается только утянуть сортименты ремнями. Всего, на машину и прицеп помещается около 50 кубов елового леса, а это около 35 тонн! Плюс, как мы помним, снаряженная масса автопоезда 22 тонны. Итого: 57 тонн… по зимнику… В общем, работают здесь парни с железобетонными нервами. Коробку OptiCruise переводим в силовой режим, и аааааккуратненько, поигрывая педалью газа, трогаемся с места. В этом режиме коробка перебирает передачи строго по одной. На набор 50 км/ч уходит минуты полторы – две. И дальше начинается таежная одиссея… Морские ассоциации появляются потому, что поведение машины изменилось кардинально, 500-сильный V8 уверенно тянет 57 тонн по снегу, но если по дороге на делянку нас все время потряхивало на ухабах, то по дороге обратно машина идет, как большая моторная яхта, мягко переваливаясь на больших неровностях, а мелкие и вовсе растворяются в подвеске.

    Уже начинаются сумерки, а это значит, что в свете фар можно увидеть по какому рельефу едешь, что совершенно не лишне с полной загрузкой. Пока мы ехали 30 км до асфальта мне было совсем не холодно, больше того, я вообще плохо помню, что было вокруг, все внимание было сосредоточено на руле и педали тормоза, случись чего тормозить надо с ооочень большим запасом. А весь обратный путь занял чуть меньше 2,5 часов. Кстати, разгрузка занимает на треть меньше времени, чем погрузка, ну а когда ее видишь в темноте – это вообще механический балет. Вот и все, закончилась смена, остается рассказать о расходе топлива. Понятно, что у меня нет того опыта, какой есть у местных водителей, но с учетом работы манипулятора, полной загрузки и того, что весь обратный путь пришлось ехать в силовом диапазоне, средний расход получился 84 л/100 км. Обновление местного автопарка началось не так давно, но идет очень бодрыми темпами, практически повсеместно отечественную технику вытесняют иномарки. Это неудивительно, две Scania везет столько же, сколько и три отечественных грузовика, меньше требует топлива и не ломается при этом. А еще технику Scania здесь любят за относительную простоту конструкции и высокий коэффициент выхода на линию. Шведские машины одни из немногих которые заводятся без проблем в -45 град С.

    Тест лесовоза Scania R500. Восстание Машин или Вся правда о лесоповале

    Фраза «загнать на лесоповал» давно стала в русском языке нарицательной и носит ярко негативный характер. Сразу всплывает всевозможная чушь про зеков с пилами и топорами…

    Все это несусветная чушь, и чтобы посмотреть каково это работать на современном лесоповале, я поехал в Бабаевский ЛесПромХоз, где и стал на один день водителем обычного лесовоза Scania R500.

    Ну точнее, не совсем обычного, такой там пока всего один, остальные ездят на машинах попроще и подешевле.

    Но мне достался топовый сортиментовоз Scania R500 с высокой спальной кабиной, двигателем V8, автоматизированной трансмиссией OptiCruise и колесной формулой 6Х4.

    Лесовозная надстройка установлена отечественной компанией В-Кран, а комплектующие (щит и алюминиевые коники) финской компании Alucar, и манипулятор Pulfinger с вылетом стрелы 10 м. Плюс, четырехосный прицеп-роспуск, с двускатной ошиновкой, АБС и кучей электроники.

    Масса машины 14 тонн, масса прицепа — 8 тонн.

    Еще 20 лет назад лесовозы работали на плече 10-20 км, за 30 км возить лес никто не стал бы — невыгодно…

    Сейчас все поменялось кардинально, не редкостью стали рейсы по 300-400 км. Но мне досталась средняя дистанция, от перевалочной базы в поселке Бабаево, Вологодской области, до места погрузки в лесу — всего 104 км. Из них на асфальт приходится около 70 км. И асфальт этот условный, дорогу конечно чистят бульдозерами, но ни чем не посыпают, так что ехать приходится по укатанному снегу и асфальтовая часть пути отличается от грунтовки только тем, что она немного ровнее.

    Два часа до делянки, час на погрузку, два часа обратно и полчаса на разгрузку… Итого, даже при максимальной интенсивности и отсутствии форс-мажора, в день максимум два рейса или 400 км по укатанному снегу сквозь метель…

    Погрузка и путь домой

    При помощи манипулятора, водитель-оператор загружает пакетом 6-метровых сортиментов саму машину и еще два пакета 4-метровых сортиментов влезают в прицеп. Всего окло 50 кубов елового леса, а это 35 тонн. Плюс 22 тонны самого автопоезда… Итого 57 тонн!

    По укатанному снегу!

    Тут ретардером пользоваться нельзя, чтобы не «сложить» автопоезд, а рабочими тормозами ооооочень аккуратно.

    Коробку в силовой режим, и меееедленно трогаемся, понемногу набираем 50 км/ч и катимся на разгрузку…

    Машина едет уверенно и мягко, по ощущениям напоминая большой океанский катер.

    Купить лесовозы «Скания» (Scania), полноприводные тягачи 6х6, узнать подробнее о спецификациях лесовозов SCANIA Вы можете в офисе официального дилера SCANIA на Дальнем Востоке — компании»ДВ Скан». Наши телефоны (4212) 200-315 (отдел продаж), 24-00-45 или 76-14-17.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock detector